ДРЕВЛЕХРАНИЛИЩЕ ПУШКИНСКОГО ДОМА

ДРЕВЛЕХРАНИЛИЩЕ ПУШКИНСКОГО ДОМА

В. И. Малышев. Фотография. Нач. 70-х гг. XX в.

В. И. Малышев. Фотография. Нач. 70-х гг. XX в.


В. И. Малышев. Фотография. Нач. 70-х гг. XX в.

им. В. И. Малышева, собрание рукописей, в основном русских, хранящихся при Ин-те рус. лит-ры РАН (Пушкинском Доме) в С.-Петербурге, одно из крупнейших архивохранилищ России; насчитывает более 12 тыс. манускриптов, древнейший из к-рых датируется XII в. (фрагмент греч. Евангелия от Иоанна). Д. П. Д. было создано В. И. Малышевым, к-рый положил основание коллекции 32 рукописями XVI-XIX вв., привезенными в 1949 г. из археографической поездки в с. Усть-Цильма на Печоре. Археографические экспедиции, чаще всего в сев. районы с преобладанием в прошлом старообрядческого населения, стали основой собирательской работы Д. П. Д. и определили специфику коллекции, главную часть которой составляют старообрядческие рукописи XVIII - нач. XX в. («большая крестьянская библиотека»). Под рук. Малышева были проведены 72 археографические экспедиции, часто предпринимались совместные поездки сотрудников Пушкинского Дома и студентов Ленинградского ун-та, впосл. общее число экспедиций превысило 100. С 1976 г. зав. Д. П. Д. и руководителем археографических экспедиций является В. П. Бударагин, ученик Малышева.

Все поступающие рукописи помещаются в соответствующие территориальные собрания Д. П. Д.: Белорусское, Вологодское, Гуслицкое, Карельское, Керженское,Красноборское, Латгальское, Ленинградское областное, Мезенское, Новгородско-Псковское, Печорское (включает Верхнепечорское, Усть-Цилемское и Усть-Цилемское новое собрания), Пинежское, Причудское, Северодвинское. Наряду с тем, что в территориальных собраниях Д. П. Д. представлены мн. редкие памятники древнерус. письменности, важным оказалось и то, что эти собрания позволили аргументированно говорить о существовании местных книгописных традиций в России в XVIII-XX вв.

Значительную часть фондов Д. П. Д. составляют личные коллекции, крупнейшая из к-рых -коллекция акад. В. Н. Перетца - насчитывает 672 рукописи XII-XX вв. В коллекцию вошли и 2 уникальные старообрядческие б-ки: В. М. Амосова - А. Ф. Богдановой (из дер. Борок Архангельской обл.) и М. С. Бурмагиной (из дер. Топса Архангельской обл.), к-рые по характеру материалов примыкают к Северодвинскому и Красноборскому собраниям. Дополняет Латгальское и Причудское собрания коллекция И. Н. Заволоко, певческие рукописи составили основу коллекции М. В. Бражникова, преимущественно ярославские по происхождению материалы отложились в коллекции В. В. Лукьянова (в Д. П. Д. хранится часть собрания, др. часть - в БАН), алтайского происхождения рукописи из коллекции Н. Н. Губанкова, у казаков-некрасовцев приобретал рукописи Ф. В. Тумилевич. Наряду с коллекциями, имеющими географическую отнесенность, в Д. П. Д. есть собрания, приобретавшиеся у букинистов или др. коллекционеров (в их числе, напр., коллекции А. Г. Боброва, В. В. Величко (часть собрания, др. часть - в НБ МГУ), В. Ф. Груздева (часть собрания, др. часть - в собр. М. Н. Тихомирова в ГПНТБ СО РАН (Новосибирск), там же находится и часть собрания Заволоко), М. С. Лесмана).

Фонд отдельных поступлений Д. П. Д. подразделяется на 4 описи и включает сочинения лит., исторического и естественнонаучного содержания (оп. 23), рукописные сборники (оп. 24), церковно-служебные рукописи (оп. 25) и деловые бумаги (оп. 26). География рукописей, хранящихся в этом фонде, обширна: от Праги до Хабаровского края, от Мурманска до Симферополя; их хронологические границы также широки: начиная с пергаменного Евангелия-апракос галицко-волынского письма XIV в. до рукописи, переписанной полууставом в нач. 2000-х гг. Основу фонда составили материалы, собранные Малышевым, к-рый вел обширную переписку с потенциальными держателями рукописей. Небольшое собрание старопечатных и старообрядческих изданий Д. П. Д. насчитывает ок. 500 книг XVI-XX вв. Имеется коллекция польск. материалов.

В числе особо примечательных рукописей, находящихся в Д. П. Д.,- древнейший (3-я четв. XV в.) список седмичных поучений Григория Философа, синодик Иосифова Волоколамского мон-ря 1479 г., «Слово о погибели Русской земли» в списке XVI в., кн. «Рай», переписанная в 1511 г. в окрестностях Ферапонтова Мартинианова Белозерского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря, списки сочинений «роспевщика» XVI в. Феодора Христианина, Архангелогородский и Пинежский летописцы, Повесть о Сухане, гадательная «Книга, глаголемая Зверинец», лицевой сборник житий Новгородских святых XVII в., Евангелие, переписанное царевной Софией Алексеевной и украшенное мастерами Оружейной палаты. В Д. П. Д. хранятся автографы старообрядческих первоучителей: «Пустозерский сборник Заволоко» содержит автографы жизнеописаний протопопа Аввакума и его «соузника» и духовного отца Епифания с единственным известным полемическим рисунком Аввакума, отдельно сохранившийся автограф 2-й ч. Жития Епифания, Сборник уставных статей с автографами основателей Выголексинского общежительства братьев Андрея и Семена Денисовых, Даниила Викулина, Петра Прокопьева, Мануила Петрова. Отдельного внимания заслуживает половина листа в составе Евангелия-апракос XVI в. с «водяным знаком», воспроизводящим титулатуру Иоанна Грозного (полный вариант знака представлен только на царской грамоте, хранящейся в Датском королевском архиве), а также обнаруженные в составе рукописной Цветной Триоди XVI в. 11 листов «безвыходного» издания Цветной Триоди - данное издание известно только по этим листам.

С 1976 г. Д. П. Д. носит имя своего основателя, с 1977 г. проводит ежегодные Малышевские чтения, посвященные главным образом проблемам источниковедения.

Лит.: Малышев В. И. Древнерусские рукописи Пушкинского Дома: Обзор фондов. М.; Л., 1965; он же. Древлехранилище Пушкинского Дома: Лит-ра, 1965-1974. Л., 1978; Рукописное наследие Древней Руси: По мат-лам Пушкинского Дома: Сб. ст. / Отв. ред.: А. М. Панченко. Л., 1972; Древнерусская книжность: По мат-лам Пушкинского Дома: Сб. науч. тр. Л., 1985; Древлехранилище Пушкинского Дома: Мат-лы и исслед. Л., 1990; Маркелов Г. В. Прориси и переводы с икон из собрания Пушкинского Дома. СПб., 1998. (Святые Др. Руси; Т. 3); он же. Писания выговцев: Каталог-инципитарий, тексты: По мат-лам Древлехранилища Пушкинского Дома. СПб., 2004; Савельев А. А., Савельева Н. В. Пинежская книжно-рукописная традиция XVI - нач. XX в.: Опыт исслед. Источники. СПб., 2003, 2005. Т. 1-2; Бударагин В. П. «Ищите - да обрящете…»: (В. И. Малышев и его Древлехранилище) // Иванова Т. Г. Рукописный отдел Пушкинского Дома: Ист. очерк. СПб., 2006. Прил. С. 401-419.

В. П. Бударагин


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "ДРЕВЛЕХРАНИЛИЩЕ ПУШКИНСКОГО ДОМА" в других словарях:

  • ЗАВОЛОКО Иван Никифорович — Иван Никифорович (17.12.1897, г. Режица Витебской губ., ныне Резекне, Латвия 8.03.1984, там же), деятель федосеевского согласия (см. Федосеевцы), историк старообрядчества, собиратель, педагог. Род. в семье старообрядца федосеевца Н. М. Заволоко,… …   Православная энциклопедия

  • Заволоко, Иван Никифорович — Иван Заволоко Имя при рождении: Иван Никифорович Заволоко Род деятельности: журналист Дата рождения: 28 декабря 1897(1897 12 28 …   Википедия

  • Заволоко Иван Никифорович — Иван Никифорович Заволоко (17 декабря 1897, Режица Витебской губернии, ныне Резекне, Латвия 7 марта 1984, Рига) выдающийся деятель старообрядчества, наставник, историк, краевед, фольклорист, собиратель русских древностей, педагог и просветитель.… …   Википедия

  • Заволоко — Заволоко, Иван Никифорович Заволоко, Иван Никифорович Дата рождения: 28 декабря 1897(1897 12 28) Дата смерти: 7 мая 1984(1984 05 07 …   Википедия

  • Заволоко, Иван — Иван Никифорович Заволоко (17 декабря 1897, Режица Витебской губернии, ныне Резекне, Латвия 7 марта 1984, Рига) выдающийся деятель старообрядчества, наставник, историк, краевед, фольклорист, собиратель русских древностей, педагог и просветитель.… …   Википедия

  • Заволоко И. — Иван Никифорович Заволоко (17 декабря 1897, Режица Витебской губернии, ныне Резекне, Латвия 7 марта 1984, Рига) выдающийся деятель старообрядчества, наставник, историк, краевед, фольклорист, собиратель русских древностей, педагог и просветитель.… …   Википедия

  • Заволоко И. Н. — Иван Никифорович Заволоко (17 декабря 1897, Режица Витебской губернии, ныне Резекне, Латвия 7 марта 1984, Рига) выдающийся деятель старообрядчества, наставник, историк, краевед, фольклорист, собиратель русских древностей, педагог и просветитель.… …   Википедия

  • Иван Заволоко — Иван Никифорович Заволоко (17 декабря 1897, Режица Витебской губернии, ныне Резекне, Латвия 7 марта 1984, Рига) выдающийся деятель старообрядчества, наставник, историк, краевед, фольклорист, собиратель русских древностей, педагог и просветитель.… …   Википедия

  • Иван Никифорович Заволоко — (17 декабря 1897, Режица Витебской губернии, ныне Резекне, Латвия 7 марта 1984, Рига) выдающийся деятель старообрядчества, наставник, историк, краевед, фольклорист, собиратель русских древностей, педагог и просветитель. Содержание 1 Ранние годы 2 …   Википедия

  • БЕСПОПОВЦЫ — общее название представителей одного из 2 основных течений старообрядчества. Главной особенностью вероучения Б. является идея об уже совершившемся воцарении антихриста и связанное с этим представление о прервавшейся благодати священства и… …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»