АВТОРСКИЕ РАСПЕВЫ

АВТОРСКИЕ РАСПЕВЫ

муз. варианты церковных песнопений, созданные древнерус. распевщиками и обозначенные в певч. книгах именами мастеров (Крестьянинов, Лукошков, Логинов, Баскаков и т. д.). Одновременно существовали также распевы, обозначенные по принадлежности к певч. школе или месту зарождения (московский, новгородский, усольский и др.- см. Местные распевы), названию мон-ря (соловецкий, кирилловский, опекаловский, тихвинский, троицкий и т. д.- см. Монастырские распевы), традиции, восходящей к пению др. правосл. стран (греческий распев, болгарский распев, антиохийский распев и др.). Расцвет авторского церковномуз. творчества в России приходится на XVI-XVII вв. Различие местных и индивидуальных традиций распевания, происходившее вследствие специфики древней системы муз. письма (оставлявшего часть информации на долю устной традиции), порой приводило к спорам и ссорам на клиросе: «Аз есмь Шайдуров ученик, а ин хвалит Лукошково ученье, а ин же - Баскаков перевод, а ин - Крестьянинов, а прочии - прочих» («Сказание о различных ересех» инока Евфросина, XVII в.). Еще в сер. XVI в. автор «Беседы валаамских чудотворцев» призывал царя Иоанна Грозного «пение скрепити один перевод, а не мнози» (Моисеева Г. Н. «Валаамская беседа» - памятник русской публицистики середины XVI века. М.; Л., 1958. С. 176). Постепенно авторское творчество наиболее видных мастеров заслуживало признание в России, а их «роспевы» переписывались и распространялись в многочисленных сборниках. Авторство в распевах может выражаться в собственном «розводе» распевщиком сложных «тайнозамкненных» формул, муз. содержание к-рых ранее передавалось изустно или письменно, а также в изложении этих разводов в виде дробных знамен; в полной замене мастером той или иной мелодической формулы в песнопении; в частичном преобразовании формул; в творческом переосмыслении принципа «пения на подобен», что заключалось в оригинальном преломлении формульно-структурных особенностей образца-модели. Эти особенности отмечаются в распевах, созданных на основе древнейшего архетипа. Высшим проявлением авторского творчества является создание мастерами собственных формульных композиций, не имеющих аналогов в более ранний период, хотя это и не было творчеством в совр. понимании. Оно основывалось на уже сложившихся определенных формульных структурах, в ряде случаев подчиненных еще и гласовой принадлежности (см. Осмогласие).

Об отдельных авторах распевов см.: Александр Мезенец, Александр Печерский, Алексей Михайлович, Баскаков Семен, Варлаам (Рогов Василий), Григорий Нос, Иван Нос, Иван Шайдур, Иоанн IV Васильевич Грозный, Исаия (Лукошков Иван), Кондратий Ларионов, Логгин Корова, Лука Иванов, Маркелл (Безбородый), Стефан Голыш, Фаддей (Субботин), Феодор Христианин, Феодор Константинов.

Лит.: Федор Крестьянин. Стихиры / Публ., расшифр. и исслед. М. В. Бражникова. М., 1974. (ПРМИ; Вып. 3); Безуглова И. Ф. Опекаловский роспев // ПКНО, 1978. Л., 1979. С. 196-204; Гусейнова З. М. К вопросу об атрибуции памятников древнерусского певческого искусства (на примере ркп. Соловецкого собр. № 690/751) // Источниковедение литературы Древней Руси. Л., 1980. С. 191-203; Фролов С. В. «Большой» роспев Федора Крестьянина на текст праздничной стихиры // ТОДРЛ. 1981. Т. 36. С. 295-307; Серегина Н. С. Покаянный стих «Плач Адама о рае» роспева Кирилла Гомулина // ПКНО, 1983. Л., 1985. С. 258-262; она же. Отражение исторических событий в стихире о Темир-Аксаке и в других песнопениях Владимирской иконе и проблема авторства Ивана Грозного // ПКНО, 1985. М., 1987. С. 148-164; она же. Стихиры митрополиту Петру «творения» Ивана Грозного // Древнерусская певческая культура и книжность. Л., 1990; она же. Песнопения русским святым: По мат-лам рукописной певческой книги XI-XIX вв. «Стихирарь месячный». СПб., 1994; Былинин В. К., Посошенко А. Л. Царь Алексей Михайлович как мастер распева // ПКНО, 1987. М., 1988. С. 131-137; Парфентьев Н. П., Парфентьева Н. В. Русский распевщик и музыкальный теоретик XVII в. Фаддей Никитин Субботин и его новооткрытые произведения // Там же. С. 138-148; они же. Усольская (Строгановская) школа в русской музыке XVI-XVII вв. Челябинск, 1993; Парфентьев Н. П. Древнерусское певческое искусство в духовной культуре Российского государства XVI-XVII вв.: Школы. Центры. Мастера. Свердловск, 1991; Парфентьева Н. В. Славник «О колико блага» усольского распевщика И. Т. Лукошкова // ТОДРЛ. 1993. Т. 46. С. 320-333; она же. Творчество мастеров древнерусского певческого искусства XVI-XVII вв. Челябинск, 1997; Протопопов В. В. Четырехголосная хоровая композиция царя Алексея Михайловича // ПКНО, 1991. М., 1997. С. 107-110.

Н. В. Парфентьева


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "АВТОРСКИЕ РАСПЕВЫ" в других словарях:

  • ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ — [церковнослав. ; греч. ἀγρυπνία, παννυχίς; лат. vigilia], в широком смысле слова аскетическая практика, состоящая в отказе от сна и продолжительном молитвословии в ночное время суток; в богослужении правосл. Церкви особый комплекс служб суточного …   Православная энциклопедия

  • ВЫГОЛЕКСИНСКОЕ ОБЩЕЖИТЕЛЬСТВО — (Выговская пуст.), крупнейший центр старообрядцев беспоповцев, положивший начало поморскому согласию; состояло из Выговского (муж.) и Лексинского (жен.) общежительств под единым управлением. В. о. было основано в окт. 1694 г. церковным дьячком из …   Православная энциклопедия

  • АРХИЕРЕЙСКИЕ ПЕВЧИЕ — дьяки и подьяки профессиональные певцы в Др. Руси, из к рых состояли хоры при архиерейских домах и кафедральных соборах. Наиболее подробные сведения об А. п. сохранились от XVI XVII вв. Хоры А. п. были устроены по образцу хора митрополита… …   Православная энциклопедия

  • АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ — Тишайший (10.03.1629 29.01.1676), рус. царь (с 13 июля 1645) из династии Романовых, сын царя Михаила Феодоровича и царицы Евдокии Лукьяновны. С 5 лет А. М. находился под надзором «дядьки» Б. И. Морозова, к рый оказал на него значительное влияние …   Православная энциклопедия

  • ДУХОВНЫЕ СТИХИ — в рус. народной культуре совокупность музыкально поэтических текстов, объединенных христ. тематикой. Традиционно Д. с. называют «стихи», а печатные или рукописные собрания стихов «стиховники» или «стихарники» (в старообрядческой среде). Термин «Д …   Православная энциклопедия

  • Валаам (хор) — У этого термина существуют и другие значения, см. Валаам (значения). Мужской хор «Валаам» …   Википедия

  • Ушаков, Игорь Владимирович — Игорь Владимирович Ушаков …   Википедия

  • ИЗДАТЕЛЬСТВА И ИЗДАНИЯ ДУХОВНО-МУЗЫКАЛЬНЫЕ — гос., церковные и частные орг ции в России и др. странах, выпускавшие печатные издания правосл. церковных песнопений, и их публикации. В России в XVII нач. XX в. В XVII в. издание крюковых певч. книг в России не состоялось ни в 1652 г., когда… …   Православная энциклопедия

  • «ЕДИНОРОДНЫЙ СЫНЕ» — [греч. ῾Ο μονοϒενὴς Υἱός̇; слав. ], тропарь, выражающий учение Церкви о домостроительстве спасения; в совр. правосл. богослужении поется во время полной евхаристической литургии в конце 2 го антифона, а также входит в состав чина изобразительных …   Православная энциклопедия

  • ДУХОВНАЯ МУЗЫКА — муз. произведения христ. содержания, не предназначенные для исполнения за богослужением. Д. м. часто противопоставляют светской и в таком понимании к данной области иногда относят чрезвычайно широкий спектр явлений от богослужебной музыки… …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»