ЕВАРЕСТ

ЕВАРЕСТ

[греч. Εὐάρεστος] (17.04.819 - 25.12.897), прп. Студийский (пам. 26 дек.), впосл. игум. мон-ря Кокоровион в К-поле.

Источники

основным источником сведений о Е. является греч. анонимное Житие (BHG, N 2153), сохранившееся в единственной рукописи X в. (Paris. gr. 1171). составленное по заказу мон-ря Кокоровион (Van de Vorst. P. 296), оно, вероятно, было подарено мон-рю в день памяти святого (Antonopoulou. P. 342). По мнению издателя Жития К. ван дер Ворста, текст написан одним из учеников или членов ближайшего окружения святого (возможно, монахом мон-ря Кокоровион) не позднее 1-й четв. X в. В ряде эпизодов (напр., в описании кончины святого) исследователи видят свидетельства личного знакомства составителя Жития с Е. (Ibid. P. 342-343). Однако нек-рые ученые (напр., А. П. Каждан) предполагают, что Житие было создано ок. сер. X в. Ряд сведений о жизни Е. содержится в Житии его наставника прп. Николая Студита (BHG, N 1365).

Житие

Е. (в миру Сергий) род. в 6-й год правления имп. Льва V в Галатии (М. Азия) в благочестивой семье среднего достатка. Получив начальное образование, он ощутил потребность в уединении и склонность к монашеской жизни. Когда Е. повзрослел, отец взял его с собой в К-поль, где представил своему родственнику патрикию Феоктисту Вриеннию. Тот сделал 20-летнего юношу своим доверенным лицом. События, связанные с иконоборческой политикой Феофила и восстановлением иконопочитания в 843 г., в Житии практически не отражены. Е. сопровождал Вриенния в посольстве к болгарам, к-рое было отправлено по распоряжению имп. Феодоры. Оно не упоминается в др. источниках (вероятно, его следует датировать нач. 843 (Laurent. Col. 111), и оно не может быть отождествлено с посольством, описанным у Продолжателя Феофана (Theoph. Contin. IV 13), относящимся ко времени правления царя Бориса I (т. е. после 852)). Когда посольство прибыло в окрестности Проватона во Фракии, Е. услышал от местных жителей о проживающем поблизости, в Скопелосе, старце Иоанне. Там же Е. приобрел сочинение прп. Ефрема Сирина, и под влиянием прочитанного оставил своих спутников и отправился к старцу Иоанну. После того как он пробыл у него в учениках 6 месяцев, старец послал Е. в К-поль в Студийский мон-рь, где его встретил игум. Навкратий (игумен с 842). В Студийском мон-ре Е. принял постриг (843) и в первое время прислуживал на кухне. Вскоре с монахом по имени Еввиот (см. ст. Еввиот, прп. Студийский) он покинул обитель, чтобы уединиться на одном из островов Пропонтиды, однако игум. Навкратий вернул их обратно. После смерти Навкратия игуменом мон-ря стал прп. Николай (847-850), который приблизил к себе Е. и сделал его помощником эконома (в др. трактовках - помощником игумена (PMBZ, N 1618)). В кон. 857 г., когда Студийский мон-рь отказался признать законным патриархом свт. Фотия, Е. вместе с др. монахами и прп. Николаем был вынужден покинуть обитель и скитаться в поисках пристанища. Вскоре Е. приютил некий благочестивый константинополец по имени Самуил. Однако Е. вернулся к заболевшему прп. Николаю во Фракию, в мест. Гексамилион. Прп. Николай и Е. были вызваны для беседы к имп. Михаилу III. Затем они вернулись к Самуилу. Видя, какое множество людей каждый день приходят, чтобы побеседовать с прп. Николаем, Самуил купил имение Кокоровион и отдал его в распоряжение прп. Николая, к-рый основал там мон-рь. Неск. лет спустя, когда Николай перед кончиной смог вернуться в Студийский мон-рь (после воцарения имп. Василия I в сент. 867), игуменом нового мон-ря стал Е. Из Жития следует, что к этому времени он был в сане пресвитера, но, когда и кем был рукоположен, не сообщается.

Будучи игуменом, Е. не отказался от прежнего аскетического образа жизни: он не ел ничего, кроме сухого хлеба раз в неделю, и носил на шее железные кольца. В течение почти 30 лет, когда Е. управлял мон-рем, им было совершено множество чудес: он исцелил жену к-польского синклитика, жену одного из клириков собора Св. Софии. Железные кольца, к-рые носил святой, также обладали чудодейственной силой: одно из них, посланное Е. в Галатию, исцелило племянницу святого Иулитту, избавило от посягательств нечистых духов мн. местных жителей.

Е. предвидел свою кончину и попросил перенести его в Студийский мон-рь, где после непродолжительной болезни мирно скончался в окружении учеников в возрасте 79 лет. Мощи Е. были помещены в мон-ре Кокоровион, в течение мн. лет к ним продолжались паломничества, поскольку они обладали чудотворной силой: после посещения на 40-й день по смерти святого места его упокоения исцелилась парализованная сестра Е.

В некоторых синаксарях память Е. указывается под 28 и 29 дек.

Ист.: SynCP. Сol. 347-348; Van de Vorst C. La Vie de S. Évariste, higoumène à Constantinople // AnBoll. 1923. Vol. 41. P. 288-325; PG. 105. Col. 863-925 [Vita Nicolai Studitae]; Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 2. Σ. 417-418; ЖСв. Дек. С. 751-752.

Лит.: Beck H.-G. Kirche und theol. Literatur. S. 564; Laurent V. Évariste // DHGE. Vol. 15. Col. 111-112; idem. Evaristo, abate a Costantinopoli // BiblSS. Vol. 5. Col. 373-375; Janin. Églises et monastères. P. 282-283; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 139; PMBZ. Bd. 1. S. 60; Bd. 2. S. 514-515; Antonopoulou Th. Homiletic Activity in Constantinople around 900 // Preacher and His Audience: Studies in Early Christian and Byzantine Homiletics / Ed. M. B. Cunningham, P. Allen. Leiden; Boston; Köln, 1998. P. 317-348. (A New History of the Sermon; Vol. 1).

Л. В. Луховицкий, Т. А. Артюхова


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "ЕВАРЕСТ" в других словарях:

  • Еварест — а, муж. Стар. редк.Отч.: Еварестович, Еварестовна.Производные: Еварестка; Рестка.Происхождение: (От греч. eu хорошо и arestos приятный, приемлемый.)Именины: 5 янв., 8 янв., 28 марта Словарь личных имён. Еварест Благоугодный, приятный (греч.). 5… …   Словарь личных имен

  • Еварест — античное греческое имя. Наиболее известные носители: Святой Еварест преподобный Еварест Студит мученик Еварест Критский …   Википедия

  • ЕВАРЕСТ Критский — (ум. 250) христианский мученик, пострадавший в гонение императора Деция. Память в Православной церкви 23 декабря (5 января) …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЕВАРЕСТ Критский — (ум. 250), христианский мученик, пострадавший в гонение императора Деция. Память в Православной церкви 23 декабря (5 января) …   Энциклопедический словарь

  • Еварест — – римский епископ; умер в нач. II века …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • Святой Еварест — Под именем святого Евареста известно как минимум четверо христианских святых: Святой Еварест, папа римский  четвёртый епископ Рима. Святой Еварест  эконом одной из иерусалимских церквей, память 28 марта. Преподобный Еварест… …   Википедия

  • Круликевич, Еварест Еварест. — инженер, р. 1851, † 22 авг. 1897. {Венгеров} …   Большая биографическая энциклопедия

  • Святой Эварест — Под именем святого Евареста известно как минимум четверо христианских святых: Святой Еварест, папа римский  четвёртый епископ Рима. Святой Еварест  эконом одной из иерусалимских церквей, память 15 марта. Преподобный Еварест (ок.750  ок.825)  инок …   Википедия

  • ПРЕКОНЫ —    • Praecōnes,          провозвестники (глашатаи) вообще, особенно при аукционах (Horat. ер. 1, 7, 55. Juv. 3, 33. Mart. 1, 85). Хотя их занятие было мало уважаемо (Juv. 75), но при необыкновенно частом переходе владений в Риме из одних рук в… …   Реальный словарь классических древностей

  • 28 марта — ← март → Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс       1 2 3 4 5 6 …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»