VELATIO


VELATIO

[от лат. velum - парус, завеса, плат], лат. церковный обряд, заключающийся в возложении на голову особого плата. Встречается в чинах посвящения дев (V. virginum) и заключения брака (V. nuptialis или coniugalis).

Во мн. древних обществах покровение или, наоборот, обнажение головы имело религ. или социальное значение (см., напр., Plut. Aetia Romana. 10-14); этому уделяется внимание и в ВЗ (см., напр.: Исх 28. 40; Лев 8. 9; 10. 6; 13. 45; 21. 10; 2 Цар 15. 30; Иер 14. 4; Иез 24. 23). Хотя вопрос о покровении головы ставился уже в ранней Церкви (1 Кор 11. 5-10), в качестве особого обряда V. отмечается в письменных памятниках только с IV в., когда он уже входил в рим. чин посвящения дев. Присутствует он и в древнейших (IV-V вв.) из описаний зап. чинов церковного благословения брака. Происхождение обряда неясно; возможно, он восходит к античному рим. обычаю в день бракосочетания возлагать на невесту flammeum - плат огненно-красного цвета (см. ст. Брак, разд. Чинопоследование благословения брака), и тогда в брачном чине этот обряд является прямым заимствованием античного, а в чин посвящения дев он перешел из брачной церемонии, когда дева уподобляется невесте Христа. впрочем, не исключено и обратное - чин посвящения дев (к-рый мог претерпеть влияние античного рим. обряда посвящения служительниц при храмах) мог сам повлиять на брачное благословение. Возможность двоякой интерпретации обряда V. позволяет, в частности, увидеть в древнейшем его изображении, сохранившемся в катакомбах Присциллы (III в.), как благословение брака, так и посвящение девы.

В чине посвящения девы

первоначально V. было, по-видимому, центральным обрядом. В письме 392 г. папы Сириция епископам Галлии (Ep. X. 1. 3-4) упоминается вручение епископом деве покрывала, напоминающего брачное (PL. 13. Col. 1182c - 1184a). О покрывале пишет и папа Иннокентий I (Ep. II 13 // PL. 20. Col. 478b - 479a). Возложение покрова при посвящении дев совершалось не только в Риме - о V., сопровождавшемся епископским благословением, пишет свт. Амвросий Медиоланский (Ambros. Mediol. Ep. 19. 7; др. раннее свидетельство о совершении обряда в практике Милана - эпитафия 409 г. (DACL. Vol. 15. Col. 3191)). Молитвы рим. чина посвящения дев сохранились в древнейших лат. Сакраментариях VI-VIII вв.- Веронском Сакраментарии (раздел XXX и др.; см.: Sacramentarium Veronense / Ed. L. C. Mohlberg etc. R., 1955-1956), Геласия Сакраментарии (PL. 74. Col. 1152b - 1156a, 1471, 1574) и Григория Сакраментарии (PL. 78. Col. 174b - 174d); многие из этих молитв сохраняются в католич. практике до наст. времени. В галликанских памятниках Каролингской эпохи появляются новые молитвы, а также формула при передаче плаща (traditio pallii) посвящаемой: «Accipe, puella, pallium» (Приими, дщерь, плащ) (Missale francorum / Ed. L. E. Mohlberg. R., 1957. N 48, 15). В Романо-германском Понтификале X в. представлены подробные церемониалы посвящения девы, к-рая будет жить в миру (впосл. этот обычай вышел из практики), и девы, к-рая будет жить в мон-ре; посвящение происходило во время мессы, и обряд V. являлся одной из составляющих чина (Le Pontifical Romano-Germanique du dixième siècle / Ed. C. Vogel, R. Elze. Città del Vaticano, 1963). След. этап развития лат. чина посвящения дев отражен в Понтификале Гийома Дюрана XIII в. (Le Pontifical Romain au Moyen-Age. Vol. 3: Le Pontifical de Guillaume Durand / Ed. M. Andrieu. Città del Vaticano, 1940); практически в том же виде, что и в этом Понтификале, чин вошел и в тридентский (т. е. вышедший после Тридентского Собора) Понтификал (editio princeps: Pontificale Romanum. R., 1595-1596), использовавшийся в католич. Церкви до 60-х гг. XX в. После первой мировой войны в католич. Церкви усилилось движение за возобновление жен. служения в миру. Однако подготовленный в 1927 г. проект был отвергнут, а папа Римский Пий XII констатировал в Апостольской конституции Sponsa Christi (21. 11. 1950), что обряд посвящения дев по-прежнему совершается только в мон-рях (AAS. 1951. Vol. 43. P. 5-24). В Конституции Sacrosanctum concilium, принятой на Ватиканском II Соборе (4. 12. 1963), уже содержалось указание, что чин посвящения дев должен быть реформирован (N 80). Новый измененный чин, содержащий, в частности, и V., был опубликован при папе Павле VI (1970).

В чине церковного благословения брака

V. впервые упоминается в послании папы Сириция (Ep. I. 4 // PL. 13. Col. 1136b - 1137a) еп. Имерию Таррагонскому (385). Свт. Павлин Милостивый, еп. Ноланский († 431), в своей большой поэме в честь свадьбы чтеца Юлиана, сына еп. Капуи Мемора, и Тиции описывает, как еп. Эмилий, соединив правые руки новобрачных, возлагает на них брачный покров и освящает их молитвой (Carmen. 25 // CSEL. 30. P. 238-245). В Веронском Сакраментарии чин благословения брака (разд. XXXI, N 1105-1110) назван «Velatio nuptialis»; в др. древнейших Сакраментариях V. также входит в состав чина благословения брака; то же и в древних памятниках испано-мосарабского и отчасти кельтского обрядов (порядок V. различается: согласно одним памятникам, покров возлагается только на невесту, согласно др.- на обоих новобрачных). Однако в галликанском обряде порядок чина благословения брака не совпадал с первоначальным рим. и, в частности, не содержал V.; вероятно, из-за влияния, оказанного галликанским обрядом на рим., V. вышло из состава офиц. церковного последования - ни в тридентских Миссале и Ритуале, ни в реформированных (см. ст. Novus ordo) литургических книгах католич. Церкви его нет. Тем не менее V. сохранилось на практике в виде общепринятого обычая украшать невесту к свадьбе фатой.

Восточные аналоги V.

В то время как на Востоке чин монашеского пострига женщин не отличается от пострига мужчин (хотя в рукописях встречается особый чин пострижения черниц, основанный на обычном чине пострига,- см., напр.: Красносельцев Н. Ф. К истории православного богослужения: По поводу некоторых церковных служб и обрядов, ныне не употребляющихся. Каз., 1889. С. 134-169), а входящее в его состав облачение новопостриженной в монашеские одежды не является прямым аналогом V., в чине благословения брака параллелью к V. является обряд возложения на головы жениха и невесты венцов, т. е. центральная часть чина благословения брака.

В рус. традиции, бытовавшей до 2-й пол. XVII в., существовал еще один, очень напоминающий V., обычай: непосредственно перед венчанием священник приходил в дом невесты и совершал «Чин одеяти главу девице брачной... егда возложити убрус на главу». Он состоит из обычного начала, молитвы «       » (в греч. рукописях эта молитва нередко входит в чин обручения), благословения невесты крестом и возложения на нее «убруса» - платка; начиная с этого времени девушка вступала в брачное состояние и всегда ходила в платке.

Наконец, в греч. Евхологиях южноитал. происхождения в последовании венчания встречается и просто рим. обряд V., попавший в визант. чин под влиянием лат. практики (Passarelli. P. 50-55); V. совершается в начале последования, между Пс 127 и мирной ектенией, и заключается в возложении священником «мафория» на жениха и невесту.

Лит.: Leclercq H. Voile // DACL. 1953. Vol. 15. Col. 3187; Metz R. La consécration des vierges dans l'Eglise Romaine. P., 1954; Escudero G. Verginità e liturgia: La consacrazione e la benedizione delle vergini. R., 1963; Ritzer K. Formen, Riten und religiöses Brauchtum der Eheschliessung in den christl. Kirchen des ersten Jahrtausends. Münster, 19812. (LQF; 38); Passarelli G. L'Eucologio Cryptense Γ. β. VII. Θεσσαλονίκη, 1982. (᾿Ανάλεκτα Βλατάδων; 36); Ramis Miquel G. La consagración de la mujer en las liturgias occidentales. R., 1990. (BEL. S; 52).

А. А. Ткаченко, М. С. Желтов


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Смотреть что такое "VELATIO" в других словарях:

  • БРАК — общественный, и в частности правовой, институт, заключающийся в продолжительном союзе лиц муж. и жен. пола, составляющем основу семьи. История человечества знает разные формы Б.: моногамный (Б. одного мужа и одной жены), полигамный (многоженство) …   Православная энциклопедия

  • Catacumbas de Priscila — Saltar a navegación, búsqueda Fresco del Buen Pastor. Las catacumbas de Priscila son un cementerio romano paleocristiano que se encuentra en la Via Salaria dentro de la ciudad de Roma. Se trata de uno de los cementerios romanos más antiguos que… …   Wikipedia Español

  • Ritual of Marriage —     Ritual of Marriage     † Catholic Encyclopedia ► Ritual of Marriage     The form for the celebration of the Sacrament of Matrimony, as it stands in the Rituale Romanum of the present day, is remarkably simple. It consists of the following… …   Catholic encyclopedia

  • евреи —         еврейская диаспора, в странах Западной Европы; исповедовавшие иудаизм, Е.и составляли многочисленный слой иноверцев, изолированно живших внутри средневекового христианского общества. Растущая на протяжении средневековья религиозная… …   Словарь средневековой культуры

  • ВЕНЧАНИЕ БРАКА — [греч. στεφάνωμα (τοῦ γάμου)], основная часть чина церковного благословения брака в правосл. Церкви и у нехалкидонитов. В античной и эллинистической Греции был широко распространен обычай украшать дом, где проходило брачное торжество, цветами, а… …   Православная энциклопедия

  • Veil — This article is about the article of clothing, or a religious item. For other uses, see Veil (disambiguation). Standing woman holding her veil. Terracotta figurine, ca. 400–375 BC. A veil is an article of clothing, worn almost exclusively by… …   Wikipedia

  • Ludus de Antichristo — Der Ludus de Antichristo (dt.: Das Spiel vom Antichrist) ist ein geistliches Spiel, das um 1160 in lateinischer Sprache vermutlich in der Region um Tegernsee verfasst wurde. Es stellt den Kampf des Kaisers Barbarossa gegen die mit dem Antichrist… …   Deutsch Wikipedia

  • Temas bíblicos del arte paleocristiano — En el arte paleocristiano se dio un uso progresivo y cada vez mayor de temas bíblicos sea en contextos funerarios, sea también en contextos cultuales (iglesias). No fue una evolución sin dificultad debido a la prohibición bíblica de hacer… …   Wikipedia Español

  • Velación — La velación (del latín velatio, onis, acción de tapar con un velo), es una ceremonia litúrgica de la Iglesia Católica que se realiza mediante la llamada misa de velaciones, celebrada posteriormente a la misa de boda o nupcial para propiciar que… …   Wikipedia Español

  • velación — ► sustantivo femenino 1 RELIGIÓN Ceremonia instituida por la iglesia católica que consistía en cubrir con un velo a los cónyuges en la misa nupcial. FRASEOLOGÍA abrirse o cerrarse las velaciones RELIGIÓN Empezar o terminar la época en que la… …   Enciclopedia Universal