АБХИДХАРМА

АБХИДХАРМА

[санскр.   , пали  ], философская «надстройка» буддизма, создававшаяся как рационалистическая систематизация буддийского учения - дхармы (в этом смысле А.- мета-дхарма), в построении к-рой участвовал ряд школ и направлений, но сохранившаяся преимущественно в традициях тхеравады и сарвастивады. По «Махаянасутраланкаре» (XI. 3), А.- средство правильного понимания значения сутр (наставлений Будды); по автокомментарию Васубандху (IV-V вв.) к «Абхидхармакоше» (I. 2) - «незапятнанная», позволяющая анализировать дхармы мудрость ( ).

Истоки А.- уже в тех перечнях предметов учения, своего рода таблицах в текстах Сутта-питаки, к-рые были организованы по различным нумерологическим схемам, предназначенным для «усвоения». Появляются и специальные сутры, характеризуемые как   ( «анализ» предметов); такого рода таксономии и типологизации предметов составляют содержание «Сангити-» и «Дасуттара-суттанты», вся Ангуттара-никая построена в восходящей нумерологической последовательности изложения материала, характерной для буд. трактатов А.

Трактаты А. составляют часть палийской Типитаки - Абхидхаммапитака, в к-рую входят 7 композиций: «Дхаммасангани» (Компендиум дхарм), «Вибханга» (Типологизации), «Дхатукатха» (Обсуждение элементов сущего), «Пуггалапаннати» (Описание индивидов), «Катхаваттху» (Предметы диспутов), «Паттханапакарана» (Трактат по причинным отношениям). Предпоследний текст является, видимо, наиболее древним; его ядро можно соотнести с дискуссиями III в. до Р. Х. Весьма правдоподобную хронологическую схему санскр. текстов А. сарвастивадинов предложил Р. Фукухара: наиболее древние тексты - «Сангитипарьяя» (III в. до Р. Х.) и «Дхармаскандха», средние - «Праджняпти-бхашья», «Дхатукайя», «Виджнянакайя» и «Пракаранапада», последний по времени - «Джнянапрастхана» (I в. до Р. Х.). Первый из них включает 122 классификации, распределяя топики буддийского учения по монадам, диадам, триадам и т. д. до декад; последний посвящен сотериологии; 2 его части включают «благоприятные» и «неблагоприятные» факторы сознания и бытия индивида.

Особое значение имеет авторизованный комментарий к «Джнянапрастхане» - «Махавибхаша» (II в.), приурочиваемая к 3-му буддийскому Собору под эгидой царя Канишки. Текст составлен в катехизисной, вопросо-ответной, форме, к-рая и позволяет реконструировать положения как сарвастивадинских учителей (Дхарматрата, Васумитра, Гхошака, Буддхадэва), так и многочисленных буддийских школ, им оппонировавших.

Свою систематизацию сарвастивадинская А. находит в знаменитом трактате Васубандху «Абхидхармакоша» (Сокровищница Абхидхармы), к-рый дошел до нас в 3 языковых версиях (санскр., кит., тибет.) и содержит 613 стихов, сопровождаемых прозаическим автокомментарием в IX разделах. I разд. посвящен классификации «атомарных» динамических элементов существования, на к-рые распадается поток опыта (дхармы) по типу 18 дхату («элементов») - 6 познавательных способностей (помимо 5 органов чувств также ум-манас) плюс 6 их предметных сфер, плюс 6 соответствующих им «сознаний»,- но включает также более «экономные» классификации: 5 групп-скандх («группы» телесности, ощущений, представлений, установок-санскар и сознания) и 12 аятан (все компоненты дхату за исключением 6 «сознаний»). Во II разд. рассматриваются способности чувств ( ), ментальные феномены ( ), ментальные абстракции и различные виды причинно-следственных связей. III разд. посвящен космографии, мировым регионам ( ), населяющим их живым существам и их судьбам, IV - действиям (карма), многообразию их благих и дурных разновидностей и их «плодам». Аффектам и их «следам» ( ) посвящен V разд., а следующий - пути к «освобождению» и классам тех «совершенных», к-рые ему следуют. В VII разд. описываются виды познания, их особенности и результаты. В предпоследнем классифицируются разновидности медитативной сосредоточенности и медитативные упражнения. IX разд. посвящен опровержению учения буддийских «еретиков»-пудгалавадинов, вводивших наряду со скандхами квази-персону ( ). Здесь Васубандху следует не только сарвастиваде, но и тхераваде.

Лит.: Bareau A. Les sectes bouddhiques du Pétit Véhicule. P., 1955; Guenther H. V. Philosophy and Psychology in the Abhidharma. Lucknow, 1957; Розенберг О. О. Труды по буддизму. М., 1991; Abhidharma Buddhism to 150 A. D. // Encyclopedia of Indian Philosophies / Ed. by K. H. Potter with R. E. Buswell, Padmanabh S. Jaini and N. R. Reat. Delhi, 1996. Vol. 2; Васубандху. Энциклопедия Абхидхармы или Абхидхармакоша / Изд. подгот. В. И. Рудой и Е. Н. Островская. М., 1998 (Разд. I: Дхатунирдеша, или Учение о классах элементов; Разд. II: Индриянирдеша, или Учение о факторах доминирования в психике).

В. К. Шохин


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "АБХИДХАРМА" в других словарях:

  • АБХИДХАРМА —     АБХИДХАРМА (санскр. abhidharma, пали ahhidhamma) философская “суперструкгура” буддизма, создававшаяся как рационалистическая систематизация буддийской учительской традиции, в построении которой участвовал целый ряд школ и направлений, но… …   Философская энциклопедия

  • АБХИДХАРМА — (санскр. высшее Законоучение), в буддизме: отдел знаний по теории дхармо частиц, психологии, космологии, примерно соответствующий объему понятия философии в античной культуре, а также особый аналитический метод изложения и систематизации,… …   Энциклопедический словарь

  • Абхидхарма — В переводе на: Английский: abhidhamma Пали …   Википедия

  • абхидхарма — (санскр.) абхидхамма (пали) третий и последний после Виная питаки и Сутта питаки раздел будд. канона. Его полное название Абхидхарма питака букв. «корзина, содержащая будд. доктрину». Появился после раскола буддизма. Предполагают, что каждая из… …   Буддизм

  • АБХИДХАРМА-КОША — «АБХИДХАРМА КОША» (санскр. «Сокровищница высшего Законоучения»), философско религиозный трактат буддийского мыслителя Васубандху (см. ВАСУБАНДХУ), написанный с объединительных позиций по отношению к воззрениям хинаянских школ вайбхашика (см.… …   Энциклопедический словарь

  • АБХИДХАРМА-ПИТАКА — «АБХИДХАРМА ПИТАКА», см. «Абхидхамма питака» (см. АБХИДХАММА ПИТАКА) …   Энциклопедический словарь

  • Абхидхарма — см. Буддизм …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Абхидхарма —     (Санскр.) Метафизическая (третья) часть Трипитаки сугубо философский буддийский труд Катьяяны. Источник: Теософский словарь …   Религиозные термины

  • Абхидхарма — (санскрит высшее законоучение)     в буддизме отдел знаний по психологии, космологии и т.д., примерно соответствующий объёму понятия философии в античной культуре. А. изучается в буддийских школах.   (Бим Бад Б.М. Педагогический энциклопедический …   Педагогический терминологический словарь

  • АБХИДХАРМА — (Санскр.) Метафизическая (третья) часть Трипитаки сугубо философский буддийский труд Катьяяны …   Теософский словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»