АСАФЬЕВ

АСАФЬЕВ

Борис Владимирович [лит. псевд. Игорь Глебов] (17.07.1884, С.-Петербург - 27.01.1949, Москва), рус. музыковед и композитор, акад. (1943), народный артист СССР (1946), автор классических трудов по истории музыки, балетов, опер, симфоний и др. муз. сочинений. А. был знатоком правосл. церковного пения. Детские годы его прошли вблизи Александро-Невской лавры, певчие к-рой были нередкими гостями в доме Асафьевых. Интерес к рус. истории, иконописи и архитектуре развился у А. во время обучения на историко-филологическом фак-те С.-Петербургского ун-та (1903-1908), где его учителями были С. Ф. Платонов, Г. В. Форстен, А. С. Лаппо-Данилевский, Д. В. Айналов и др. А. дружил с В. В. Стасовым, занимался музыкой под рук. Н. А. Римского-Корсакова и А. К. Лядова (1904-1910).

Первые статьи о рус. церковной музыке А. опубликовал в журналах «Музыка» и «Музыкальный современник» в 1915-1916 гг. Нек-рые из них были посвящены сочинениям А. Д. Кастальского, интерес к наследию к-рого, вылившийся в дружбу с композитором, А. испытывал до конца дней, немало способствуя признанию творчества Кастальского в среде светских музыкантов. Тогда же А. и издатель П. П. Сувчинский задумали публикацию материалов по истории рус. церковного пения первоначально в «Музыкальном современнике», а затем в новом периодическом изд. «Мелос», пригласив к участию в них ряд композиторов и исследователей. Предполагалась также публикация «Воспоминаний» С. В. Смоленского. В 1918 г. во 2-й кн. «Мелоса» были опубликованы статьи Кастальского «Простое искусство и его непростые задачи» и «Церковное пение и Московское Синодальное училище». Материалы 3-й книги, посвященной церковному искусству, погибли вместе с архивом «Мелоса» в 1919 г. В нее входили работа А. «Ритм в древнерусской живописи», его статьи о Кастальском и о знаменном распеве, статьи свящ. Д. В. Аллеманова, А. В. Никольского, Кастальского и др.

В 20-30-х гг. ХХ в., как руководитель отдела истории музыки Ин-та истории искусств в Петрограде, А. поддерживал исследования церковной музыки, проводившиеся проф. А. В. Преображенским. В 1925- 1927 гг. А. участвовал в музыкально-краеведческих экспедициях ин-та, занимаясь, в частности, выявлением старообрядческих певч. рукописей и разработкой принципов экспедиционной работы.

На материалах лекций, прочитанных в научно-муз. отд-нии Ленинградской консерватории (профессором к-рой он стал в 1925), А. написал кн. «Русская музыка» (1926-1928), в к-рой была показана связь муз. традиции последних столетий с наследием прошлого. По мысли автора, церковная музыка была важной составляющей рус. муз. искусства. Однако при первой публикации книги в 1930 г. значительная часть материалов о церковном пении была изъята и впосл. утрачена.

В кон. 1941 - нач. 1942 г. в блокадном Ленинграде А. сочинил цикл церковных хоров, посвятив их памяти Кастальского. В музыковедческих работах этого времени часто возникает тема духовной музыки, национальную самобытность рус. музыки ученый определяет характером мелоса, берущего начало в церковном и фольклорном муз. наследии.

В 1944 г. А. принял участие в организации сектора музыки вновь образованного Ин-та истории искусств АН СССР, став его первым руководителем. В планах работы сектора значатся подготовка и выпуск серии «Памятники русской музыкальной культуры», эту идею ученый вынашивал с 20-х гг. Тома серии, посвященные памятникам церковной музыки, вышли в свет лишь в 70-80-х гг. XX в.

Муз. cоч.: РГАЛИ. Ф. 2659. Оп. 1. № 208. Л. 32 об.- 33: «Свете тихий (не завершено); Ф. 2658. Оп. 1. № 171: «Трисвятое», «Свете тихий» (опубл. в кн.: Келдышевский сборник. М., 1999. С. 296), «Богородице Дево», «Рождество Твое, Христе Боже наш» (2 варианта), «Дева днесь» (2 варианта), «Христос воскресе», «Ангел вопияше».

Соч.: Русская музыка от нач. XIX столетия. М.; Л., 1930; Russian Music. From the beginning of the 19th Century. Ann Arbor (Mich.), 1953; Русская музыка, XIX и нач. XX в. Л., 1978. 19792; статьи: Духовный концерт Придворной певческой капеллы (6, XI, 1916) // Хроника журнала «Музыкальный современник». 1916. № 5/6. С. 6-8; А. Д. Кастальский // Музыка и революция. 1927. № 1. С. 9-10; Кастальский (вместо некролога) // Совр. музыка. 1927. № 19. С. 223-229; Через прошлое к будущему. Цикл статей // Сов. музыка. 1943. № 1. С. 7-30; О Кастальском // Там же. 1951. № 12. С. 35; «Напутствие» // Асафьев Б. В. Избр. труды. М., 1953. Т. 4. С. 69-75; Рахманинов. «Всенощная древних роспевов», [О хоровом стиле Кастальского], [Характерные особенности искусства Кастальского], А. Д. Кастальский // Асафьев Б. В. О хоровом искусстве. Л., 1980. С. 59-62, 90-96, 101-103; библиографические заметки: Н. Ковин. Курс теории хорового церковного пения в примерах и образцах. 2-е изд. П. Юргенсона // Музыка. 1915. № 217. С. 230-231; А. Кастальский. Общедоступный самоучитель церковного пения. С прил. нотной тетради. Изд. А. Ф. и В. А. Федоровых // Музыка. 1915. № 231. С. 471; В. Н. Всеславинский - учитель пения и регент, г. Пошехонье, Ярославской губернии. «Певческие листки» для деятелей школьно-клиросного и общенародного пения в сельских (и им подлежащих) приходах. Вып. 1. Август 1915 г. Листки № 1, 2, 3, 4 // Музыка. № 232. С. 486-488; нотографические заметки: Н. Черепнин. Духовно-музыкальные сочинения для смешанного хора, № 4, 5, 6, 7; Драгомиров-Толстяков. «От юности моея» - для смешанных голосов; К. Шведов. «Разбойника благоразумнаго». Изд. а) для смешанного хора, б) для трех солистов, в) для солистов в упрощенном виде; В. Калинников. Духовно-музыкальные сочинения для смешанного хора, № 13, 14, 15, 16 и 17. Изд. П. Юргенсона // Музыка. 1915. № 226. С. 390-391; Андреев-Оксар А. Церковные хоры для смешанных голосов. Изд. П. Юргенсона // Музыка. № 228. С. 422; М. Ф. Маттисон. «Церковное пение»: Учебник церк. пения, сост. по программе жен. епарх. училищ. Ч. практ. Вып. 1-3. Изд. П. Юргенсона // Музыка. 1915. № 229. С. 438-439; А. Д. Кастальский. Духовно-музыкальные сочинения №№ 74-79; Образцы церковного пения на Руси в ХV-ХVI вв. // Музыка. 1916. № 248. С. 158-160.

Лит.: Воспоминания о Б. В. Асафьеве / Сост. А. Крюков. Л., 1974; Материалы к биографии Б. В. Асафьева / Сост., вступ. статья и коммент. А. Н. Крюкова. Л., 1981; Орлова Е., Крюков А. Академик Борис Владимирович Асафьев. Л., 1984; Зверева С. Неизвестный Асафьев // ПКНО, 1998. М., 2000. С. 187-198.

С. Г. Зверева


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "АСАФЬЕВ" в других словарях:

  • Асафьев — Асафьев, Борис Владимирович Борис Владимирович Асафьев Дата рождения 17 (29) июля 1884(1884 07 29) Место рождения Санкт Петербург, Российская империя Дата смерти …   Википедия

  • АСАФЬЕВ — Борис Владимирович (литературный псевдоним Игорь Глебов) (1884 1949), музыковед, композитор, академик АН СССР (1943), народный артист СССР (1946). Один из основоположников современной отечественной музыкалькой науки ( Музыкальная форма как… …   Русская история

  • АСАФЬЕВ — Борис Владимирович (литературный псевдоним Игорь Глебов) (1884 1949), музыковед, композитор. Один из основоположников отечественного музыковедения 20 в. Труд Музыкальная форма как процесс (1930 47), монографии о русской музыке и др. Балет Пламя… …   Современная энциклопедия

  • Асафьев —         Борис Владимирович [17(29).7.1884, Петербург, 27.1.1949, Москва], советский музыковед и композитор, академик АН СССР (1943), народный артист СССР (1946). Родился в семье служащего. Окончил историко филологический факультет Петербургского… …   Большая советская энциклопедия

  • Асафьев Б. В. —         Борис Владимирович (лит. псевдоним Игорь Глебов) (17 (29) VII 1884, Петербург 27 I 1949, Москва) советский музыковед и композитор. Нар. арт. СССР (1946). Академик (1943). В 1908 окончил историко филологич. ф т Петерб. ун та, в 1910 Петерб …   Музыкальная энциклопедия

  • Асафьев — АСАФОВ АСАФЬЕВ САФИН Асафий вариант имени Иосаф, заимствованного русскими у греков, а греками у древних евреев. (Ф). От народной формы крестильного имени Иосаф Бог собирал (др. евр.). (Э) Сафин от Сафа, краткой формы этого имени. (Источник:… …   Русские фамилии

  • АСАФЬЕВ — Борис Владимирович (псевд. Игорь Глебов) [17(29).7.1884, Петербург, 27.1.1949, Москва], музыковед, композитор, педагог, акад. АН СССР (1943), нар. арт. СССР (1946). Основоположник крупной музыковедческой школы. Окончил ист. филол. ф т Петерб. ун… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Асафьев Б. В. — АСÁФЬЕВ Борис Владимирович (1884–1949), музыковед и композитор, нар. арт. СССР (1946), акад. АН СССР (1943). Окончил историко филологич. ф т Петерб. ун та (1908), Петерб. консерваторию (1910). Один из основоположников сов. музыковедения.… …   Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

  • Асафьев Борис Владимирович — [17(29).7.1884, Петербург, ‒ 27.1.1949, Москва], советский музыковед и композитор, академик АН СССР (1943), народный артист СССР (1946). Родился в семье служащего. Окончил историко филологический факультет Петербургского университета (1908) и… …   Большая советская энциклопедия

  • Асафьев Борис Владимирович — (литературный псевдоним Игорь Глебов) (1884—1949), музыковед и композитор, академик (1943), народный артист СССР (1946). Родился в Петербурге. Окончил историко филологический факультет университета (1908) и консерваторию (1910). С 1910… …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»