БХАКТИ

БХАКТИ

[санскр.   - причастность, преданность, любовь (к богу)], одно из важных понятий индуизма, обозначающее преданность и любовь адепта (бхакта) к личному божеству; в более широком смысле - эмоционально-эстетическое и мистико-аскетическое служение одному богу.

Впервые Б. встречается в Бхагавадгите, где бхакти-марга (путь любви) назван одним из основных путей освобождения (мокши) наряду с джняна-маргой и карма-маргой. Шанкара, выдающийся представитель адвайта-веданты, ставил бхакти-маргу гораздо ниже джняна-марги (пути высшего знания и мистического созерцания), т. к. первый путь, связанный с личным богом и сохраняющий двойственность, с т. зр. Шанкары, целиком принадлежит иллюзорному миру (майе); второй путь избавляет от иллюзорности, рассеивает авидью (неведение) и проясняет подлинную реальность чистого, недвойственного и безличного абсолюта Атмана-Брахмана. Полемизирующий с Шанкарой Рамануджа, основатель вишишта-адвайта-веданты, считает Б. главным путем к мокше, ибо он реально (а не иллюзорно) выводит адепта из сансары (цепочки бесконечных перерождений), ликвидирует авидью и через общение бхакта с личным богом (культовым вариантом аватары) возносит человека к богу-создателю Ишваре, к-рый тождествен безличному Брахману. Рамануджа утверждает также истинную реальность божества, как личного, так и безличного, к-рое ставит выше первого.

В XIII-XVI вв. Б. широко распространилось в Индии в виде «движений бхакти», принимавших часто межкастовый или межконфессиональный характер (в т. ч. породивших сикхизм). К «движениям бхакти» относятся: ниргун-Б. («бескачественное», в основном межконфессиональное) и сагун-Б. («определенного качества», или конфессиональное, т. е. индуистское). Сагун-Б. в свою очередь имеет различные направления, в т. ч. кришнаитское и рамаитское. К ниргун-Б. принадлежат поэты-мистики (санты), по духу близкие суфиям, их творчество частично вошло в священную кн. сикхов «Ади грантх». Один из сантов, легендарный Кабир (ок. 1440-1518), призывал преодолеть индуистско-мусульм. различия и почитать единого высшего и в конечном счете безличного бога, не требующего никакого внешнего культа, а только аскетического подвига и горячей сердечной любви, в к-рой растворяется адепт. При обращении к богу Кабир намеренно использует как индуистские имена (Ниргун, Атма, Анант, Рам и т. д.), так и мусульманские (Аллах, Карим, Эмир и т. д.). К кришнаитскому Б. относятся произведения Чайтаньи, Валлабхи, а также мн. др. поэтов и философов, учивших преимущественно в традициях веданты о любовно-духовном союзе человека и бога, образом и символом к-рого выступает страсть пастушки к Кришне, аватаре Вишну. В учении пушти-марг мокша заменялась высшим состоянием любовного переживания единства человека с Кришной (состояние «пушти» - божественной поддержки), но при этом личность человека и личность бога не сливались друг с другом. Кришнаитское движение Б. носило довольно демократический характер, т. к. в их общины принимали низкорожденных и мусульман; рамаитское имело демократическую направленность только в отношении языка (способствовало развитию местных разговорных пракритов в отличие от древнего священного санскрита), не касаясь кастовой системы. Крупнейшим представителем этого движения является Тулсидас, автор поэмы «Рамачаритаманаса». Он воспевал все пути, ведущие к мокше, включая преданность личному богу-«спасителю» Раме, аватаре Вишну, и реставрировал традиц. индуистские ценности во главе с кастовым делением. Рамаитское Б., как и др. течения, модернизировало индуизм и через культ мн. его представителей (Кабира, Тулсидаса и др.) стало частью его «ортодоксальной» традиции. Однако у совр. индусов понятие Б. снова оказалось на периферии религ. сознания, а общины весьма немногочисленных последователей Б. больше похожи на секты.

С метафизической т. зр., суть Б. как учения - теизм, но, поскольку личного бога в его абсолютном значении инд. религии не знают, то бог здесь становится личностным только по отношению к бхакту. Кроме того, личность бхакта растворяется в мокше, признаваемой высшей целью в большинстве учений Б. (кроме пушти-марг), поэтому переживание любви к богу здесь не самоцель, но средство, «путь». Если же высшая цель - состояние пушти (т. н. созерцательное Б.- садхана-Б. и др.), то личностные свойства бога сохраняют свое значение только для бхакта, а суть Кришны как аватары Вишну по-прежнему безлична. Границы инд. (как и всякого языческого) теизма т. о. простираются лишь до функционального, атрибутивного понимания личности и не охватывают субстанциональную, ипостасную концепцию бога как личности.

Лит.: Devotional Poets and Mystics / Ed. V. Raghavan. New Delhi, 1978; Pande S. Medieval Bhakti Movement. Meerut, 1989; Love Divine: Stud. in Bhakti and Devotional Mysticism / Ed. K. Werner. Richmond, 1993; Бхакти - религия любви: Сб. мат-лов науч. конф. М., 1995; Ванина Е. Ю. Средневековый мистицизм // Древо индуизма. М., 1999. С. 222-245.

Е. Н. Аникеева


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Нужен реферат?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "БХАКТИ" в других словарях:

  • БХАКТИ — (санскр. букв. преданность, любовь к богу), религиозное течение в индуизме; на его основе развилось народное сектантское движение бхакти в Индии, главным образом в 12 17 вв. Бхакти провозглашало равенство людей перед богом, отрицало деление их на …   Большой Энциклопедический словарь

  • БХАКТИ —         (санскр. наделение, вычленение, от бхадж наделять, а также привязанность, приверженность), в др. инд. религ. филос. мысли привязанность к божеству, преданность и сопричастность ему. Истоки учения о Б. восходят, по меньшей мере, к… …   Философская энциклопедия

  • бхакти — любовь, поклонение Словарь русских синонимов. бхакти сущ., кол во синонимов: 2 • любовь (84) • покл …   Словарь синонимов

  • Бхакти — Статья по тематике Индуизм История · Пантеон Направ …   Википедия

  • бхакти — (санскр., буквально  преданность, любовь к Богу), религиозное течение в индуизме; на его основе развилось народное сектантское движение бхакти в Индии, главным образом в XII XVII вв. Бхакти провозглашало равенство людей перед Богом, отрицало… …   Энциклопедический словарь

  • Бхакти — Bhakti благоговейная любовь к высшему, к Пуруше; учение этой йоги исторически связано с Бхагавадгитой, наиболее древним памятником этого течения. Хотя Бхагавадгита возникла в Северной Индии (бассейны рек Синдха и Ганги), где зародилась и вся… …   Бхагавадгита. Толковый словарь терминов

  • БХАКТИ —         (причастность, преданность, служение (богу)) одно из центральных понятий в индуизме. В кач ве концептуального термина встречается впервые в Бхагавадгите , где означает служение Бхагавану (Кришне), а в более широком и общем смысле… …   Словарь индуизма

  • Бхакти Викаша Свами — Bhakti Vikāśa Svāmī …   Википедия

  • Бхакти Чайтанья Свами — Bhakti Caitanya Svāmī Инициирующий гуру Международного общества сознания Кришны …   Википедия

  • Бхакти Вигьяна Госвами — Bhakti Vijñāna Gosvāmī …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»