АТУМ

АТУМ

[ егип. - tm, аналог семит. tmm - быть несуществующим (отсюда семит. Тиамат - олицетворение первичной бездны) и в то же время исчерпывающая полнота], одно из наиболее распространенных в егип. религии имен бога-творца в его солнечном образе с начала письменности (в т. ч. и в личных именах). А.- заходящее солнце, прошедшее полноту дня. В стеле царя Антефа (ок. 2100 до Р. Х.) он именуется как «тот, кто светит светом вечерним» и олицетворяет образ умирающего дневного светила, как и Ра. А. и Ра, т. о., иногда сливаются в одном имени Ра-Атум, но могут на первый взгляд и противопоставляться, напр.: «Был Ра владыкой двух восьмериц (богов), а владыкой людей был Нефертем (nfr tm - благая полнота, цветущий Атум)» (Pyr. 483). Ра под именем дающего жизнь Солнца объявляется владыкой чистых бессмертных духов, под именем же А.- царем смертного человечества. Египтяне верили, что бог, обрекая людей на смерть, возродит их к новой жизни, когда, побеждая тьму ночи, взойдет утреннее солнце Хепри-Ра. «Я - утром Хепри, Ра - в полдень, Атум - вечером»,- поясняется в Текстах Пирамид. «Они (боги.- А. З.) вводят тебя в бытие, как входит в бытие Ра в имени его Хепри; ты проплываешь близ них, как Ра в имени его Ра; ты отворачиваешь от них лик свой, как Ра в имени его Атум» (Pyr. 1695),- говорится о человеке, победившем смерть и соединившемся с богом. В егип. эсхатологии все части тела прошедшего через смерть человека отождествлялись с А., чем, по-видимому, достигались 2 цели: обожение, когда все тело воскресшего и бог - одно, и полнота, целостность, что выражено через понятие «tm». Смерть разрушительна, а все части тела воскресшего целостны, следов., и сам человек жив: «О Унас! Ты не приходишь мертвым, ты приходишь живым. Воссядь на престоле Осириса. Скипетр твой в деснице твоей... Руки твои - Атум. Плечи твои - Атум. Чрево твое - Атум... Сколь прекрасным стало твое бытие! О Унас, воскрес ты (букв. «стал Aтумом».- А. З.) среди братьев твоих богов. Свершилось!..» (Pyr. 134-135, 221a-b).

Распространенная в научной среде во 2-й пол. ХХ в. идея о вытеснении почитания А. культом Ра в связи с воцарением V Гелиопольской династии (по мнению Х. Кееса, основанная на тексте сказки папируса Весткар (вид. XII дин.)) в наст. время имеет мало сторонников. Г. Франкфорт полагает, что «Атум и Ра суть два различных аспекта единого бога, являющего себя в Солнце» (Frankfort. P. 379). По мнению В. Барты и Х. Гёдике, во времена Древнего Царства существовало представление о том, что «энергийное проявление Ра, пребывающего в покое Абсолюта» явилось в «понятии Ра-Атум, т. е. Солнце Атума» (Goedicke. P. 207). В ранние периоды египет. истории было наиболее известно имя «А.», позднее оно заместилось именем Амон, к-рое в сочетании Амон-Ра стало наименованием бога-творца, тем не менее и А. продолжало употребляться до последних веков египет. язычества во времена Нового Царства, что отразилось, напр., в молитвах из папируса Анастаси II (Pyr. Anastasi II, 9,2-10,1): «Приди ко мне, о Ра-Хор-ахти, водительствуй мною. Ты тот, кто творит и нет никого, творящего без тебя, чтобы ты не был с ним. Приходи ко мне, о Атум, каждый день! Ты - царствующий Бог!» (цит. по: Gardiner. P. 16).

. .

Ист.: Sethe K. Die altägyptischen Pyramiden texten. Lpz., 1908-1922. Bd. 1-4; JNES. 1943. N 2. P. 258-259. Рl. 36.

Лит.: Gardiner A. H. Late-Egyptian Miscellanies. Brux., 1937. P. 16; Frankfort H. Kingship and the Gods: A Study of Ancient Near Eastern Religion as the Integration of Society and Nature. Chicago, 1948. P. 379; Kees H. Der Götterglaube im Alten Ägypten. B., 19562; Barta W. Untersuchungen zum Götterkreis der Neunheit // Münchner Ägyptologische Studien. Münch.; B., 1973. Bd. 28; Goedicke H. Unity and Diversity in the Oldest Religion of Ancient Egypt // Unity and Diversity. Baltimore; L.,1975. P. 207; Myslewiec K. Studien zum Gott Atum. Hildesheim, 1978-1979. Vol. 2.

Зубов


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "АТУМ" в других словарях:

  • Атум — в иероглифах …   Википедия

  • АТУМ — (itmw), в египетской мифологии бог солнца, демиург, возглавляющий гелиопольскую эннеаду, один из древнейших богов. Во многих текстах А. называется вечерним, заходящим солнцем. Изображался человеком с двойной короной на голове (его эпитет «владыка …   Энциклопедия мифологии

  • АТУМ — АТУМ, в египетской мифологии один из древнейших богов, главный демиург (см. ДЕМИУРГ) в гелиопольской космогонии (см. КОСМОГОНИЯ), возглавлявший Великую Эннеаду (см. ВЕЛИКАЯ ЭННЕАДА), воплощение вечернего заходящего солнца. В текстах Пирамид (см.… …   Энциклопедический словарь

  • Атум — у древних египтян один из древнейших богов, бог солнца, демиург. Изображался человеком с двойной короной на голове. Атум бог вечернего, заходящего солнца (ср. с богом солнца Ра) …   Исторический словарь

  • АТУМ — в египетской мифологии один из древнейших богов, главный демиург в гелиопольской космогонии, возглавлявший Великую Эннеаду, воплощение вечернего заходящего солнца. Постепенно культ Атума сливается с культом Ра …   Большой Энциклопедический словарь

  • Атум — (м) целый Египетские имена. Словарь значений …   Словарь личных имен

  • Атум — Атум, в древнеегипетской религии и мифологии бог солнца, демиург (творец вселенной), возглавляющий гелиопольскую эннеаду — «девятку» богов. Изображался человеком с двойной короной на голове (его эпитет — «владыка обеих земель», то есть… …   Энциклопедический справочник «Африка»

  • Атум — у древних египтян один из древнейших богов, бог солнца, демиург. Изображался человеком с двойной короной на голове. Атум бог вечернего, заходящего солнца ( ) …   Энциклопедический словарь «Всемирная история»

  • Атум —          в егип. миф. бог солнца, демиург, возгл. гелиопольскую эннеаду, один из древнейших богов. Во мн. текстах А. назыв. вечерним, заходящим солнцем. Изображ. человеком с двойной короной на голове (его эпитет «владыка обеих земель», т.е. Верх …   Древний мир. Энциклопедический словарь

  • Атум — (егип.)  – бог солнца, демиург, один из древнейших египетских богов. По легенде о сотворении мира, А., «создавший сам себя», возник из первобытного хаоса вместе с первозданным холмом. Он проглотил собственное семя, а затем выплюнул изо рта богов… …   Мифологический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»