ВОИНСТВО НЕБЕСНОЕ

ВОИНСТВО НЕБЕСНОЕ

Собор архангелов. Икона. Ок. 1643 г. (НХГ)

Собор архангелов. Икона. Ок. 1643 г. (НХГ)


Собор архангелов. Икона. Ок. 1643 г. (НХГ)

[евр.   ,    ], библейское выражение, употребляемое для обозначения ангелов: «...выслушай слово Господне: я видел Господа, сидящего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло при Нем, по правую и по левую руку Его» (3 Цар 22. 19; ср.: 2 Пар 18. 18; ср.: Лк 2. 13), в т. ч. падших: «И будет в тот день, посетит Господь воинство выспреннее (евр.    , букв.- воинство высоты) на высоте и царей земных на земле. И будут собраны вместе, как узники, в ров, и будут заключены в темницу, и после многих дней будут наказаны. И покраснеет луна, и устыдится солнце, когда Господь Саваоф воцарится на горе Сионе и в Иерусалиме…» (Ис 24. 21-23), и небесных светил: «И дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды и все воинство небесное, не прельстился и не поклонялся им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом» (Втор 4. 19). Также это выражение может служить указанием на множественность, напр., когда обетованное Давиду потомство сравнивается с В. Н. (Иер 33. 22; ср.: Иов 25. 3, также   в значении «множество», LXX: ἀριθμός, в Ис 34. 2). Однако контекст далеко не всегда позволяет указать его точное значение. Попытку провести различение и закрепить его филологически, по-видимому, представляют собой различные греч. эквиваленты евр.    , предложенные в переводе Семидесяти, где данное выражение может передаваться как ἡ στρατιὰ τοῦ οὐρανοῦ (букв.- воинство неба, напр., в 3 Цар 22. 19; Неем 9. 6b - αἱ στρατιαὶ τῶν οὐρανῶν (букв.- воинства небес); ср.: Лк 2. 13; Откр 19. 14) или ἡ δύναμις τοῦ οὐρανοῦ (букв.- сила неба, напр., в 4 Цар 17. 16; 2 Пар 18. 18; ср.: Пс 32. 6; Мф 24. 29 и пар.; 26. 64 и пар.; Рим 8. 38; Еф 1. 21; 2 Фес 1. 7; 1 Петр 3. 22); ὁ κόσμος τοῦ οὐρανοῦ (букв.- устройство, мир, украшение неба, напр., во Втор 4. 19; 17. 3; ср.: Быт 2. 1); οἱ ἀστέροι τοῦ οὐρανοῦ (букв.- звезды неба, напр., в Дан 8. 10; ср. τὰ ἄστρα в Ис 34. 4; 45. 12).

Рождество Христово. Икона. XIX в. (НХГ)

Рождество Христово. Икона. XIX в. (НХГ)


Рождество Христово. Икона. XIX в. (НХГ)

В. Н. создано Богом (Быт 2. 1; Пс 32. 6), его единственным Творцом (Неем 9. 6a). Существа и силы, составляющие В. Н., окружают Бога (3 Цар 22. 19; ср.: 2 Пар 18. 18) и служат Ему (Неем 9. 6b), благословляют (Пс 102. 21) и восхваляют Его (Пс 148. 2). Как творение Божие В. Н. не исключено из Его провиденциальных планов и замыслов. Звезды сражаются на стороне Израиля против его противников (Суд 5. 20). Рождество Иисуса Христа было возвещено посредством звезды (Мф 2. 2). При этом Сам Христос есть не только «корень и потомок Давида», но и «звезда светлая и утренняя» (Откр 22. 16). В песнопениях, посвященных Его Рождеству, Он неоднократно называется «Солнцем правды» (ср.: Мал 4. 2). Что же касается христиан, поклоняющихся этому Солнцу, то в их сердцах, очищенных от тьмы греха, должна «взойти» «утренняя звезда» (2 Петр 1. 19). Солнце и луна померкли, знаменуя этим смерть Иисуса Христа на кресте (Мф 27. 45), и при Его Втором пришествии «солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе» (Мф 24. 29-30). Сам Господь предводительствует В. Н. (Ис 40. 26; ср.: Дан 4. 32) и дает ему закон (Ис 45. 12), с чем может быть связано наименование Бога Господом Саваофом (  , букв.- Господь воинств, подробнее см. ст. Господь Саваоф).

Обозначение одушевленных ангельских сил и неодушевленных светил при помощи одного выражения отражает обычное для древних представление об окружающей действительности. Оно коренилось в их понимании мира как существа одушевленного. Объяснение этому одни из них находили в том, что мир оживотворяется Самим Богом, другие - в том, что мир полон богов. Соответственно солнце, луна, «царица неба» Иштар, планета Венера и вообще все «воинство небесное» выступают в качестве главных действующих лиц в языческих астральных культах.

Низвержение сатаны и ангелов его. Миниатюра из лицевого Апокалипсиса. 2-я пол. XVI в. (РГБ. Собр. В. В. Егерева. Ф. 466. № 6. Л. 68 об.)

Низвержение сатаны и ангелов его. Миниатюра из лицевого Апокалипсиса. 2-я пол. XVI в. (РГБ. Собр. В. В. Егерева. Ф. 466. № 6. Л. 68 об.)


Низвержение сатаны и ангелов его. Миниатюра из лицевого Апокалипсиса. 2-я пол. XVI в. (РГБ. Собр. В. В. Егерева. Ф. 466. № 6. Л. 68 об.)

Господь предостерегает Израиль от религ. поклонения В. Н. (Втор 4. 19). Законодательство Моисея решительно противостоит ему, предусматривая суровые наказания для тех, кто его совершает: кто «пойдет и станет служить иным богам, и поклонится им, или солнцу, или луне, или всему воинству небесному», будет предан смерти (Втор 17. 2-5). Однако Израиль не избежал служения В. Н. Оставив «все заповеди Господа Бога своего», израильтяне «сделали себе литые изображения двух тельцов и устроили дубраву, и поклонялись всему воинству небесному, и служили Ваалу и проводили сыновей своих и дочерей своих чрез огонь, и гадали, и волшебствовали…» (4 Цар 17. 16). Царь Манассия «соорудил жертвенники всему воинству небесному» даже «в доме Господнем». Там же он «поставил истукан Астарты» (4 Цар 21. 1-7; ср.: 2 Пар 33. 3, 5). Живописную картину приготовления к совершению астрального культа рисует прор. Иеремия: «Дети собирают дрова, а отцы разводят огонь, и женщины месят тесто, чтобы делать пирожки для богини неба и совершать возлияния иным богам» (Иер 7. 18). Астральные обольщения приводили к тому, что народ попадал в магическую зависимость от «знамений небесных», следил за ними и определял по ним свою судьбу, боялся их и использовал для предсказания будущего (Иер 10. 2; Ис 47. 13). Благочестивые цари и пророки осуждают подобные обычаи и борются с ними (4 Цар 23. 4-5; Иер 19. 13). В видении прор. Иезекииля эти культы характеризуются как «мерзости»: «...видишь ли, сын человеческий? обратись, и еще увидишь большие мерзости. И ввел меня во внутренний двор дома Господня, и вот у дверей храма Господня, между притвором и жертвенником, около двадцати пяти мужей стоят спинами своими ко храму Господню, а лицами своими на восток и кланяются на восток солнцу» (Иез 8. 15-16). Согласно эсхатологическим представлениям, отраженным в книгах пророков, в конце времен это В. Н. будет уничтожено (Ис 34. 4; ср.: Мф 24. 29 и пар.), составляющие его силы будут заключены в темницу и наказаны (Ис 24. 21-22), Бог истребит поклоняющихся им (Соф 1. 2-5). В апокалиптическом видении прор. Даниила часть В. Н. будет низринута на землю «царем наглым и искусным в коварстве», к-рый придет в конце времен «на две тысячи триста вечеров и утр» (Дан 8. 9-11, 14, 23-25).

М. С. Иванов


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "ВОИНСТВО НЕБЕСНОЕ" в других словарях:

  • Воинство Небесное —    библейское выражение, употребляемое для обозначения Ангелов: ...выслушай слово Господне: я видел Господа, сидящего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло при Нем, по правую и по левую руку Его (3 Цар. 22, 19; ср.: Лк. 2, 13), в том… …   Православие. Словарь-справочник

  • Воинство небесное — «Никейский ангел» (мозаика VII век) Ангел (др. греч. ἄγγελος, ангелос  «вестник, посланец») в традиции авраамических религий  духовное разумное бесполое существо, выражающее волю Бога и обладающее нечеловеческими умениями и возможностями. Библия… …   Википедия

  • Воинство небесное — ангельские силы, лики ангелов и архангелов см. Ангел …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Воинство небесное —  ♦ (ENG heavenly host)    ангелы Бога (Лк. 2:13) …   Вестминстерский словарь теологических терминов

  • Небесное воинство — неоднократно встречающееся в Библии совокупное именование ангелов, а также небесных светил[1]. Ангельское воинство трубит победу …   Википедия

  • Воинство — – войско (Исх. 14, 4, 9, 17); воинство Божие – все живущее, служащее Богу (Прем. 12, 8); воинство небесное – звезды (Иер. 7, 18, 19, 13); воинства небесные – сонмы святых прославленных (Апокал. 19, 14); воинство выспреннее на… …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • воинство — @font face {font family: ChurchArial ; src: url( /fonts/ARIAL Church 02.ttf );} span {font size:17px;font weight:normal !important; font family: ChurchArial ,Arial,Serif;}  сущ. войско; воинство Божие все твари, служащие Богу (Прем. 12,… …   Словарь церковнославянского языка

  • Небесное воинство — (библ.) иноск. звѣзды. Ср. И истлѣетъ все небесное воинство, и небеса свернутся, какъ свитокъ книжный; и все воинство поспадетъ, какъ слетаетъ листъ съ виноградной лозы... Исаіи. 34, 4. Ср. Поднимите глаза ваши на высоту небесъ и посмотрите, кто… …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • ВОИНСТВО — Небесное воинство. Книжн. Устар. 1. О звездах и планетах. 2. Об ангелах и архангелах. /em> Оборот библейского происхождения. БМС 1998, 93 …   Большой словарь русских поговорок

  • небесное воинство — (библ.) иноск.: звезды Ср. И истлеет все небесное воинство, и небеса свернутся, как свиток книжный; и все воинство поспадет, как слетает лист с виноградной лозы... Исаии. 34, 4. Ср. Поднимите глаза ваши на высоту небес и посмотрите, кто сотворил… …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»