ГОЛОВАНОВ

ГОЛОВАНОВ

Н. С. Голованов. Фотография. 1921 г.

Н. С. Голованов. Фотография. 1921 г.


Н. С. Голованов. Фотография. 1921 г.

Николай Семенович (9.01.1891, Москва - 28.08.1953, пос. Николина Гора Московской обл.), рус. дирижер, регент, композитор и пианист-аккомпаниатор. Родители Г.- выходцы из крестьян. В 1900-1909 гг. Г. учился в московском Синодальном уч-ще церковного пения (среди учителей - А. Д. Кастальский, В. С. Орлов, Н. М. Данилин, В. С. Калинников, П. Г. Чесноков). В 1909-1914 гг. студент Московской консерватории по классу композиции (С. Н. Василенко) и специальной теории (А. А. Ильинский). В 1909-1911 гг. регент хора при церкви Марфо-Мариинской обители милосердия. В 1910-1918 гг. помощник регента Синодального хора и преподаватель Синодального уч-ща (занятия ученических оркестра и хора, уставное пение и др. предметы); успешно выступал с хором в духовных концертах в Москве, Варшаве и Берлине (регент хора Данилин намеревался в 1917 передать Г. руководство хором). В 1917-1943 гг. постоянный аккомпаниатор певицы А. В. Неждановой (ставшей его женой). В 1919-1936 гг. (с вынужденным перерывом в 1928-1930) был дирижером, а в 1948-1953 гг.- главным дирижером Большого театра. В 1919-1925 и 1937-1948 гг. муз. руководитель оперной студии, организованной К. С. Станиславским. В 1937-1953 гг. главный дирижер и художественный руководитель Большого симфонического оркестра Всесоюзного радиокомитета. В первые годы Великой Отечественной войны Г. создал из оставшихся в Москве музыкантов симфонический оркестр. В это же время отредактировал и исполнил не звучавшие в советское время увертюру «1812 год» и кантату «Москва» П. И. Чайковского и др. произведения патриотической тематики, а также впервые в СССР исполнил Третью симфонию и «Симфонические танцы» С. В. Рахманинова. Г.- 1-й исполнитель ряда значительных сочинений советских композиторов Н. Я. Мясковского, С. С. Прокофьева, А. И. Хачатуряна и др.

Несмотря на то что Г. занимал в советское время значительные посты, он не только сохранял верность Православию (в т. ч. в годы гонений на Церковь), но и подтверждал ее мн. делами: помогал материально архиеп. Трифону (Туркестанову), с к-рым был знаком еще с детских лет, принимал участие в судьбе Данилина, Чеснокова, сохранил часть Синодальной певч. б-ки, нек-рые архивные раритеты (напр., автограф «Литургии» А. А. Алябьева), ок. 200 икон и предметов церковного обихода.

Духовная музыка по объему и значимости является важной частью творчества Г. Он - автор 64 духовных сочинений (с 1907 по 1952), составляющих 8 опусов, из них 33 песнопения и 8 переработок ранних сочинений относятся уже к советскому времени.

Из всех созданных им 46 опусов бо́льшая часть вокальных: 2 одноактные оперы, романсы, обработки песен разных народов и др. сочинения.

Все духовные произведения Г. писал для хора a cappella (ор. 1 - для муж. хора, все остальные - для смешанного, преимущественно большого хора). Г. не создавал полных богослужебных циклов, но сочинял отдельные песнопения литургии и всенощного бдения в 10-х гг. Oр. 36 включает в основном песнопения на Рождество Христово, ор. 37 - Великого поста и Страстной седмицы, ор. 38 имеет авторское название «Из юношеских тетрадей» и состоит из произведений 1900-х гг. в поздней редакции. Ор. 39, написанный в основном в годы Великой Отечественной войны, содержит песнопения, обращенные к Богоматери (первые 6 номеров названы Г. сюитой «Всех скорбящих Радосте»), к свт. Николаю, к прп. Серафиму Саровскому; последние номера опуса были написаны по поводу конкретных событий - юбилея Неждановой (Великое многолетие), смерти В. А. Семёнова («Покой, Спасе наш») или в честь особенно почитаемых им людей - Рахманинова («Свете тихий»), митр. Трифона (Молитва св. мч. Трифону).

Г. развивал ту тенденцию духовной музыки Нового направления, к-рая вела к значительному расширению муз. приемов (Рахманинов, А. Т. Гречанинов, Чесноков и др.). В его песнопениях присутствуют предельные уровни динамики, широкий звуковысотный диапазон, многоуровневая полифоничность (но, как правило, без зап. полифонических форм), особая усложненность фактуры (характерно частое деление голосов на 2, 3 партии) и гармонии (септ- и нонаккорды), расширенная тональность. Совр. приемы объединялись у Г. с приемами, идущими от старинных пластов рус. музыки - церковной и народной. Для сочинений Г. характерна светлая гамма чувств, передающая благоговейное любование красотой мира и самой музыкой, вслушивание в звучание гармоний.

Сочинения Г., как правило, предназначены для больших и высокопрофессиональных коллективов. Автор ориентировался на звучание московского Синодального хора, с чем связано посвящение мн. песнопений корифеям Синодального уч-ща и хора - Смоленскому, Кастальскому, Орлову, Данилину, Чеснокову. Духовные произведения Г. в основном исполняются в концертах, в церковном обиходе использовались до наст. времени сочинения для муж. хора из ор. 1 и «Трисвятое» (во 2-й авторской редакции - ор. 36, № 1). В 10-х - нач. 20-х гг. песнопения Г. звучали в концертах Синодального хора и хора Большого театра под упр. Г., хора И. И. Юхова и капеллы Чеснокова. После длительного перерыва с 80-х гг. произведения Г. исполняли хор Издательского отдела Московской Патриархии под упр. иером. Амвросия (Носова), хор Патриаршего подворья под упр. С. В. Кривобокова, Московский академический обл. гос. хор под упр. А. Д. Кожевникова и А. М. Рудневского, хор подворья Троице-Сергиевой лавры под упр. В. А. Горбика и др.

Светские произведения Г. также обнаруживают связь с правосл. культурой, что видно гл. обр. в поэтических текстах, их религ. образах. Особо выделяется цикл романсов на стихи Ф. И. Тютчева (ор. 40) и цикл хоров a cappella «Кадило цевниц златоструйных» (ор. 8) на стихи др. рус. поэтов («Девушка пела в церковном хоре» А. А. Блока, «В Троицын день» Вяч. И. Иванова, «Утоли моя печали» А. Б. Кусикова, «Я странник убогий» С. А. Есенина и др.).

Несомненно воздействие правосл. культуры и на главную область творчества Г.- дирижирование. Характер исполнительства Г. отличался масштабностью, концепционностью, приоритетом мелодического начала, вокальностью трактовки. Современники Г. отмечали в его дирижерской манере особенности, характерные для звучания Синодального хора, общую вокальную экспрессию и такие конкретные технические детали, как добавление глубоких басовых нот, подобных пению басов-октавистов хора.

Арх.: ГЦММК им. М. И. Глинки. Ф. 468 [Музея-квартиры Г.].

Ист.: Голованов Н. С. Лит. наследие. Переписка. Восп. современников. М., 1982.

Изд.: Духовно-муз. соч.: Oр. 1 для муж. хора, ор. 3, 5 и 9 для смеш. хора. М.: [П. Юргенсон], 1918; Духовные произв. для смеш. хора a cappella, ор. 36, 37, 38, 39. М., 2004.

Лит.: Прибегина Г. А. Н. С. Голованов. М., 1990; Тевосян А. Т. Загадки Голованова // Муз. жизнь. 1990. № 1, 2; Смирнов А. П. Николай Голованов // РДМДМ. Т. 1. С. 546-562; Захарова О. И. Н. С. Голованов: устои творчества и жизни: [Вступ. ст.] // Духовные произв. для смеш. хора a cappella. М., 2004. С. 8-14; Гуляницкая Н. С. Н. С. Голованов: духовный композитор: [Вступ. ст.] // Там же. С. 3-7.

О. И. Захарова


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "ГОЛОВАНОВ" в других словарях:

  • Голованов — (Голованова)  распространённая русская фамилия. Известные носители фамилии Голованов Голованов, Александр Евгеньевич (1904 1975)  советский военачальник, Главный маршал авиации, основатель и единственный командующий Авиацией дальнего… …   Википедия

  • Голованов — I Голованов         Александр Евгеньевич [р. 25.7(7.8).1904, Нижний Новгород, ныне г. Горький], советский военачальник, Главный маршал авиации (1944). Член КПСС с 1929. Род. в семье рабочего. В мае 1919 добровольно вступил в Красную Армию,… …   Большая советская энциклопедия

  • ГОЛОВАНОВ — 1. ГОЛОВАНОВ Александр Евгеньевич (1904 75), главный маршал авиации (1944). В Великую Отечественную войну в 1942 44 командующий авиацией дальнего действия, в 1944 45 18 й воздушной армией. В 1946 48 командующий дальней авиацией. 2. ГОЛОВАНОВ… …   Русская история

  • Голованов — ГОЛОВАКОВ ГОЛОВАНЕВ ГОЛОВАНОВ ГОЛОВАРЕВ ГОЛОВАСТИКОВ ГОЛОВАСТОВ ГОЛОВАСТЫЙ ГОЛОВАЧЕВ ГОЛОВИН ГОЛОВЛЕНКОВ ГОЛОВНИН ГОЛОВНЕВ ГОЛОВУШИН ГОЛОВУШКИН ГОЛОВЧЕНКО ГОЛОВЧЕНКОВ ГОЛОВЩИКОВ ГОЛОВЯШКИН ГОЛОВАЧ ГОЛОВЕНКИН ГОЛОВКО ГОЛОВЕШКИН Голован, головач… …   Русские фамилии

  • Голованов, В. — сотр. "Уральск. войск. вед." 1870 гг. {Венгеров}  Голованов, В. автор брош. о земел. вопр., изд. газ. "Россия" (СПб., 1907). {Венгеров} …   Большая биографическая энциклопедия

  • Голованов Н. С. —         Николай Семёнович (9 (21) I 1891, Москва 28 VIII 1953, там же) сов. дирижёр, пианист и композитор. Нар. арт. СССР (1948). С 1900 учился в моск. Синодальном уч ще, где его преподавателями были В. С. Орлов и А. Д. Кастальский. Окончив уч ще …   Музыкальная энциклопедия

  • Голованов, Ярослав Кириллович — Голованов Ярослав Кириллович Дата рождения: 2 июня 1932(1932 …   Википедия

  • Голованов, Ярослав Кириллович — (р.1932). Рус. сов. прозаик и журналист, более известный произв. др. жанров (науч. худож. и науч. поп. лит ры). Род. в Москве, окончил Моск. высшее тех. уч ще им. Н.Э.Баумана, работал в газ. "Комсомольская правда". Чл. СП. Живет в… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Голованов Николай Семенович — [9(21).1.1891, Москва, 28.8.1953, там же], советский дирижёр, пианист, композитор и педагог, народный артист СССР (1948). В 1914 окончил Московскую консерваторию (класс композиции С. Н. Василенко). С 1909 дирижёр синодального хора, с 1915… …   Большая советская энциклопедия

  • Голованов Александр Евгеньевич — А. Е. Голованов Голованов Александр Евгеньевич (1904—1975) — советский военачальник, главный маршал авиации (1944). В Советской Армии с 1919. Окончил лётную школу при Центральном аэрогидродинамическом институте (1932), Высшую военную… …   Энциклопедия «Авиация»


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»