АГАФОНИК, ЗОТИК, ФЕОПРЕПИЙ, АКИНДИН, СЕВЕРИАН, ЗИНОН

АГАФОНИК, ЗОТИК, ФЕОПРЕПИЙ, АКИНДИН, СЕВЕРИАН, ЗИНОН

и др. († ок. 305), мученики Вифинские и Фракийские (пам. 22 авг.). В гонение при имп. Максимиане комит Евтолмий, возвращавшийся из Понта после розыска и ареста христиан, в мест. Карпы приказал распять мч. Зотика и его учеников. Затем, прибыв в Никомидию и узнав, что градоправитель обращен ко Христу неким знатным человеком по имени А., комит взял их обоих вместе с др. верующими под стражу и повел во Фракию, где была имп. ставка. По пути в мест. Потам были умерщвлены мученики Зинон, Феопрепий и Акиндин, к-рые не могли из-за ран идти дальше, а в Халкидоне - мч. Севериан, проповедовавший там учение Христа. В г. Византий (буд. К-поль) А. со спутниками предстали перед судом. Их предали побоям и после мучений по имп. приказу усекли мечом в мест. Аммы близ Селимврии. Мощи А. находились в пригороде К-поля Кенополе, где при имп. Константине Великом был построен храм-мартирий; в нем, а также в ц. св. Феодоры в Ксирокерке торжественно отмечалась его память.

Мч. Агафоник. Минейная икона. Нач. XVII в. (ЦАК МДА). Фрагмент

Мч. Агафоник. Минейная икона. Нач. XVII в. (ЦАК МДА). Фрагмент


Мч. Агафоник. Минейная икона. Нач. XVII в. (ЦАК МДА). Фрагмент

А. посвящены неск. житий и похвальных слов (в т. ч. написанные Анастасием Квестором и Филофеем, еп. Селимврийским). Канон святому написан св. Феофаном Начертанным. Краткое житие святых мучеников переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В 1-й пол. XIV в. оно было вновь переведено на слав. язык (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях. На Руси получило известность с кон. XIV в. В XVI в. краткое житие включено под 22 авг. в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 432).

Гимнография

В Типиконе Великой ц. (X в.) отмечена «страсть святого Агафоника и дружины его (Mateos. Typicon. T. 1. P. 380-381); упоминается А. и в к-польском Стишном Прологе XI в. Христофора Митилинского. Месяцесловы Студийского и Иерусалимского уставов регулярно фиксируют память А. В студийской слав. Минее (XII в. ГИМ. Син. № 443. Л. 130-135) выписаны седален (отличный от помещенного в печатных Минеях), 3 стихиры (одна из них совпадает с печатными), канон (тот же, что в печатных). Мессинский Типикон (1131) отмечает, что 22 авг. «последование совершается по тому же чину, что и 17 августа» (Arranz. Typicon. P. 182).

Составленный Иосифом († 883) канон А. (1-го гласа) с акростихом «̓Αγαθονίκου τοὺς πόνους με εἰπεῖν θέμις», содержащийся во многих рукописях (XII в. Doch. Gr. 32; кон. XIII-XIV в. ГИМ. Син. Греч. № 450. Л. 161-172), вошел в совр. греч. и слав. печатные Минеи (в слав. Минеях акростих не указан). Из рукописи (1353 г. Alex. Patr. 118. Fol. 158v - 163) известен др. канон Георгия (4-й глас) попразднству Успения Богоматери и А. («Μεθέορτον νυνὶ πανδαισίαν τεκοῦσα» - Ταμεῖον. N 851. Σ. 271). Славник на вечерне на «Господи воззвах» атрибутируется Анатолию. Службы в совр. греч. и слав. печатных Минеях в целом идентичны друг другу, в греч. (Μηναῖον. Αὔγουστος. Σ. 224) имеется после 6-й песни канона на утрене стишной ямбический синаксарь святому. По совр. рус. Типикону, так же как и по первому рус. печатному Типикону 1610 г., поется служба без знака (см. Знаки праздников Месяцеслова), по греч.- со славником на вечерне.

Иконография

А. изображается как юный безбородый мученик, в хитоне и гиматии, с крестом в руке, его волосы кудрявы: на левой створке складня-триптиха слоновой кости из Палаццо Венеция в Риме, cер. X в.; на эмальерной вставке потира из К-поля, сер. X в. (Венеция, сокровищница Сан-Марко); на минейной иконе кон. XI - нач. ХII в. (гексаптих из мон-ря вмц. Екатерины на Синае); на мозаике мон-ря Хора (Кахрие джами) в К-поле, 1316-1321 гг.; в греко-груз. рукописи (XV в. РНБ. О. I. 58. Л. 125об.), на минейной иконе нач. XVII в. (ЦАК МДА). Мученичество святого представлено в настенных минологиях в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.; в ц. Успения Трескавацкого мон-ря (Македония), между 1334-1343 гг.; в ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), 1386-1390 гг. «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в., рекомендует изображать А. молодым, «с малою бородой» (Ч. 3. § 10. № 50). Сходный иконографический тип описан в Строгановском иконописном подлиннике (Посл. треть XVIII в. БАН. Строг. 67.1. 22 авг.).

Ист.: BHG, N 39-43; ActaSS. Aug. T. 4. P. 519-524; SynCP. P. 913-915; ЖСв. Август. С. 376-378.

Лит.: DHGE. T. 1. Col. 920-921; ̓Αγαθόνικος, ἐπ. τῶν Καλαβρυτῶν. ̓Ακολουθία τοῦ ἁγίου ἐνδόξου μεγαλομάρτυρος ̓Αγαθονίκου. ̓Αθῆναι, 1953; Janin. Églises et monastères. P. 7-8; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 6; HKC. Т. 3. С. 742-743; (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 456, 493).

Иконогр.: Ерминия ДФ. С. 366; Morey C. R. Gli Oggetti di Avorio e di Osso del Museo Sacro Vaticano. Città del Vaticano, 1936. (Catalogo del Museo Sacro; 1). Abb. 68; LCI. Bd. 5. Sp. 51; Talbot-Rice D. The Art of Byzantium. L., 1959. Tab. 98; Volbach W. F., Grabar A., Erdmann K. Il tesoro e il Museo. Firenze, 1971. N 42. Tf. XLIV. (Il tesoro di San Marco. 2); Underwood. Kahrie Djami. Bd. 2. N 157; Миjовић. Менолог. С. 307, 315, 361; Евсеева. Афонская книга. С. 325. № 178; С. 275. № 121.

А. Ю. Виноградов, А. Ю. Никифорова, Е. А. Луковникова


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "АГАФОНИК, ЗОТИК, ФЕОПРЕПИЙ, АКИНДИН, СЕВЕРИАН, ЗИНОН" в других словарях:


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»