- БАТОВ
Д. В. Батов. Фотография нач. ХХ в.
Д. В. Батов. Фотография нач. ХХ в.Дионисий Васильевич (1825, Тула - 1.11.1910, там же), наставник общины брачных старообрядцев-поморцев, апологет поморского согласия, автор многочисленных статей публицистического характера. Из семьи потомственных староверов-поморцев, известной начитанностью в духовных вопросах. Отец Б. служил столоначальником при Тульском имп. оружейном заводе. После смерти отца Б. поступил на его место (1850), однако вскоре ушел с завода, работал в различных частных конторах и учреждениях. В доме Батовых ежедневно совершались богослужения, после окончания к-рых Б. с благословения настоятеля читал вслух свои статьи или произносил поучения. В 80-х гг. XIX в. Б. пригласили преподавать в старообрядческую школу в Саратове, для чего он уже в зрелом возрасте, сдав экзамен в Саратове, получил звание учителя народных уч-щ. Б. преподавал церковнослав. грамоту, Закон Божий, рус. язык и арифметику. Через 7 (по др. данным, через 5) лет школу закрыли, Б. вернулся в Тулу, где его избрали настоятелем городской общины брачных поморцев.Главной заслугой Б., по мнению его единоверцев, являлась апологетическая и педагогическая деятельность. Все выдающиеся начетчики и мн. настоятели поморских общин кон. XIX-XX в. (Р. З. Дмитриев, Т. А. Худошин, А. А. Надеждин, И. М. Цветков, Л. Ф. Пичугин) считали Б. своим наставником, мн. поморцев он обучил знаменному пению и крюковому письму.
Б. вел обширную переписку со старообрядцами Сибири, Приуралья, Прибалтики, Поволжья, Дона, Кавказа. Свои письма, в к-рых разбирались актуальные вопросы старообрядческой жизни, Б. объединял в брошюры, гектографировал и рассылал по России. Поморцы называли эти брошюры «летучей академией» и «духовным университетом», поскольку труды Б. в нек-рой мере восполняли отсутствие у старообрядцев специальных учебных заведений. В старообрядческой среде имели широкое хождение более 300 сочинений Б., наиболее известными были следующие: «О богопрославленных поморских сподвижниках», «Броня правды (апологетическое исследование)», «О разномыслии старообрядцев», «О способах самоличного спасения», «Благосовещание настоятелей», «Общение с внешними», «Врачевание бракоборного недуга», ««Двоедушие» единоверческих униатов», «Замечание сопровождателем 19 столетия», «О вечности священства», «Замечания старообрядцам-беглопоповцам», «Себяпроповедники», «Взгляд на главные знамения пререканий 1666 г.», «Взгляд на качество миссионерских беседословий», «Вопросо-ответы об антихристе». Под влиянием брошюр Б. в нач. XX в. к поморцам присоединились ок. 3 тыс. донских беглопоповцев во главе с начетчиком К. Г. Фирсовым. За распространение своих сочинений Б. в 1885 г. по запросу Тульской консистории был привлечен к суду, к-рый вынес оправдательный приговор. В 1892 г. было возбуждено новое разбирательство, также завершившееся оправданием Б.
Б. издал в гектографированном виде полный круг певч. книг знаменного распева и уставы: богослужебный, «о христианском житии», «о молитве домашней». Б. участвовал в подготовке 1-го Всероссийского собора христиан-поморцев, приемлющих брак (см. Соборы старообрядческие). Б. вел почти затворническую жизнь, был хорошим оратором, но выступлений не любил. Погребен в Туле.
Соч.: Азбука веры Христовой. Саратов, 1913; Отвергнутые предания древней Церкви. Саратов, 1914. (Б-ка поморской письменности; Вып. 4); Деяния собора старообрядческой поморской Церкви Христовой, 1988 г. / Сост. И. И. Егоров. Вильнюс, 1991. С. 23.
Лит.: Скворцов Д. И. Тульский поморский наставник Д. В. Батов. Тула, 1911; Яксанов В. З. Два светильника (памяти Д. В. Батова и А. А. Надеждина) // Щит веры. Саратов, 1912. № 1. С. 33-45; Молодов А. О Дионисии Васильевиче Батове // Там же. С. 46-49; Ф. П. К. Памяти Д. В. Батова // Там же. С. 49-62.
Е. А. Агеева, Е. К. Батова
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.