ДЭБТЭРА

ДЭБТЭРА

Дэбтэра́ [эфиоп.  ; одно из основных значений в геэзе - скиния], в Эфиопской Церкви особая категория мирян, получивших духовное образование и выступающих во время богослужений в роли певчих и танцоров. Происхождение Д. остается неясным, однако нет сомнений в том, что они уже существовали при эфиоп. династии Соломонидов, т. е. после 1270 г. В этимологии термина, к-рую обычно возводят к древнегреч. διφθέρα ([снятая и выделанная] кожа, шкура; кожаный шатер или навес), можно видеть параллель с ветхозаветными левитами, служившими при скинии. Попытки отечественных и зарубежных исследователей отнести Д. к духовенству несостоятельны, поскольку над ними не совершается таинство хиротонии, более того, не существует никакой церемонии приема в Д. или исключения из их числа.

Традиционно Д. называют тех, кто не приняли сана, но окончили высшую церковную школу, причем речь может идти о любой из 3 ее ступеней: Зема бет (    - дом музыки), где изучают гимны и песнопения на весь год, литургику, Часослов, а также искусство хорового пения; Кэне бет (    - дом поэзии), где знакомятся с духовными стихами на языке геэз и учатся их составлять, и Мэцхаф бет (    - дом Писания), где готовят комментаторов ВЗ, НЗ и святоотеческих писаний, знатоков в области канонического права и календарных вычислений. Д. подвизаются при церквах, поют и исполняют священные танцы внутри церковной ограды и при крестных ходах; хотя сами они не могут совершать литургию, их участие в богослужении считается обязательным. Нек-рые Д., подобно священникам, носят тюрбаны, другие по одежде ничем не отличаются от проч. мирян. Овдовев, Д. нередко уходят в мон-рь.

Как правило, Д. были гораздо образованнее священников, чье обучение в большинстве случаев ограничивалось уровнем средней церковной школы - Кэддасе бет (    - дом литургии). Лишь Д. и довольно небольшая часть иеромонахов являлись в средневек. Эфиопии подлинными хранителями и творцами письменной культуры. Д. играли основную роль в изготовлении и переписывании рукописей, причем не только книг в форме кодекса, но и магических свитков (поэтому возможно, что термин «Д.» произошел от переносного значения διφθέρα - пергамен). Это обстоятельство, а также знания и таланты Д., державших себя важно и таинственно, заставляли простой народ и духовенство относиться к ним с суеверным страхом и подозревать их, зачастую не без оснований, в чернокнижии, что нашло отражение в амхарской пословице: «Из животных худшее - скорпион, из людей - дэбтэра».

С сер. XX в. в связи с общим упадком церковного и распространением светского образования роль Д. в культурной жизни Эфиопии и их общественный статус значительно снизились.

Лит.: Vléat B. Chanteurs, poètes, professeurs: les Dabtara éthiopiens // Les cahiers coptes. Le Caire, 1954. N 5. P. 21-29; Levine D. N. Wax&Gold: Tradition and Innovation in Ethiopian Culture. Chicago, 1965. P. 171-174; Ullendorff E. Ethiopia and the Bible. L., 1968. P. 88, 91-92, 98-99. (The Schweich Lectures of the British Acad., 1967); Leslau W. Comparative Dictionary of Ge‘ez (Classical Ethiopic). Wiesbaden, 1987. P. 122; Платонов В. М., Чернецов С. Б. Эфиопская рукописная книга // Рукописная книга в культуре народов Востока: Очерки. М., 1987. Кн. 1. С. 208-209, 221-226; Kaplan St. Däbtära // EncAeth. Vol. 2. P. 53-54.

С. А. Французов


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "ДЭБТЭРА" в других словарях:

  • Эфиопские титулы — часто встречаются в текстах, посвящённых старой Эфиопии, и в переводной литературе. Пишутся они так, как звучат в амхарском языке и в древнеэфиопском языке гыызе, без перевода. В данной статье приводятся толкования придворных, военных, духовных и …   Википедия

  • Синяя летопись — Для улучшения этой статьи желательно?: Исправить статью согласно стилистическим правилам Википедии …   Википедия

  • Аксум — План аксума: 1. Таакха Марьям. 2. Ында Сымон. 3. Ында Микаэль. 4. Священный округ Дэбтэра. 5. Собор Марии Сионской. 6. Вотивные троны. 7. Стелы (крестом помечена гигантская стела). 8. Цистерна для сбора дождевой воды. Аксум, город на севере… …   Энциклопедический справочник «Африка»

  • Эфиопская музыка —         Муз. культура Эфиопии благодаря особенностям географич. положения страны (расположена на стыке Африки и Азии) складывалась во взаимодействии с разл. культурами, в т. ч. древнеегип., древнееврейской, позднее арабской, а также нек рых… …   Музыкальная энциклопедия

  • ГУДИТ — [на яз. тигринья ; в геэзе (Йоди т); в амхарском (Эсато ); букв. огонь Его; на яз. тильталь (Гаэва)], предводительница одного из народов Эфиопии, по преданию разорившая Аксум в X в. и преследовавшая живших там христиан. В эфиоп. рукописях… …   Православная энциклопедия

  • ИАРЕД — Аксумский царь Габра Маскаль и Иаред Сладкопевец. Рисунок. Кон. XIX в. (?) (музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, С. Петербург) Аксумский царь Габра Маскаль и Иаред Сладкопевец. Рисунок. Кон. XIX в. (?) (музей… …   Православная энциклопедия

  • монофиситство — (от греч. mónos — один и phýsis — природа), восточно христианское религиозно философское учение, сторонники которого признают только одну природу Иисуса Христа — божественную, поглотившую человеческую. М. возникло в Византии в V в …   Энциклопедический справочник «Африка»

  • Эфиопия. Музыка — Музыкальный ансамбль в Аддис Абебе. Музыкальная культура Эфиопии складывалась во взаимодействии с различными культурами, в том числе древнеегипетской, древнееврейской, позднее арабской, а также некоторыми африканскими. Вобрав много влияния, с… …   Энциклопедический справочник «Африка»


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»