ГВИДО АРЕТИНСКИЙ


ГВИДО АРЕТИНСКИЙ

Гвидо Аретинский. Рисунок с утраченной росписи XIII в. Чимбауэ (?) из собора г. Кортоны. Италия

Гвидо Аретинский. Рисунок с утраченной росписи XIII в. Чимбауэ (?) из собора г. Кортоны. Италия


Гвидо Аретинский. Рисунок с утраченной росписи XIII в. Чимбауэ (?) из собора г. Кортоны. Италия

[лат. Guido Aretinus; итал. Guido d'Arezzo] (90-е гг. X в., близ Парижа - после 1033 (50-е гг. XI в.?)), итал. музыкант и теоретик. По версии Ж. Морена (см.: Revue de l'Art Chretien. P., 1888. Vol. 3), Г. А. получил образование в мон-ре Сен-Мор-де-Фосе (отсюда вариант написания его имени как Guido de Sancto Mauro). Продолжил учебу, вероятно, в бенедиктинском мон-ре Помпоса близ Феррары. Там же впервые приобрел известность как автор новой системы обучения пению; изобрел новый метод нотации, с помощью к-рого составил (совместно с мон. Михаилом, адресатом «Послания» Г. А.) вариант Антифонария (в наст. время утерян). Сохранились 2 пролога Г. А. к Антифонарию: «Prologus in antiphonarium», известный также под названием «Aliae regulae» (Иные правила, до 1025), и «Regulae rhythmicae» (Правила в стихах, 1025-1026). Ок. 1025 г., не найдя поддержки в Помпосе, переехал в Ареццо под покровительство еп. Теодальда, к-рому посвятил трактат «Micrologus de disciplina artis musicae» (Микролог, или Краткое изложение учения о музыкальном искусстве; сохр. более 70 средневек. списков). Г. А. стал широко известен после поездки в Рим по приглашению папы Иоанна XIX (1024-1032), где в его присутствии Г. А. демонстрировал преимущества нового Антифонария. Об этом, а также о последующем посещении Помпосы сообщается в «Epistola [Guidonis Michaeli monacho] de ignoto cantu [directa]» (Послание о незнакомом песнопении [направленном Гвидо монаху Михаилу], после 1028, но не позднее 1033). Известно также, что впосл. Г. А. удалился в мон-рь близ Ареццо, возможно ордена камальдулов в Фонте-Авеллана, где пробыл до конца жизни.

1-я строфа гимна св.
<!-- *** native *** -->

    <script async src= Иоанну Крестителю 2-го тона, начальные слоги к-рой послужили основой сольмизации Гвидо Аретинского" align="center" hspace="2" vspace="2"/>

1-я строфа гимна св. Иоанну Крестителю 2-го тона, начальные слоги к-рой послужили основой сольмизации Гвидо Аретинского


1-я строфа гимна св. Иоанну Крестителю 2-го тона, начальные слоги к-рой послужили основой сольмизации Гвидо Аретинского

Новации Г. А., определившие развитие теории музыки последующих эпох, носили практический характер и были призваны облегчить исполнение (в т. ч. с листа) и самостоятельное (per se) разучивание песнопений, а также их фиксацию и исправление мелодий, заученных с ошибками. В обоих прологах к Антифонарию были изложены основы новой нотации. Г. А. объединил существовавшие до него принципы нотного письма: невмы он поместил на линейный стан (первоначально 2 линии: желтая и красная) с буквами-ключами С и F, обозначающими высоты «до» и «фа» (ниже к-рых в диатоническом звукоряде находятся полутоны). В «Послании» Г. А. вводит новый метод - сольмизацию, основанный на запоминании модально-интервальных свойств звуков относительно друг друга. В качестве мнемонической мелодии Г. А. предложил использовать 6 строк из лат. гимна св. Иоанну Крестителю: «UT queant laxis REsonare fibris MIra gestorum FAmuli tuorum, SOLve polluti LAbii reatum» (см. пример 1), начальные звуки к-рых (восходящий гексахорд от «до») следовало соотносить со звуками незнакомого песнопения; эти названия ступеней (за исключением «ut») используются до наст. времени. Т. н. рука (дидактическое наглядное пособие по сольмизации), изобретение к-рой приписывают Г. А., по-видимому, появилась позднее; введение термина «manus Guidonis» (Гвидова рука) относится к XV в. («Musica practica» Рамоса де Парехи, 1482).

Развитие сольмизационного метода Гвидо Аретинского: система гексахордов в соотнесении со звукорядом распространяется на весь певческий диапазон (верхнее &amp;quot;ми&amp;quot; добавлено позднее)

Развитие сольмизационного метода Гвидо Аретинского: система гексахордов в соотнесении со звукорядом распространяется на весь певческий диапазон (верхнее "ми" добавлено позднее)


Развитие сольмизационного метода Гвидо Аретинского: система гексахордов в соотнесении со звукорядом распространяется на весь певческий диапазон (верхнее "ми" добавлено позднее)

В наиболее обширном из сочинений Г. А., «Микрологе», систематизированы знания о музыке того времени, во многом он развивает идеи предшественников: Боэция («Учение о гармонии»), анонимных авторов «Учебника музыки», «Схолии к учебнику музыки» и «Диалога о музыке» (см. ст. Анонимы). К числу оригинальных идей Г. А. относятся: расширение миксодиатонического звукоряда до «ре» 2-й октавы (см. пример 2), новый способ деления монохорда (mensura Guidonis), сравнение методов композиции мелодики и стиха с предложением способа сочинения мелодий, в нек-рой степени механистического (гл. 17, метод литерафонии - соотнесение высот звукоряда с гласными «a», «e», «i», «o», «u» и составление на основе этой шкалы мелодии, исходя из гласных в слогах распеваемого текста; подробнее см.: Smits van Waesberghe J. Guido of Arezzo and Musical Improvisation // Musica Disciplina. 1951. Vol. 5. P. 55-63). Одно из центральных мест в «Микрологе» занимает теория лада (главы 7-13), в к-рую входят теория модальных функций ступеней звукоряда и «родства звуков» (affinitas vocum), проблема ладовой мутации (трансформации) и двойной ступени «си» («си круглое» соответствует совр. «си-бемоль», «си квадратное» - «си» или «си-бекар»); разделение «на практике» 4 ладов на 8 (парами: автентический - плагальный), их двойная номенклатура (греч. и лат.); определение лада песнопения по интонационным формулам с мнемоническими текстами (formulae modi); определение главного звука лада (финалиса); изложение правил, ограничивающих диапазон мелодий в разных ладах. Отдельного внимания заслуживает теория диафонии (2-голосного органума; главы 18-19). Помимо изложения правил удвоения тонов Г. А. приводит классификацию используемых в органуме созвучий, а также вводит понятие «пригодности» ладов для диафонии. Ему принадлежит термин «occursus» (новый тип заключительной каденции, характеризующийся большей свободой органального голоса), а также понятие «organum suspensum» (способность органального голоса находиться над кантусом, т. е. перекрещивание голосов).

Соч.: Prologus in antiphonarium / Ed. J. Smits van Waesberghe. Buren, 1975. (Divitiae mus. artis. Ser. A; 3) (рус. пер.: Пролог к Антифонарию / Пер., примеч., вступ. ст. Р. Л. Поспеловой // Ю. Н. Холопов и его науч. школа. М., 2003. С. 48-67; то же // Поспелова Р. Л. Западная нотация XI-XIV вв.: Осн. реформы. М., 2003. С. 309-315); Regulae rhythmicae in antiphonarii prologum prolatae // Gerbert. Scriptores. Vol. 2. P. 25-34; idem / Ed. J. Smits van Waesberghe. Buren, 1985 (рус. пер.: Правила в стихах: [Два фрагм.: Gliscunt corda. Musicorum et cantorum] / Пер. С. Н. Лебедева // Лебедев С. Н., Поспелова Р. Л. Musica Latina: Лат. тексты в музыке и муз. науке: [Хрестоматия]. СПб., 2000. С. 166, 171); Micrologus de disciplina artis musicae // Gerbert. Scriptores. Vol. 2. P. 2-24; idem / Ed. J. Smits van Waesberghe. [Nijmegen], 1955. (CSM; 4) (рус. пер.: Микролог: Фрагменты / Пер. Л. Н. Годовиковой // Муз. эстетика западноевроп. средневековья и Возрождения / Ред.-сост. В. П. Шестаков. М., 1966. С. 196-200; Микролог: Гл. 18, 19 / Пер. В. А. Федотова // Федотов В. А. Начало западноевроп. полифонии: Теория и практика раннего многоголосия. Владивосток, 1985. С. 106-112; Микролог. Гл. 7-9 / Пер., примеч. и вст. ст. Ю. В. Пушкиной // Старинная музыка. 2005. № 2. С. 39-48); Epistola de ignoto cantu // Gerbert. Scriptores. Vol. 2. P. 43-50 (рус. пер.: Послание о незнакомом пении / Пер. и коммент. С. Н. Лебедева // Лебедев С. Н., Поспелова Р. Л. Musica Latina. СПб., 2000. С. 217-231; Письмо мон. Михаилу: Фрагменты / Пер. М. В. Иванова-Борецкого // Муз. эстетика западноевроп. средневековья и Возрождения / Ред.-сост. В. П. Шестаков. М., 1966. С. 201-203); «Regulae rhythmicae», «Prologus in antiphonarium» and «Epistola ad Michaelem»: a Crit. Text, Transl., Introd., Annot., Ind. and New Manuscript Inventories / Ed. D. Pesce. Ottawa, 1999.

Лит.: Smits van Waesberghe J. De musico-paedagogico et theoretico Guidone Aretino. Florentia, 1953; idem. Expositiones in Micrologum Guidonis Aretini. Amst., 1957; Oesch H. Guido von Arezzo. Bern, 1954;Huglo M. L'auteur du «Dialogue sur la musique» attribué à Odon // Rev. de Musicologie. 1969. Vol. 35. P. 119-171; Поспелова Р. Л. Почему не утвердилась реформа сольмизации Рамоса де Парехи?: Рамос против Гвидо // Методы изучения старинной музыки: Сб. науч. тр. М., 1992. С. 14-42; она же. Нотная реформа Гвидо Аретинского // Она же. Западная нотация XI-XIV вв. С. 50-89; Монтероссо Р. О нек-рых ритмико-метрических проблемах в «Микрологе» (Micrologus) Гвидо Аретинского // Ars notandi: Нотация в меняющемся мире: Мат-лы междунар. науч. конф., посвящ. 1000-летнему юбилею Гвидо Аретинского. М., 1997. С. 17-22; Meyer Chr. La tradition du «Micrologus» de Guy d'Arezzo: Une contribution à l'histoire de la réception du texte // Rev. de Musicologie. 1997. Vol. 83. Р. 5-31; Guido d'Arezzo Monaco Pomposiano: Atti dei Conv. di studio. Abbazia di Pomposa, 1997. Bibliot. di Arezzo, 1998 / A cura di A. Rusconi. Firenze, 2000; Пушкина Ю. В. «Микролог» Гвидо Аретинского: новые штрихи к ладовому учению // Старинная музыка. М., 2005. № 2. С. 39-48.

Ю. В. Пушкина


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Смотреть что такое "ГВИДО АРЕТИНСКИЙ" в других словарях:

  • Гвидо Аретинский — Гвидо д’Ареццо (Guido d’Arezzo) (около 992  около 1050), итальянский музыкальный теоретик. Его реформа нотного письма стала основой современной нотации. Изобрёл сольмизацию. С 1952 в Ареццо проводятся Международный конкурс хоров («Полифонико») и… …   Энциклопедический словарь

  • Гвидо Аретинский — ГВИ́ДО АРЕТИ́НСКИЙ, Гвидо д Ареццо (Guido d Arezzo) (ок. 992 – ок. 1050), итал. муз. теоретик. Его реформа нотного письма (ввёл 4 линейный нотный стан) стала основой совр. нотации. Изобрёл европ. систему сольмизации (слоговые назв. ступеней… …   Биографический словарь

  • Гвидо Аретинский — (Guido d Arezzo) бенедиктинский монах, знаменитый музыкальный теоретик и педагог (955 1050). Г. обратил особое внимание на нотацию и сольмизанию. Невмы он помещал на четырех линейках и этим облегчил чтение мелодии. В сольмизации Г. ввел новые… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Гвидо Аретинский — …   Википедия

  • Гвидо Аретинский, Гвидо д’Ареццо (Guido d’Arezzo) — (около 992 — около 1050), итальянский музыкальный теоретик. Его реформа нотного письма (ввёл 4 линейный нотный стан) стала основой современной нотации. Изобрёл европейскую систему сольмизации (слоговые названия ступеней — ут, ре, ми, фа …   Большой Энциклопедический словарь

  • Гвидо д’Ареццо — Гвидо Аретинский …   Википедия

  • Гвидо д\'Ареццо — Гвидо Аретинский …   Википедия

  • Гвидо — германское Иноязычные аналоги: англ. Guy венг. Gujdó исп. Guido итал. Guido, Guidone, Guittone польск …   Википедия

  • Гвидо д'Ареццо — Гвидо д’Ареццо Памятник Гвидо д Ареццо. Гвидо д’Ареццо (Гвидо Аретинский) (итал. Guido d Arezzo, Guido Aretino, ок. 990  ок. 1050)  итальянский музыкальный теоретик. Образование получил в монастыре близ Феррары. Был бенедиктинским монахом,… …   Википедия

  • ГВИДО Д АРЕЦЦО — (Гвидо Аретинский) (Guido d Arezzo) (ок. 992 ок. 1050) итальянский музыкальный теоретик. Его реформа нотного письма стала основой современной нотации. Изобрел сольмизацию. С 1952 в Ареццо Международный конкурс хоровых коллективов им. Г. д Ареццо …   Большой Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.