ВЕНЕЦИАНОВ

ВЕНЕЦИАНОВ

А. Г. Венецианов. Автопортрет. 1811 г. (ГРМ)

А. Г. Венецианов. Автопортрет. 1811 г. (ГРМ)


А. Г. Венецианов. Автопортрет. 1811 г. (ГРМ)

Алексей Гаврилович (7.02.1780, Москва - 4.12.1847, с. Поддубье Вышневолоцкого у. Тверской губ.), рус. живописец, зачинатель рус. бытового жанра, портретист. Сын небогатого купца, живописью начал заниматься самостоятельно. В 1802 г. переехал в С.-Петербург, выполнял портреты в технике пастели, ок. 1807 г. брал уроки у В. Л. Боровиковского. В 1811 г. получил звание академика портретной живописи. Обращался к сатирической графике, в частности, во время войны 1812 г. выпустил офорты, осмеивающие французоманию рус. дворянства. В 1815 г. приобрел небольшое имение Сафонково в Тверской губ., где проживал по неск. месяцев в году. С нач. 20-х гг. В. обратился к бытовому жанру, к-рый впервые в рус. искусстве обрел форму стройной и совершенной художественной системы.

Концепция рус. бытового жанра, сложившаяся в творчестве В., явилась своеобразным ответом на вопрос, какие черты народной жизни предопределили победу в эпопее 1812 г. Появление поэтического и поэтизирующего изображения крестьянской жизни стало возможным именно в момент ее самоопределения. В. угадал скрытый в глубине этой поэзии принцип формы, где «натура» определяет способ избирательности: натурально не все, но лишь то, что пребывает в согласии с естественной жизнью. Такое представление ведет происхождение от сентиментализма и идеалов Руссо и имеет в своей основе антитезу «природа-цивилизация». Положительная программа жанра В. обусловлена неприятием жизни города, где все подчинено законам гос. власти и службы, искусственным и призрачным страстям. В произведениях В. живописный язык, ритмический и колористический строй передают не только «физиономию», но и характер, «душу» рус. природы - равнинного сельского ландшафта средней полосы России с высоким неярким небом, меланхолическим колоритом и протяженными линиями однообразного пустынного простора. Картины 1-й пол. 20-х гг. «На пашне. Весна», «На жатве. Лето» (обе в ГТГ), «Гумно» (ГРМ) и более поздняя «Сенокос» (ГТГ) образуют цикл «времена года» и соотнесены не с чередованием переменчивых «погодных условий», а с земледельческим циклом, что нашло отражение и в их названиях.

в творчестве В. нет драматизма, фабулы, коллизий и даже жестов как знаков общения персонажей. В образе пронизанного светом пространства явлено царство тишины. Поведение персонажей таково, как будто они (вместе с художником) стараются «не спугнуть пространства чуткий сон», изображены не события и действия людей, имеющие начало и конец, а неопределенно длящиеся состояния. Лица персонажей не бывают ни беспечными, ни тем более веселыми, но это не меланхолия - спутница праздности, а неизбывное тайное печалование людей, к-рым вверена самая насущная забота - радение о земле. В картинах «На пашне. Весна» и «На жатве. Лето» не видно пахарей и жнецов, это будни крестьянского мира, каким он бывает во время войны, когда земля оставлена на попечение матерей, жен, детей и стариков - именно они составляют народонаселение мира в.

Обратившись в 30-х гг. к повествовательному жанру, также изображающему крестьянский быт, художник в ряду центральных событий представляет «Проводы рекрута» (кон. 30-х гг. XIX в., дворец-музей в Павловске) и «Возвращение солдата» (кон. 30-х гг. XIX в., ГРМ), т. о. еще раз напоминая о том, что война испокон веку вторгается в круговорот трудов и дней естественного земледельческого цикла. Картины «Первые шаги» (нач. 30-х гг. XIX в., ГРМ) и «Причащение умирающей» (1839, ГТГ) отмечают основные этапы жизни человека. Каждое произведение В. отсылает к художественному целому, олицетворением к-рого являлась фреска. На картинах В. запечатлен во всей полноте эпос народной жизни, последовательно представленный в лирических и описательных фрагментах всеохватывающей картины бытия, поэтому жанр В. скорее не бытовой, а бытийственный.

Известны иконописные работы В., в частности запрестольный образ «Предстательство Богоматери за воспитанниц Смольного института», выполненный для придела Собора всех учебных заведений во имя Воскресения Христова (Смольный собор в С.-Петербурге) (между 1832 и 1835, ГРМ).

С сер. 20-х гг. В. начал педагогическую деятельность, школа была делом частной инициативы художника, круг учеников составляли в основном выходцы из крестьянства, в т. ч. крепостные. Определяющим свойством педагогики В. было то, что, развивая профессиональные навыки, она удерживала художников в пределах того наивно-целостного ощущения жизни натуры, к-рое позволяло творческой индивидуальности быть уверенной и самостоятельной. Эти качества особенно ярко проявились в перспективных штудиях учеников В., к-рые стали источником особого жанра интерьера, получившего название «в комнатах».

Творчество В. и произведения его учеников (А. В. Тыранов, А. А. Алексеев, К. А. Зеленцов, Е. Ф. Крендовский, Г. В. Сорока) образуют самостоятельное явление в художественной жизни 1-й пол. XIX в., выразившее этические аспекты «умозрения в красках», т. е. представление о том, что должно отображать искусство, если земное бытие - юдоль скорби, а искусство - образ рая и противостоит всему, что чревато душевной смутой. Не в настроении, а в строе жизни оно являет образ и подобие равновесия, тогда как само равновесие в круговращении времен - это божественная благодать, позволяющая миру не только двигаться, меняться во времени, но и быть, длиться, простираться, существовать в пространстве. Перводеянием этой благодати является свет, предстающий главным аспектом изображения, где разворачивается и получает зримый образ все, что ни есть в свете (т. е. в мире). Этому свету гл. обр. посвящено искусство живописи, творящее зримые подобия бытия во вневременной пространственной протяженности. Здесь тот пункт, где представления религ. свойства сходятся с установками творчества и педагогики в.

Лит.: Савинов А. Г. А. Г. Венецианов. М.; Л., 1975; А. Г. Венецианов: Статьи: Письма: Современники о художнике. Л., 1980; Алексеева Т. В. Художники школы Венецианова. М., 1982; А. Г. Венецианов: Выст. произв. к 200-летию со дня рожд.: Кат. Л., 1983; Леонтьева Г. К. Алексей Гаврилович Венецианов. Л., 1988.

М. М. Алленов


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "ВЕНЕЦИАНОВ" в других словарях:

  • Венецианов — Венецианов, Алексей Гаврилович Алексей Венецианов Автопортрет, 1811 Дата рождения: 1780 Дата смерти …   Википедия

  • ВЕНЕЦИАНОВ — Алексей Гаврилович (1780 1847), один из основоположников бытового жанра в русской живописи. Создавал отмеченные чертами идеализации поэтические образы крестьянской жизни, тонко передавал красоту русской природы ( На пашне. Весна , 1820 е гг.;… …   Русская история

  • Венецианов — Отец выдающегося русского живописца был родом из нежинских греков, которые в XVIII веке имели обширные связи с Венецией. Можно полагать, что кто то из предков художника побывал,может быть, и не раз, в далекой Венеции, за что получил прозвище… …   Русские фамилии

  • Венецианов — Алексей Гаврилович живописец (1780 1847). Сындворянина, родом из нежинских греков, он сначала служил землемером и всвободное время занимался живописью: потом, переселившись в Петербург,В. пользовался уроками Боровиковского. С 1810 г. носил звание …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Венецианов А. — Алексей Венецианов Автопортрет, 1811 Дата рождения: 1780 Дата смерти: 1847 Национальность: грек Жанр …   Википедия

  • Венецианов А. Г. — Алексей Венецианов Автопортрет, 1811 Дата рождения: 1780 Дата смерти: 1847 Национальность: грек Жанр …   Википедия

  • Венецианов — Алексей Гаврилович (1780, Москва – 1847, село Поддубье Тверской области), русский живописец, педагог, родоначальник бытового жанра. Сын небогатого купца. Занятия живописью первое время вынужден был совмещать со службой в должности мелкого… …   Художественная энциклопедия

  • Венецианов —         Алексей Гаврилович [7(18).2.1780, Москва, 4(16).12.1847, с. Поддубье Тверской губернии], русский живописец, один из основоположников бытового жанра в русской живописи, академик петербургской АХ (1811). Учился у В. Л. Боровиковского (См.… …   Большая советская энциклопедия

  • Венецианов Алексей Гаврилович —         (1780 1847), русский живописец. Один из основоположников реалистического бытового жанра в русской живописи. Учился у В. Л. Боровиковского. В ранний период писал интимные лирические портреты, порой близкие романтизму ( А. И. Бибиков , 1805 …   Художественная энциклопедия

  • Венецианов Алексей Гаврилович — живописец (1780 1847). Пользовался уроками Боровиковского . Был почетным вольным общником Академии Художеств. В 1812 г. издавал, вместе с Теребеневым , политические карикатуры на Наполеона и его союзников. Был первым, по времени, русским… …   Биографический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»