ВЕЛИАЛ

ВЕЛИАЛ

[Велиар; евр.  ,  ], в иудейской и раннехрист. лит-ре демоническое существо, дух небытия, лжи и разрушения. Этимология имени неясна. Раввины понимали его как состоящее из отрицательной частицы  и слова   (иго, ярмо), т. е. тот, кто сбросил «иго Божие» (Otzen. P. 132; Thomas. P. 15). Однако это объяснение считается устаревшим; широко распространено понимание слова   как «никчемность, бесполезность» (  + корень   - быть полезным) (Pedersen. P. 539). Др. вариант этимологии: имя В. состоит из  и корня  (восходить) и имеет, т. о., значение либо «тот, кто не восходит», т. е. «неудачник», либо «(место, из к-рого) никто не поднимается» - эвфемистическое обозначение шеола (Cross, Freedman. P. 22 n. 6) (ср.: Иов 7. 9). Нек-рые исследователи связывают имя В. с евр. корнем   - глотать (параллели существуют в араб., арам., аккад., эфиоп. и др. языках). Представление о В. как о «поглощающей бездне» обнаруживает параллели с представлением о шеоле (ср.: Пс 17. 5-6; Thomas. P. 18-19; Tromp. P. 125-128).

В Синодальном переводе ВЗ это имя чаще всего передается описательно. На близость понимания В. как «смерти», «ада» указывает параллелизм выражений «потоки беззакония ( )», «цепи ада», «сети смерти» в Пс 17. 5-6 (ср.: 2 Цар 22. 5). Встречаются и др. примеры такого параллелизма: «человек Велиала» - это «человек нечестивый» (Притч 6. 12), «убийца» (2 Цар 16. 7, Суд 19. 22; 20. 13), «лукавый» (Притч 19. 28), это злые люди (1 Цар 30. 22).

Связь В. с представлением о хаосе часто использовалась для отнесения к «сынам Велиала» людей, к-рые разрушают социальный порядок (Maag. P. 294-295; Otzen. P. 134-135): «негодные люди», лжесвидетельствовавшие против Навуфея (1 Цар 21. 10-13; ср.: Притч 19. 28), разрушители монархии (1 Цар 10. 27; 2 Цар 20. 1; 2 Пар 13. 7); им противопоставляется царь из династии Давида (ср.: 2 Цар 23. 5-7; Пс 100. 3; Otzen. P. 135). «Cыны Велиала» - те, кто сбивают Израиль с истинного пути и учат поклоняться др. богам (Втор 13. 13), как, напр., сыновья Илия, к-рые «не знали Господа» (1 Цар 2. 12).

В ветхозаветных апокрифах В. называется ангелом злобы, властелином этого мира (Вознесение Исаии 2. 4; 4. 2), главой бесовских сил (Там же. 1. 8). Его закон и воля противопоставляются Закону и воле Бога, а его ангелы противодействуют ангелам Божиим (Завет Асира 6. 4). В. сбивает людей с пути добродетели (Завет Рувима 4. 7). В Пророчествах Сивиллы (3. 63-74) описываются пришествие В., знамения, к-рые он творит (напр., воскрешение мертвых), и его смерть. Возможно, здесь содержатся аллюзии на имп. Нерона (Collins J. J. Sibylline Oracles // Old Testament Pseudoepigrapha / Ed. J. H. Charlesworth. Garden City (N. Y.), 1983. Vol. 1. P. 360; Knibb M. A. Martyrdom and Ascension of Isaiah // ibid. Vol. 2. P. 16). Прор. Моисей в Книге Юбилеев (1. 19-20) молится, чтобы дух В. не овладел народом Божиим и не сбил его с пути добродетели. Хотя В. может править миром, праведники способны противостоять ему (Завет Рувима 4. 11; Завет Дана 5. 1; и др.). Срок царствования В. предопределен (Вознесение Исаии 4. 12): он будет побежден в последние дни Божиими помазанниками (Завет Левия 3. 3; 18. 12), и Бог освободит плененных В. (Завет Дана 5. 10-11).

В текстах Кумрана глава сил тьмы часто называется В. (1 QM). Он - ангел вражды (CD 16. 5; 1 QM 13. 11), глава царства зла (1 QM 17. 5-6). Его «воинство» борется против «сынов света» или «людей Божиих» (1 QM 1. 1, 13; 11. 8; 15. 3; 1 QS 2. 2, 5). Именно В., согласно CD 5. 18, призвал егип. магов, Ианния и Иамврия, чтобы воспрепятствовать Моисею и Аарону (ср.: Исх 7. 11; 2 Тим 3. 8). Встречаются проклятия В. и тем, кто с ним связан, за их злобные планы (1 QS 2. 4b - 10). Часто упоминается царство В. (1 QM 14. 9; 18. 1; 1 QS 1. 18, 24; 2. 19; 3. 21-22; CD 12. 2). Мир находится в его власти (1 QS 2. 19), он влияет на Израиль (CD 4. 12-19). В нынешнем злом веке верные члены общины подвергаются различным искушениям (1 QS 1. 17-18a), но скоро Бог вмешается и разрушит власть В. (1 QM 11. 8). Эсхатологическая война будет страшной, но в установленное время Бог уничтожит В., его ангелов и служителей (1 QM 1. 4-5, 13-16; 18. 1-3), и тогда наступит новое время Царства Божия, где уже не будет несправедливости (1 QS 4. 18б - 23а).

В НЗ В. упоминается лишь один раз: ап. Павел увещает хранить твердость в вере: «...Какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром?» (2 Кор 6. 14-15).

Лит.: Pedersen J. Israel, its Life and Culture. L., 1926. 2 vol.; Cross F. M., Freedman D. N. A Royal Psalm of Thanksgiving // JBL. Vol. 72. P. 15-34; Thomas D. W.  in the Old Testament // Biblical and Patristic Studies in Memory of R. P. Casey / Ed. J. N. Birdsall, R. W. Thomson. Freiburg, 1963; Maag V. Belija‘al im Alten Testament // TZ. 1965. Bd. 21. S. 287-299; Foerster W. βελιαλ // TWNT. Bd. 1. P. 606; Otzen B.  // TDOT. Vol. 2. P. 131-136.


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Нужна курсовая?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "ВЕЛИАЛ" в других словарях:

  • ВЕЛИАЛ — ИЛИ ВЕЛИАР евр., от w’li, нет, и ja’al, польза, идол, которому поклонялись жители города Силона; в Св. Пис. диавол. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. ВЕЛИАЛ… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ВЕЛИАЛ — Beлиар (евр. belijja al, греч.Βελίαρ), в иудаистической и христианской мифологиях демоническое существо, дух небытия, лжи и разрушения. Этимология имени В. не ясна; в Ветхом завете это имя (в синодальном переводе Библии чаще всего передаётся… …   Энциклопедия мифологии

  • велиал — сущ., кол во синонимов: 1 • велиар (6) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Велиал — В е л и а р (евр. bellyyaal, греч.), в иудейских и христианских представлениях демоническое существо, дух небытия, лжи и разрушения. Этимология имени В. не ясна; в Ветхом Завете это имя (в синодальном переводе Библии чаще всего передается… …   Энциклопедия культурологии

  • Велиал — Белиал и некоторые из его последователей. Гравюра на дереве, из книги Якоба де Терамо «Buche Belial» (1473) Велиал, Белиал, Белиар,Белияал, Велиар, Агриэль  в Библии демоническое существо, дух небытия, разврата, разрушения. Название… …   Википедия

  • Велиал — () в Библии демоническое существо, дух небытия, лжи и разрушения. Велиал может причинять человеку беду и недуг. Он выступает как обольститель человека, совращающий его к преступлению, вербующий его в ряды “сынов Велиала”, делающий из… …   Энциклопедический словарь «Всемирная история»

  • Велиал — (или Велиар) – библейское название темной силы, олицетворяющей всякое нечестие и беззаконие. По евр. слово значит виновник или князь всякого зла и нечестия , вследствие чего стало применяться к диаволу или сатане. Во Второзаконии (13, 13)… …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • Велиал в Библии — (Велиар) библейское название темной космической силы, олицетворяющей всякое нечестие и беззаконие. Самое слово по еврейски означает виновник, или князь, всякого зла и нечестия , вследствие чего оно, употребляясь сначала в отвлеченном смысле, мало …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Велиал (Велиар) — библейское название темной космической силы, олицетворяющей всякое нечестие и беззаконие. Самое слово по еврейски означает виновник, или князь, всякого зла и нечестия , вследствие чего оно, употребляясь сначала в отвлеченном смысле, мало помалу… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Велиал стихотворные произведения — (Белиал) так называются средневековые стихотворные произведения, содержанием которых служит судебное разбирательство по делу освобождения из преисподней святых патриархов Ветхого Завета. Черти не соглашаются на то, чтобы Иисус Христос отнял у них …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Велиал (Белиал) — так называются средневековые стихотворные произведения, содержанием которых служит судебное разбирательство по делу освобождения из преисподней святых патриархов Ветхого Завета. Черти не соглашаются на то, чтобы Иисус Христос отнял у них лиц,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»