«БОГ ГОСПОДЬ»


«БОГ ГОСПОДЬ»

[греч.- Θεὸς Κύριος], песнопение утрени и молебна, состоящее из стихов Пс 117 (основной стих: 27a+26a; 4 дополнительных: 1, 11, 17, 22+23).

В чинопоследовании утрени по палестинскому Часослову, к-рый используется Студийским и Иерусалимским уставами всех редакций, «Бог Господь» со стихами занимает место в начале утрени после шестопсалмия и великой ектении. Ему противопоставляются аллилуиарии, исполняемые вместо «Бог Господь» на постовой или субботней заупокойной утренях, когда совершается т. н. служба с Аллилуия.

Служба с «Бог Господь»

В различных редакциях Студийского устава служба с Аллилуия была обычной службой будних непраздничных дней всего года, поэтому пение «Бог Господь» указывало на праздничность дня (см. Пентковский. Типикон. С. 401; Arranz. Typicon. P. 292; Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 256-499). По Типикону, используемому ныне в РПЦ, служба с Аллилуия совершается только в седмичные дни Великого поста и в нек-рые дни трех др. (т. н. малых) постов, из-за чего «Бог Господь» стало восприниматься как повседневное песнопение, а будничный утренний аллилуиарий (со стихами Ис 26. 9a, 9b, 11b, 15) - как постовое. Служба с «Бог Господь» должна совершаться во все воскресенья, во все дни, имеющие любой праздничный знак (см. ст. Знаки праздников месяцеслова), в пред- и попразднства, в дни памяти тех святых, кому Типикон назначает тропарь. При этом памяти святых без тропаря встречаются только в период Великого поста; в периоды малых постов нек-рые дни имеют надписание «аллилуия или тропарь», что говорит о возможности выбора между службой с «Бог Господь» или с Аллилуия; день без тропаря вне многодневных постов остался в совр. Типиконе только один - 16 июля (Типикон. [Т. 2.] С. 714).

Исполнение «Бог Господь»

По форме «Бог Господь» напоминает великий прокимен - основной стих поется хором после каждого из 4 дополнительных: «     » (Служебник. [Т. 1.] С. 55), но в отличие от прокимна «Бог Господь» после 4-го стиха и последнего повторения еще один раз (с разделением надвое) не повторяется. В древности «Бог Господь» пели неск. иначе: в послании свт. Фотия, митр. Киевского, во Псков от 1419 г. указывалось, что «Бог Господь» на утрене поют 5 раз, однако при этом упомянуты только 3 дополнительных стиха (Пс 117. 1, 17 и 23b - Макарий. История РЦ. Кн. 3. С. 455). «Бог Господь» поется на глас 1-го из следующих за ним тропарей. Типиконы предписывают возглашать стихи «Бог Господь» канонарху (см., напр.: Типикон. [Т. 1.] С. 20), что сохраняется в практике греч. мон-рей; в РПЦ, как правило, стихи возглашает диакон или священник, произносивший прошения великой ектении. На молебне «Бог Господь» исполняется так же, как на утрене; в греч. Церквах на молебне обычно поется только Пс 117. 27a+26a трижды, без др. стихов.

Тропари на «Бог Господь» на утрене

По совр. Типикону, на «Бог Господь» (т. е. сразу после «Бог Господь») поются 3 или 4 тропаря. В седмичные дни в память святого - это тропарь святого дважды, «   :», богородичен; в память 2 святых - тропарь первого святого дважды, « :», тропарь 2-го святого, «  :», богородичен; в Господские и Богородичные праздники без соединения с др. последованиями - тропарь праздника дважды, «   », тот же тропарь в 3-й раз; в попразднства и предпразднства, а также при соединении службы Господского или Богородичного праздника со службой святого тропарь праздника тоже поется трижды, а тропарь святого - на « »; при соединении служб 2 праздников (или службы праздника с попразднством или предпразднством) поется тропарь 1-го праздника дважды, «   », 2-го (обычно на это место ставится тропарь Богородичного праздника: см. 16 августа - Типикон. [Т. 2.] С. 769, 771). В воскресные дни на «Бог Господь» поется воскресный тропарь, « :», тропарь святого (если есть), «  :», богородичен; если в воскресенье случаются 2 святых с тропарями, тропари поются по 1 разу: воскресный, 1-го святого, « », 2-го святого, «  », богородичен. Указанные варианты не описывают полностью весь устав пения тропарей на «Бог Господь»; возможны случаи сложных сочетаний тропарей (напр., в седмицу после недели жен-мироносиц), существует целый ряд правил о выборе богородична.

В рус. рукописной традиции стих «Бог Господь» с нотацией фиксировался в Октоихе и позднее в обиходе (XVII в.). В знаменном распеве мелодии «Бог Господь» близки к напевам прокимнов 8 гласов (Обиход нотного пения. М., 1909. Ч. 1. Л. 32-34об.; до XVIII в. эти же напевы обычно использовались для распевания последних слов тропарей). В рус. церковной музыке XVIII-XX вв. существуют разные варианты пения «Бог Господь» (обычно поется на напев тропаря) (Свод напевов. С. 43-44).

Псалом 117 в богослужении важнейших праздников

Этот псалом имел хвалебное значение уже в иудейском богослужении. Судя по его содержанию (ср. стихи 24, 26b, 27), он был составлен для одного из главных ветхозаветных праздников - возможно, для праздника Кущей (Талмуд. Сукка 3). В синагогальной практике псалом вошел в состав галлела (букв.- хвала), исполняемого на утренней службе праздников Пасхи и Пятидесятницы, 8 дней праздников Кущей и Обновления, а также в дни новолуний (Idelsohn A. Z. Jewish Liturgy and It's Development. N. Y., 1932, 1995r. P. 134, 158; Скабалланович. Типикон. Вып. 2. С. 211). В христ. богослужении Пс 117 имеет особое значение в богослужении праздников Входа Господня в Иерусалим и Пасхи, что, возможно, следует объяснять его связью с иудейской традицией.

Вход Господень в Иерусалим

Согласно древним арм. Лекционариям, отражающим практику Иерусалимской Церкви V в., во время одной из процессий в неделю ваий пелся Пс 117 с припевом (антифоном) «Благословен грядущий во имя Господне, благословен грядущий» (Renoux A. Le Codex Arménien Jérusalem 121. P., 1969-1971. 2 vol. (PO; N 163, 168)). В Типиконе Hieros. S. Crucis. 43, 1122 г., отражающем практику соборного богослужения Иерусалима X в., после 6-й песни канона утрени в неделю ваий (перед чтением утреннего Евангелия) указывается пение Пс 117 на 4-й глас, вслед за 20-м стихом к-рого совершался вход. Непосредственно перед чтением Евангелия вместо «Всякое дыхание» пели «Бог Господь» со стихом «̓Εξομολογεῖσθε τῷ Κυρίῳ, ὅτι Χριστὸς...» (греч.-    : парафраз Пс 117. 21 - Дмитриевский А. А. Богослужение страстной и пасхальной седмиц во св. Иерусалиме IX-X в. Каз., 1894. С. 9). Типикон Великой ц. X в., а также все редакции Студийского и Иерусалимского уставов указывают Пс 117. 26a+27a, 1 в качестве литургийных прокимна и его стиха на праздник Входа Господня в Иерусалим. Этот же прокимен поется на литургии праздника и по принятому ныне Иерусалимскому уставу; кроме того, строки Пс 117 входят в избранный псалом недели ваий, из них составлен 3-й праздничный литургийный антифон, стихи 26a+27a являются причастном праздника. Наконец, парафраз Пс 117. 27 (            ) содержится в ирмосе 9-й песни праздничного канона прп. Космы Маиумского, используемого и в наст. время.

Пасха

Согласно древним арм. Лекционариям, слова Пс 117. 24 пелись в Иерусалиме V в. вечером в Великую субботу (перед паремиями). Согласно груз. переводу иерусалимского Лекционария, отражающему практику VII в., эти слова были прокимном на литургии в 1-й день Пасхи (стих: Пс 117. 25 - Tarchnishvili. T. 1. [Pars. 1.] P. 114; [Pars. 2.] P. 143). В Типиконе Великой ц. прокимен тот же, но с 1-м и 2-м стихами Пс 117 (Mateos. Typicon. T. 2. P. 94); он же звучит на литургии 1-го дня Пасхи и в наст. время (с 1-м стихом). Кроме того, согласно Студийскому и Иерусалимскому уставам, отдельные строки из Пс 117 с тропарем Пасхи образуют начальный пасхальный антифон, к-рый поется перед утреней, литургией, вечерней (а также молебном или последованием погребения, если они совершаются) в 1-й день Пасхи и во всю Светлую седмицу (при этом «Бог Господь» в эти дни не входит в состав утрени). По различным редакциям Студийского устава (Пентковский. Типикон. С. 256; Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 291-292; Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 557; Arranz. Typicon. P. 248) начальный пасхальный антифон содержал только стихи Пс 117. В рукописях Иерусалимского устава встречаются старая студийская практика и новая, по к-рой стихи заимствованы из Пс 67; иногда рукописи упоминают оба варианта одновременно (Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 125, 166, 207, 271, 358). В случае использования Пс 67 к нему нередко присоединялся один (или неск.) стихов из Пс 117. В ряде рукописей Иерусалимского устава для утрени Пасхи назначаются стихи Пс 67. 2, 3, 3b - 4a и 117. 24 (Там же. С. 271). Такой состав начального пасхального антифона зафиксирован, в частности, в московских печатных изданиях Иерусалимского устава, в т. ч. и в Типиконе, использующемся ныне в РПЦ ([Т. 2.] С. 932-933).

Стихи из Пс 117 также входят в состав 3-го праздничного антифона и прокимна (тот же, что и в неделю ваий) на литургии праздника Богоявления, а стих 26b-27a поется на Божественной литургии во весь год (кроме Светлой седмицы) при изнесении Св. Даров для Причащения мирян.

А . А . Лукашевич


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Смотреть что такое "«БОГ ГОСПОДЬ»" в других словарях:

  • Бог (Господь) взял — кого. Арх., Пск. Кто л. умер. АОС 4, 38; ПОС, 7, 149 …   Большой словарь русских поговорок

  • Бог (Господь) даёт (принёс) — кого. Пск. О подходящем к дому, пришедшем человеке. СПП 2001, 18 …   Большой словарь русских поговорок

  • Бог (Господь) знает (ведает) — 1. кого, что. Разг. Неизвестно, никто не знает о ком л., о чём л. ФСРЯ, 38; МФС, 12; БТС, 86; Мокиенко 1986, 161; Доп., 1858; ПОС, 3, 57; ТФ, 277; СФС, 26. 2. Горьк. Вероятно. БалСок, 23. 3. Разг. Выражение возмущения, недоумения, негодования.… …   Большой словарь русских поговорок

  • Бог (Господь) прибрал — кого. Прост. Кто л. умер (обычно после долгой болезни, тяжёлой жизни). ФСРЯ, 40; БотСан, 90; ЗС 1996, 180; СПП 2001,18. // Сиб. О смерти бездомного, больного или крайне уродливого ребёнка. СФС, 26 …   Большой словарь русских поговорок

  • Бог (Господь) с тобой (с ним, с вами и т. п.) — Разг. Устар. 1. Пусть будет так (выражение согласия, примирения, прощения, уступки). 2. Как можно, зачем (выражение удивления, упрека, несогласия). 3. Пусть всё будет хорошо, удачно. БТС, 86; ФСРЯ, 40 …   Большой словарь русских поговорок

  • как Бог(Господь) на сердце(на душу) положит — (иноск.) по своим соображениям, по своему усмотрению (намек на царские суды в Москве, в Приказе Большого Дворца, где решал сам государь своим судом, который почитался Божьим, ибо он судил, как Бог ему на сердце положит Ср. Снегирев. Русские в… …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

  • Как Бог(Господь) на-сердце(на душу) положит — Какъ Богъ (Господь) на сердце (на душу) положитъ (иноск.) по своимъ соображеніямъ, по своему усмотрѣнію (намекъ на царскіе суды въ Москвѣ, въ Приказѣ большого Дворца, гдѣ рѣшалъ самъ Государь своимъ судомъ, который почитался Божіимъ, ибо онъ… …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • Избави Бог (Господь) — Разг. 1. Выражение предупреждения, предостережения о нежелательности, недопустимости чего л. 2. Выражение решительного отрицания чего л. предполагаемого. ФСРЯ, 183; ФСРЯа, 170; БТС, 86 …   Большой словарь русских поговорок

  • Не дай (не приведи) Бог (Господь, Господи) — 1. кому что. Разг. О чём л. нежелательном (выражение предупреждения, предостережения). ФСРЯ, 353; АОС 10, 284; БТС, 86; Мокиенко 1986, 132 134; СБГ 5, 7; СДГ 1, 122; СДГ 3, 54; СПП 2001,18. 2. Дон. Неодобр. Очень плохо, очень плохой. СДГ 1, 122.… …   Большой словарь русских поговорок

  • БОГ — благословил кого чем. Народн. У кого л. всё благополучно складывается в какой то области, сфере жизни. ДП, 36. Бог [в, на] помочь (помощь)! кому. Разг. Устар.; Башк., Пск. Приветствие работающим, пожелание успеха в работе. ФСРЯ, 39; СРГБ 1, 47,… …   Большой словарь русских поговорок

Книги

Другие книги по запросу ««БОГ ГОСПОДЬ»» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.