БАЛАШОВ Дмитрий Михайлович

БАЛАШОВ Дмитрий Михайлович

Дмитрий Михайлович (7.12.1927, Ленинград - 17.07. 2000, дер. Козынево Новгородского р-на Новгородской обл.), прозаик, филолог-фольклорист. Окончил театроведческое отд-ние Ленинградского театрального ин-та и аспирантуру отдела фольклора Ин-та рус. лит-ры АН СССР (Пушкинского Дома). В 1962 г. защитил канд. дис. «Древняя русская эпическая баллада». В 1961-1968 гг. являлся научным сотрудником Карельского филиала АН СССР в Петрозаводске. Результатом научных исследований и экспедиций Б. стали многочисленные труды о фольклоре Русского Севера. В нач. 60-х гг. ХХ в. Б. выступал против кампании по сносу церквей, стал одним из организаторов Всероссийского об-ва по охране памятников истории и культуры, опубликовал ряд очерков в ж. «Молодая гвардия». В 70-80-х гг. высказывался против проекта поворота сев. рек на юг, выступал в печати в защиту национальной самобытности рус. народа. С 1985 г. жил в Новгороде. Б. является одним из создателей Фонда слав. письменности и культуры. В 90-х гг. публиковал острые статьи в защиту национального достоинства, целостности Российского гос-ва. Убит при невыясненных обстоятельствах, похоронен в Зеленогорске под С.-Петербургом.

К художественному творчеству Б. обратился в зрелом возрасте. Первая повесть Б. «Господин Великий Новгород» (1967) изображала жизнь новгородского общества XIII в. Роман «Марфа-посадница» (1972), в к-ром история присоединения Новгорода к Московскому вел. княжеству была показана через восприятие новгородцев, отличался апологией «воли», симпатией к новгородским еретикам XV в. (см. Жидовствующие) при явной антипатии к москвитянам и деятелям правосл. Церкви.

Главный труд Б.-писателя - цикл «Государи Московские», к-рый включает романы «Младший сын» (1975), «Великий стол» (1979), «Бремя власти» (1981), «Симеон Гордый» (1983), «Ветер времени» (1987), «Отречение» (1988-1989), «Похвала Сергию» (1992), «Святая Русь» (1991-1997), «Воля и власть» (2000),- представляет собой хронику-эпопею, охватывающую период 1263-1425 гг. В романах Б. широко отражены исторические события, геополитическое положение Руси, жизнь главнейших княжеств, быт и нравы всех сословий.

В художественную ткань творений Б. включены произведения древней рус. и переводной лит-ры, в романах раскрывается смысл произведений иконописи и церковного зодчества. Опираясь на труды Г. М. Прохорова, Б. старался показать значение исихазма для Руси. В цикле воплощены мн. исторические и этнические гипотезы Л. Н. Гумилёва, горячим приверженцем и пропагандистом пассионарной теории к-рого был Б.

В романах «Бремя власти», «Симеон Гордый» и «Ветер времени» проблема цели и средств трактуется Б. через ключевое понятие «греха ради блага»: преступления, совершаемые персонажами ради высшей цели, расцениваются как подвиг, мученичество. Евангельские слова «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин 15. 13) трактуются Б. как сознательное обречение души на адские муки ради блага ближних. Последовательно приписывая рус. князьям и митрополитам мысль, что «погубление» души есть жертва, избавляющая страну от бедствий, романист отходит от реального изображения свойственного эпохе правосл. сознания. Б. утверждал идею невозможности святости (отождествляемой с безгрешностью) в мирской жизни. Из всех типов святости он рассматривал в качестве подлинного лишь один - пустынножительство. Мессианский мотив связывал с фигурой прп. Сергия Радонежского, к-рый противопоставлен всей «земле» как «спаситель».

Книги Б. вводят читателя в круг средневек. историко-философской мысли. В спорах героев, в рассуждениях автора сталкиваются, противоборствуют, накладываются друг на друга различные философские взгляды, богословские представления. Часто автор ведет спор-диалог с самим собой. Абсолютизация крайностей нередко приводит Б. к дуализму, противопоставлению духа и плоти, сакрального и мирского. Отголоски мистических и еретических учений (зороастризма, гностицизма, манихейства) слышатся в рассуждениях романиста о добре и зле как 2 извечных первоначалах, борьба между к-рыми признается необходимой для поступательного развития человечества.

В финальных романах цикла («Святая Русь», «Воля и власть») правосл. вероучение отражено более глубоко и последовательно. На смену идеям, далеким от правосл. миропонимания, приходят темы эсхатологические, лейтмотивом становится мысль о милосердном и справедливом Суде Господнем, к-рый рассудит все дела людские. Явственно звучит тема Промысла Божия, непостижимыми путями проводящего страну и народ через историческое бытие. В 1997 г. за цикл «Государи Московские» Б. награжден Большой Российской лит. премией.

Последние очерки и рассказы Б. собраны в кн. «Любовь» (1999), название ей дал очерк о правосл. «славянском ходе» по Балканским странам в поддержку Югославии и слав. единства, одним из организаторов и участников к-рого был писатель. Анализ причин, поставивших Россию в канун 3-го тыс. на грань выживания, и программа спасения гос-ва предложены Б. в последней работе «Заметки на полях истории», опубликованной посмертно.

Соч.: Собр. соч.: В 6 т. М., 1991-1993; Похвала Сергию. М.; СПб., 1992; Святая Русь. М., 1997; Любовь: Повести и рассказы // Роман-газета. 1999. № 3; Воля и власть // Там же. 2000. № 5, 6; Заметки на полях истории // Наш современник. 2000. № 12.

Лит.: Бондаренко В. Г. Полет стрелы времени // Звезда. 1983. № 8; Рогощенков И. К. Без праздника и хлеб горек // Критика и время. Л., 1984; Казинцев А. И. Чтобы не погасла свеча // Лит. обозрение. 1985. № 8; Любомудров А. М. Вечное в настоящем: Лит. исслед. М., 1990; Гумилев Л. Н. Бремя таланта // Балашов Д. М. Собр. соч.: В 6 т. М., 1991. Т. 1.

А. М. Любомудров


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "БАЛАШОВ Дмитрий Михайлович" в других словарях:

  • БАЛАШОВ Дмитрий Михайлович — (р. 1927) русский писатель, фольклорист. Историческая многотомная эпопея Государи московские : Младший сын (1975), Великий стол (1979), Бремя власти (1981), Симеон Гордый (1983), Ветер времени (1987), Отречение (кн. 1 2, 1988 89) о становлении… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Балашов Дмитрий Михайлович — (1927 2000), русский писатель, публицист, фольклорист. Исторический роман «Марфа посадница» (1972); многотомная эпопея «Государи московские», в том числе «Младший сын» (1975), «Великий стол» (1979), «Бремя власти» (1981), «Симеон Гордый» (1983),… …   Энциклопедический словарь

  • Балашов, Дмитрий Михайлович — Род. 1927, ум. 17 июля 2000 (убит). Писатель фольклорист, создатель исторической эпопеи "Государи московские" ("Младший сын", 1975; "Великий стол", 1979; "Бремя власти", 1981; "Симеон Гордый",… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Балашов, Дмитрий Михайлович — Дмитрий Михайлович Балашов Имя при рождении: Эдвард Михайлович Гипси Дата рождения: 7 ноября 1927(1927 11 07) Место рождения …   Википедия

  • БАЛАШОВ Дмитрий Михайлович — (р. 1927), русский советский писатель, фольклорист. Ист. ром. «Марфа посадница» (1972), «Младший сын» (1975), «Великий стол» (1979). Пов. «Господин Великий Новгород» (1967) …   Литературный энциклопедический словарь

  • Балашов Дмитрий Михайлович — …   Википедия

  • Дмитрий Михайлович Балашов — Балашов Дмитрий Михайлович (7 ноября 1927, Ленинград  17 июля 2000, дер. Козынево, Новгородская обл.), русский писатель. Содержание 1 Биография 2 Библиография 2.1 Историческая проза …   Википедия

  • Владов, Дмитрий Михайлович — Дмитрий Владов Общая информация …   Википедия

  • Дмитрий Балашов — Балашов Дмитрий Михайлович (7 ноября 1927, Ленинград  17 июля 2000, дер. Козынево, Новгородская обл.), русский писатель. Содержание 1 Биография 2 Библиография 2.1 Историческая проза …   Википедия

  • Балашов — Балашов, Балашёв, Балашев  русская фамилия. Произошла от очень частого в прошлом татарского имени Балаш, общетюркское бала  «ребенок»[1]. а также на иврите балаш (בלש)  это детектив. Известные носители: Балашовы  дворянский… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»