«GREGORIANUM»

«GREGORIANUM»

ежеквартальный научно-богословский ж., издаваемый в Риме папским Григорианским ун-том с янв. 1920 г. Первое название журнала на итал. языке (Gregorianum: Riviste trimestrale di studi teologici e filosofici) в 1922 г. было изменено на лат. (Gregorianum: Commentarii de re theologica et philosophica); с N 1 за 1969 г. в названии отсутствует комментарий-расшифровка. Статьи публикуются на лат. и ряде европ. языков (итал., англ., франц., нем.).

Первоначальная структура журнала сохранилась без значительных изменений. В основном разделе (Articoli) публикуются научно-богословские статьи и исследования. Во 2-м разд. «Заметки» (Note), занимающем значительную часть каждого выпуска, помещаются подготавливаемые преподавателями Григорианского ун-та пространные рецензии на книги или серии книг по различным богословским и философским проблемам. 3-й разд. «Рецензии» (Recensioni) включает небольшие рецензии или критические обзоры отдельных изданий. В разд. «Научные известия» (Notizie scientifiche) сообщается о жизни Григорианского и др. католич. ун-тов, там же помещаются краткие аннотации новоизданных книг. В последнем разд. «Accepta opera», не обозначаемом в содержании, но приводимом в заключительной части каждого номера, содержится список новых поступлений в б-ку журнала. В 1921-1928 гг. в «G.» печатался библиографический указатель (Elenchus bibliographici), где перечислялись новые книги по догматическому и нравственному богословию. С сер. 1921 г. до 60-х гг. ХХ в. в издание входил т. н. бюллетень (Conspectus bibliographici), представлявший обзор научной лит-ры по определенным вопросам теологической и философской проблематики.

В «G.» используется годовая пагинация. В 1950 г. были опубликованы общие указатели (Indices generales) по авторам и статьям, рецензированным изданиям, а также аналитический указатель (Index analyticus) за первые 30 лет издания журнала. В 1993 г. вышел новый основной указатель, охватывающий 1951-1993 гг. (список статей по авторам, рецензированные книги и подробный аналитический указатель).

В 1-ые десятилетия издания журнала большинство авторов являлись преподавателями Григорианского ун-та и принадлежали к ордену иезуитов, за исключением теолога-медиевиста А. Ландграфа, публиковавшегося в «G.» с 1928 г. и долгое время бывшего единственным автором, не состоявшим в этом ордене. Первая женщина-автор «G.» - историк средневек. натурфилософии Аннелизе Майер (с 1946). В последующие годы число авторов, не являющихся членами ордена иезуитов, заметно увеличилось.

Мн. опубликованные в «G.» статьи внесли значительный вклад в католич. теологическую мысль сер. ХХ в. Напр., благодаря напечатанным в 20-х гг. в журнале исследованиям теолога-литургиста М. де Ла Тай мн. ученые обратились к богословскому осмыслению таинства Евхаристии; в 1922-1931 гг. в «G.» вышло большое количество текстов по патристике, подготовленных А. д'Алесом, в 20-30-х гг. были напечатаны статьи по проблемам нравственного богословия проф. А. Вермеерша. Теоретическому становлению неотомизма способствовали многочисленные публикации в «G.» исследований томистов, в т. ч. историка средневек. схоластики кард. Франца Эрле, Г. Маттиусси, Ш. Буайе и др. Среди изданных в журнале в разное время статей экзегета и учебного префекта Григорианского ун-та Дж. Филограсси, являвшегося первым гл. редактором «G.», особо выделяется материал о провозглашенном в 1950 г. католич. догмате о взятии Пресв. Девы Марии в Небесную Славу (1954. N 3). Нек-рые публикации, посвященные раскрытию догматических и канонических вопросов, затронутых в папских энцикликах 30-40-х гг., подготавливались профессорами Григорианского ун-та, принимавшими участие в их составлении, и иногда подписывались именами Римских пап (напр., опубликованные в нач. 40-х гг. статьи по экклезиологии С. Тромпа, одного из редакторов энциклики о Церкви «Mystici corporis» папы Римского Пия XII, выходили под псевд. Пий XII).

В связи с проведением Ватиканского II Собора, на к-ром большинство постоянных авторов «G.» выступали в качестве теологов-консультантов, в 1962-1965 гг. в журнале уменьшился объем исследовательских статей, число рецензий значительно возросло. Нек-рые публикации непосредственно отражали работу Собора, напр. статья проф. канонического права Ж. Бейера о секулярных институтах (1965. N 3), опубликованная одновременно с принятием декрета об обновлении монашеской жизни Perfectae caritatis, в к-ром содержится параграф о статусе этих ин-тов (PC. 11). Тем не менее сам ход Собора в журнале почти не освещался.

Номер «G.», вышедший по окончании Собора (1966. N 1), содержал тексты о новаторских тенденциях в послесоборном богословии, напр. статью Э. Амеля о значении Свящ. Писания для развития нравственного богословия (продолжена в: 1971. N 3; 1973. N 3; 1975. N 2), рассуждения Й. Фукса о религ. свободе, заметку З. Альцеги со сравнительным анализом лютеран. исповедания веры и доктрины Тридентского Собора по проблеме первородного греха.

В последующем научно-богословские публикации «G.» продолжали акцентировать внимание на новых позициях католич. теологии и свидетельствовали об отходе от доминировавшей до Собора схоластической проблематики. Статьи последнего десятилетия не так единообразны, как в первых номерах журнала. Возросло число публикаций по совр. философии (в т. ч. статьи Ф. О'Фаррелла о философской системе И. Канта, К. Тийетта о нем. идеализме, Ф. В. Й. Шеллинге и нек-рых течениях в зап. философии, Й. Б. Лотца о М. Хайдеггере). Значительное внимание уделяется совр. методам исследования библейских и богословских текстов (напр., статьи Р. Мейне о методе риторического анализа, М. Дж. Макдермотта об аналогии и притчах). Из богословских исследований особенно выделяются работы Ж. Гало о таинстве Св. Троицы, Г. О'Коллинза о Божественном Откровении, Дж. О'Доннелла о трансцендентальном подходе в теологии, Ф. А. Пастора о Боге и божественности, многочисленные статьи А. Антона и С. Пье-Нинота по экклезиологии, Ж. Жоблена о развитии социальной доктрины католич. Церкви в документах Папского престола кон. ХХ в. Ряд статей Л. Каруаны касается проблем взаимоотношений между совр. научными дисциплинами. С 2003 г. по инициативе нового директора «G.» проф. П. Жильбера журнал регулярно издает подборки статей по теологии и философии, посвященные 40-летию II Ватиканского Собора, а также исследования по истории его проведения, подготовленные Дж. Уиксом. Следует также отметить неск. статей Л. Бо о кинофильмах по истории христианства.

Журнал продолжает подробно освещать научную деятельность Григорианского ун-та, в т. ч. публиковать материалы и тезисы докладов конференций и коллоквиумов (сборник материалов о конференции «Экзегеза между теологией и практикой» - 1992. N 4; материалы коллоквиума по случаю 100-летия со дня рождения кард. А. де Любака - 1997. N 4; материалы коллоквиума «Французские философы и теологи XX в.» - 2002. N 3 и др.).

Пресв. Поль Жильбер


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "«GREGORIANUM»" в других словарях:

  • Lexicon Gregorianum — Das Lexicon Gregorianum ist ein Spezialwörterbuch zu dem Kirchenvater Gregor von Nyssa in neun Bänden, das von der Forschungsstelle Gregor von Nyssa an der Westfälischen Wilhelms Universität Münster unter Leitung von Wolf Dieter Hauschild… …   Deutsch Wikipedia

  • Sakramentar — Das Sakramentar, auch Sacramentarium, ist eine Sammlung von Gebeten für den Vorsteher der Eucharistie und anderer gottesdienstlicher Feiern. Zu ihrer Durchführung bedarf es weiterer liturgischer Bücher, wie des Lektionars bzw. Evangelistars und… …   Deutsch Wikipedia

  • Sacramentary — The Sacramentary is a book containing the prayers that a priest recites at Mass. Though in the late twentieth century the word sacramentary was used in the United States for the English translation of the Roman Missal, a Sacramentary is not the… …   Wikipedia

  • Reginald Foster (Latinist) — Father Reginald Foster is a Catholic priest and friar of the order of Discalced Carmelites. He is an American, having been born in Milwaukee, Wisconsin, birth date and age|1939|11|14. He currently works in the Latin Letters section of the… …   Wikipedia

  • Karfreitagsfürbitte für die Juden — Oremus et pro perfidis Judæis im Nouveau Paroissien Romain von 1924 Die Karfreitagsfürbitte für die Juden ist eine der Großen Fürbitten in der Karfreitagsliturgie nach dem römischen Ritus, den die römischen Katholiken, Altkatholiken und manche …   Deutsch Wikipedia

  • Karl der Grosse — Eine der ältesten Abbildungen von Karl dem Großen – Karl der Große zwischen den Päpsten Gelasius I. und Gregor I. aus dem Sakramentar Karl des Kahlen, Paris, BN Lat. 1141, fol. 2v (um 870) …   Deutsch Wikipedia

  • Karl der Große — (links) und sein erster Sohn Pippin der Bucklige, darunter ein Schreiber; Miniatur aus dem 10. Jahrhundert, Kopie einer verlorenen, zwischen 829 und 836 in Fulda für Graf Eberhard von Friaul hergestellten Miniatur, Biblioteca Capitolare, Modena,… …   Deutsch Wikipedia

  • Karolingische Reform — Eine der ältesten Abbildungen von Karl dem Großen – Karl der Große zwischen den Päpsten Gelasius I. und Gregor I. aus dem Sakramentar Karl des Kahlen, Paris, BN Lat. 1141, fol. 2v (um 870) …   Deutsch Wikipedia

  • Sacramentaire — Pour les articles homonymes, voir sacramentaires. Le sacramentaire est un livre liturgique catholique, c est un recueil des prières propres au célébrant. Sommaire 1 Sacramentaires notables 1.1 …   Wikipédia en Français

  • Tradición apostólica — La Tradición Apostólica o Sagrada Tradición (del latín traditio, entregar, de tradere) es, según la definición de la Iglesia Católica, la Palabra revelada por Dios que ella transmite. Esa transmisión del mensaje de Cristo fue llevada a cabo,… …   Wikipedia Español


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»