DEI FILIUS


DEI FILIUS

[офиц. лат. название: «Constitutio dogmatica de Fide Catholica» - Догматическая конституция о католич. вере; традиц. название по первым словам: «Dei Filius et generis humani Redemptor» - Сын Божий и рода человеческого Искупитель...], догматическая конституция, принята Ватиканским I Собором и утверждена 24 апр. 1870 г. папой Римским Пием IX.

Одной из основных целей документа было догматическое закрепление в католич. вероучении осуждения ряда мировоззренческих систем и позиций XVIII-XIX вв. Существенное влияние на составление конституции оказала энциклика папы Пия IX «Quanta cura» (1864) и ее приложение «Syllabus», в к-рых перечислялись и осуждались «главнейшие заблуждения» времени, в т. ч. пантеизм, натурализм, рационализм, индифферентизм, социализм, коммунизм и либерализм. На основании этих документов предсоборная комиссия разработала проект догматической конституции «De doctrina catholica contra multiplices errores ex rationalismo derivatos» (О католическом учении против многочисленных заблуждений, происходящих из рационализма - Mansi. T. 50. P. 59-74). Автор проекта - австр. свящ.-иезуит Дж. Францелин, преподаватель догматического богословия в рим. Германском коллегиуме. Проект, состоявший из 18 глав, был впервые рассмотрен на 4-м генеральном заседании (конгрегации) I Ватиканского Собора 28 дек. 1869 г.; в ходе обсуждения (28 дек. 1869 - 10 янв. 1870) подвергнут критике за неясность и излишний радикализм и отправлен на доработку. В подготовке нового проекта участвовали архиеп. Мехелена В. О. Дешан, еп. Пуатье Л. Пи, еп. Падерборна К. Мартин, а также нем. богослов пресв.-иезуит Й. Клёйтген.

В кон. февр. 1870 г. новый проект был представлен Догматической комиссии. Он состоял из 2 частей (Mansi. T. 51. P. 31-38; T. 53. P. 164-169): в 1-й рассматривались общие теоретические богословские положения; во 2-й разбирались конкретные догматы (о Пресв. Троице, о сотворении человека, о тайне Воплощения и т. д.); завершался проект 28 правилами. После обсуждения (1-11 марта 1870) комиссия пришла к заключению, что проект является слишком обширным, чтобы принять его как единый документ. Окончательный проект конституции был составлен из 1-й части (4 главы) предыдущего проекта и 18 правил. 14 марта текст был роздан участникам Собора; 18 марта - 12 апр. обсуждался на генеральных заседаниях Собора. В целом проект был одобрен; некоторые епископы внесли предложения о включении ряда поправок.

Оживленные прения вызвала 2-я глава проекта, затрагивающая вопрос о т. н. традиционализме - философско-богословском учении Л. Г. А. де Бональда и Ж. де Местра. Ряд участников Собора настаивали на категорическом осуждении этого учения; другие полагали, что было бы полезнее воздержаться от осуждения умеренных форм традиционализма. Докладчики от Догматической комиссии выступили в защиту предложенного текста, отвергнув попытки дискуссий на тему достоверности доказательств существования Бога.

Нек-рые участники Собора, в т. ч. кард. Дж. В. Печчи (впосл. папа Лев XIII), настаивали на том, что в догматической конституции нужно ясно и недвусмысленно указать в качестве заблуждения онтологизм, осужденный 18 сент. 1861 г. декретом Верховной конгрегации инквизиции. Выступивший с докладом от имени комиссии еп. Бриксенский В. Гассер заявил, что вопрос не проработан в достаточной степени, его рассмотрение следует отложить. Несмотря на то что многие ожидали дискуссии о Свящ. Писании, она не состоялась, вопросы об аутентичности Вульгаты, богодухновенности Свящ. Писания и его толковании затронул лишь еп. Шалонский Г. Р. Меньян во время общего обсуждения проекта на 32-м генеральном заседании Собора 24 марта. На 39-м генеральном заседании Собора (1 апр. 1870) в ходе обсуждения 4-й главы проекта конституции еп. Гренобля Ж. М. А. Жинульяк высказался по вопросу о свободе, необходимость к-рой следовало оставить за наукой, однако это положение в текст документа включено не было.

12 апр. 1870 г. состоялось голосование о принятии проекта к рассмотрению на пленарной сессии Собора. Из 598 участников заседания 515 проголосовали «placet» (угодно) и 83 «placet iuxta modum» (угодно, но с поправками) при отсутствии голосов «non placet» (не угодно). Был предложен также ряд уточнений к проекту. 19 апр. еп. В. Гассер представил на голосование окончательный проект, содержавший внесенные поправки. 24 апр. на 3-й пленарной сессии Собора проект догматической конституции был единогласно принят; конституция утверждена папой Пием IX.

Догматическая конституция состоит из введения, 4 глав и 18 правил. В 1-й гл. «De Deo rerum omnibus Creatorem» (О Боге, всех вещей Создателе) излагается католич. учение о Боге Творце. К этой главе относились 5 правил о предании анафеме последователей различных форм материализма и пантеизма, а также сторонников учений Г. Гермеса и А. Гюнтера (без указания их имен).

Во 2-й гл. «De Revelatione» (Об Откровении) приводится католич. учение о соотношении человеческого разума с Божественным Откровением, о способности человеческого разума к познанию Бога, о Божественном Откровении, его необходимости, источниках и толковании Церковью. К этой главе относятся 4 правила, по к-рым были осуждены сторонники фидеизма, традиционализма, деизма и рационализма. Подтверждено учение Тридентского Собора о соотношении Свящ. Писания и Свящ. Предания; отлучены от Церкви те, кто «не принимают Книги Священного Писания как священные и канонические, во всей их полноте и во всех их частях, такими, как они перечислены... Тридентским Собором…» (Denzinger. 3029).

3-я гл. «De Fide» (О вере) посвящена вере «как сверхъестественной добродетели, посредством которой мы… верим в истинность того, что Бог открыл, не из истинности самих вещей, постигнутых с помощью света естественного разума, а из-за авторитета Самого Бога…». Далее говорится о «служении веры согласно разуму», но подчеркивается, что «согласие веры ни в коем случае не является слепым побуждением ума… потому что вера является даром Божиим». Бог установил через Своего Единородного Сына Церковь, наделив ее «очевидными знаками», чтобы она была признаваема «хранительницей и распорядительницей слов Откровения». Отмечается, что «именно и только к католической Церкви обращены все эти знаки», что Римско-католическая Церковь «сама по себе есть великая и постоянная причина для доверия…». К этой главе относятся 6 правил, по к-рым анафематствовались сторонники идеи автономии разума (те, кто утверждают, что «человеческий разум настолько независим, что Бог не может заповедать ему веру» - Denzinger. 3031), фидеизма (те, кто верят, что «Божественная вера не отличается от естественного познания Бога и ей необязательно верить в истину Откровения на основе авторитета Бога» - Denzinger. 3032) и традиционализма, утверждающие, что «люди должны быть побуждаемы к вере только личным внутренним опытом…» (Denzinger. 3033). По 4-му правилу анафеме преданы все те, кто признавали мифами упоминающиеся в Свящ. Писании чудеса. 5-м и 6-м правилами отлучают от Церкви сторонников несвободного и зависящего от аргументов человеческого разума согласия христ. веры, а также защитников позитивного сомнения, рассматриваемого в качестве отправной точки богословского поиска. Данные правила исправлены против последователей Гермеса (Denzinger. 3035-3036).

В 4-й гл. «De Fide et Ratione» (О вере и разуме) продемонстрировано различие веры и разума в открытии истины: есть «два порядка познания, различные не только своим началом, но и предметом»,- разум и вера; познание истины только разумом имеет ограниченный характер, поскольку разум без веры неспособен проникнуть в тайны Божественного Откровения (Denzinger. 3015). Открываемая разумом истина никогда не может противоречить истине, открываемой верой, «поскольку Тот же Бог, Который открывает тайны и дарует веру, вложил в дух человеческий свет разума, но ни Бог не может отрицать Сам Себя, ни истина не может противоречить истине» (Denzinger. 3017). Церкви надлежит следить, чтобы наука не переходила присущие ей границы и не вторгалась в область веры, внося смущение в сердца верующих; вверенное Церкви учение «дано не как философское открытие, которое человеческий разум может усовершенствовать, а как Божественный залог» (Denzinger. 3020). По относящимся к 3-й гл. правилам предавали осуждению и анафеме сторонников учения рационализма, полагавших, что «все догматы веры могут быть поняты и доказаны правильно развитым разумом… что если положения науки противоречат Откровению, их можно считать истинными… что догматы, предлагаемые Церковью, могут, в зависимости от развития науки, иметь смысл, отличный от того, который Церковь имела в виду» (Denzinger. 3041-3043).

Ист.: Mansi. T. 51. P. 429-436; Constitutio «Dei Filius» de fide catholica // Denzinger H. Enchiridion symbolorum, definitionum et declarationum de rebus fidei et morum. Freiburg i. Br., 197636. 3000-3045. P. 586-595; Decrees of the Ecumenical Councils. L.; Wash., 1990. Vol. 2: Trent to Vatican II. P. 804-811; Христианское вероучение: Догматические тексты учительства Церкви: III-ХХ вв. СПб., 2002. С. 56-63, 90-91, 139-140.

Лит.: Cecconi E. Storia del Concilio Vaticano: Scritta sui documenti originali. R., 1873-1879. 4 vol.; Brandeau E. De Fide et ratione: Comment. in caput IV Constitutionis dogmaticae «Dei filius». Pictavii, 1877; Granderath T. Constitutiones Dogmaticae ss. oecumenici Concilii Vaticani ex ipsis ejus actis explicatae atque illustratae. Freiburg i. Br., 1892; idem. Geschichte des Vatikanichen Konzils von seiner ersten Ankündigung bis zu seiner Vertagung: Nach den authentischen Dokumenten dargestellt. Freiburg i. Br., 1903-1906. 3 Bde; Vacant A. Études théologiques sur les Constitutions du Concile du Vatican. P., 1895. 2 vol.; Aubert R. Le Pontificat de Pie IX. P., 1952. P. 311-367; idem. Vatican I. P., 1964; Torrell J.-P. La théologie de l'épiscopat au Premier Concile du Vatican. P., 1961; Pottmeyer H.-J. Der Glaube vor dem Anspruch der Wissenschaft: Die Konstitution über den katholischen Glauben «Dei Filius» des I. Vatikanischen Konzils und die unveroffentlichten theol. Voten der vorbereitenden Kommission. Freiburg i. Br., 1968; Aubert R., Gueret M., Tombeur P. Concilium Vaticanum I. Louvain, 1977; Schatz K. Vaticanum I: 1869-1870. Paderborn, 1993. Bd. 2: Von der Eröffnung bis zur Konstitution «Dei Filius».

А. Г. Крысов


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Смотреть что такое "DEI FILIUS" в других словарях:

  • Dei Filius — est la première constitution dogmatique du Ier concile œcuménique du Vatican sur la relation entre science et religion. Elle s’est notamment inspirée des conceptions du théologien jésuite Johann Baptist Franzelin concernant la foi catholique et… …   Wikipédia en Français

  • Dei Filius — is the incipit of the dogmatic constitution of the First Vatican Council on the Catholic faith, which was adopted unanimously on 24 April 1870. The constitution set forth the teaching of the holy Catholic Apostolic Roman Church on God, revelation …   Wikipedia

  • Unigenitus dei filius — ist der Name folgender päpstlicher Bullen: Unigenitus dei filius (1343) Unigenitus (1713) Diese Seite ist eine Begriffsklärung zur Unterscheidung mehrerer mit demselben Wort bezeichneter Begriffe …   Deutsch Wikipedia

  • Unigenitus dei filius (1343) — Unigenitus dei filius (lat. „der eingeborene Sohn Gottes“) ist eine Bulle von Papst Clemens VI., die am 27. Januar 1343 veröffentlicht wurde. Mit ihr wurde die Periode des von Papst Bonifatius VIII. erstmals für das Jahr 1300 ausgerufenen… …   Deutsch Wikipedia

  • Unigenĭtus dei filĭus — (lat.), d.i. der Eingeborene Sohn Gottes; der Name zweier mit diesen Worten anfangenden Bullen: 1) Bulle des Papstes Clemens VI. vom 27. Januar 1343, worin das Jubeljahr von 100 Jahren auf 50 herabgesetzt u. das Dogma der Katholischen Kirche von… …   Pierer's Universal-Lexikon

  • Unigenĭtus Dēi filĭus — (lat.), Anfangsworte der vom Papst Clemens XI. im September 1713 erlassenen Bulle, worin 101 Sätze aus Quesnels »Réflexions morales« verdammt wurden (s. Jansenismus). Vgl. Schill, Die Konstitution U. (Freiburg 1876) …   Meyers Großes Konversations-Lexikon

  • Unigenitus Dei filius — Unigenĭtus Dēi filĭus (lat., »der eingeborene Sohn Gottes«), die von Papst Clemens XI. Sept. 1713 gegen die Jansenisten erlassene Bulle, nach den Anfangsworten benannt …   Kleines Konversations-Lexikon

  • Unigenitus Dei filius — (d.h. der eingeborne Sohn Gottes, lat.), auch Constitution U. genannt, welche Papst Clemens XI. 1713 wider die Jansenisten erließ u. worin er namentlich 101 Sätze aus Quesnels moralischen Reflexionen verdammte; s. Jansen, C., im III. Band S. 470 …   Herders Conversations-Lexikon

  • Misericors Dei Filius — Pope Leo XIII Coat of arms Misericors Dei Filius is the title of the 1883 Constitution On the Law of the Franciscan Third Order by Pope Leo XIII.[1] In it Leo XIII declared that wearing of medium sized scapulars of the Third Order or the… …   Wikipedia

  • DEI VERBUM — [лат. Слову Божию], догматическая конституция о Божественном Откровении, принятая Ватиканским II Собором Римско католической Церкви. Утверждена 18 нояб. 1965 г. папой Римским Павлом VI. На создание DV оказало влияние католич. библейское движение… …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.