ЖАБСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

ЖАБСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Жабский (Жапский, Шабский) в честь Вознесения Господня женский монастырь (Жабка) (Кишинёвской епархии РПЦ), находится в с. Жапка (название варьировалось: Жабка, Шабка) р-на Флорешть (Республика Молдова), в верховьях р. Днестр, на крутом скалистом берегу. Первоначально это был муж. пещерный скит. Точное время основания его неизвестно, в нек-рых исследованиях без ссылки на источники указывалась дата 1-го упоминания скита - 25 мая 1693 г. (см.: Locaşuri sfinte din Basarabia. 2001. P. 64). Возможно, он был основан в сер. XVII в. иером. Иезекиилем, пришедшим либо из Львова (см.: Защук. 1862. C. 225-228; Episcopia Hotinului. 1930. P. 17), либо из молдав. скита, основанного боярином по имени Лупан Бузня (ныне мон-рь Морени, жудец Васлуй, Румыния) (см.: Visarion (Puiu). 1919. P. 72; Anuarul Eparhiei Chişinăului şi a Hotinului. Chişinău, 1922. Vol. 1. P. 2). Вместе с неск. монахами иером. Иезекииль высек в скале пещерные кельи и небольшую ц. в честь Воздвижения Креста Господня.

Пещерный скит Жабского монря. Фотография. Нач. XXI в.

Пещерный скит Жабского мон ря. Фотография. Нач. XXI в.


Пещерный скит Жабского мон ря. Фотография. Нач. XXI в.

Некоторое время, вероятно из-за набегов кочевников, скит пребывал в запустении. В 1770 г. в пещерной обители поселился иером. Феодосий, благоустроил разрушенные кельи и построил деревянную церковь с колокольней в честь Воздвижения Креста Господня. С этого времени братия стала селиться не на горе, а в низине, на месте расположения совр. мон-ря. Именно поэтому большинство историков относят основание Ж. м. к 1770 г. Иером. Феодосий испросил у владельцев вотчины Жабка небольшой участок земли с 2 источниками, расположенный ниже скита. В 1813 г. скит вошел в состав новообразованной Кишинёвской и Хотинской епархии РПЦ, митр. Гавриил (Банулеску-Бодони) возвел иером. Феодосия в сан игумена. В 1818 г. решением Кишинёвского митр. Гавриила скит был обращен в общежительный монастырь. С 1821 г. большинство обителей Бессарабии находилось под управлением экзарха монастырей, однако Ж. м., как и Кэприана, Вознесения Господня Гыржавский монастырь и Добрушский во имя святителя Николая Чудотворца монастырь, оставался под руководством своих наместников.

Впосл. Ж. м. возглавляли иеромонахи Никандр (1808-1810), Каллист (1810-1818), Феофил (1818-1821), одновременно являвшийся ректором Одесской ДС, архим. Синесий (1822-1824). При архим. Иоанникии (1824-1827) Ж. м. благоустраивался за счет благотворителей митр. Иринопольского и Ватопедского Григория († 1846) и молдавского боярина Константина Андроника (Стати). Находясь в Молдавской митрополии и исполняя должность старосты монастыря Голия в Яссах, митр. Григорий выделил в пользу Ж. м. озеро, мельницу, а 21 авг. 1825 г.- поместье Жабка, ранее принадлежавшее Голии. При архим. Иоанникии в Ж. м. был введен общежительный устав по образцу «Наставлений об общей монашеской жизни» (СПб., 1816). Другой благотворитель, Константин Андроник, жил в Ж. м. в 1820-1842 гг. (по нек-рым сведениям, принял постриг в мон-ре), построил храм, купил земли для обители, пожертвовал Евангелие на молдав. языке, серебряные потир и дискос. В 1827-1829 гг. Ж. м. возглавлял экклисиарх домового храма Кишинёвской архиепископии игум. Иов, в 1830-1833 гг.- архим. Онисифор. При магистре Киевской ДА и преподавателе Кишинёвской ДС архим. Никодиме (1833-1835/36) впервые на счету мон-ря в Одесском банке появилось 600 золотых, архим. Никодим пожертвовал обители ок. 6,5 тыс. р.

Вид на Вознесенский собор и постройки Жабского монря. Фотография. Нач. XXI в.

Вид на Вознесенский собор и постройки Жабского мон ря. Фотография. Нач. XXI в.


Вид на Вознесенский собор и постройки Жабского мон ря. Фотография. Нач. XXI в.

В 1836-1864 гг. Ж. м. возглавлял архим. Кассиан, в 1865-1868 гг.- архим. Серафим, в 1868-1871 гг.- архим. Иероним (до принятия Православия Иоганн Хеппнер, выпускник Варшавского ун-та), привезший в Ж. м. копию чудотворной Гербовецкой иконы Божией Матери, в 1872-1880 гг.- архим. Ермоген (Базилюк), в 1881-1883 гг.- архим. Ириней (Чеботаренко), в 1884-1886 гг.- архим. Венедикт, в 1887-1904 гг.- архим. Синесий (Быркэ), в 1904-1916 гг.- архим. Порфирий (Бабей). К сер. XIX в. Ж. м. владел 900 дес. земли, 2 мельницами, садами и виноградниками, к 1912 г.- 500 га земли, в т. ч. 200 га пашни, 7 га садов, 6 га виноградников, 7 га леса, 2 га прудов, к 1918 г.- 430 га земли.

При архим. Иерониме (1868-1871) в Ж. м. была открыта школа для обучения братии мон-ря и сельских юношей с преподаванием Закона Божия и других предметов. Архим. Иероним упорядочил монастырский архив, перевел с молдав. языка на русский все документы. При архим. Ермогене (1872-1880) насельник Ж. м. иером. Максимилиан составил синодик (1872), в к-ром систематизировал все архивные данные Ж. м. В синодике упомянуты основные благотворители обители, описана монастырская б-ка. Известно, что в архиве и б-ке мон-ря хранились копии с документов XVII в., а также неск. старопечатных книг на румын. языке с записями жабских монахов XVIII и XIX вв. По инициативе архим. Синесия (1887-1904) в Ж. м. была открыта школа псаломщиков, к 1916 г.- школа для детей-сирот, средняя школа с 4-годичным обучением, сельская профессиональная школа и 2-годичная школа для подготовки сельских учителей. В 1916 г. Ж. м. был обращен в женский. 20 апр. того же года по инициативе архиеп. Кишинёвского и Хотинского Анастасия (Грибановского) в Ж. м. поселились монахини, бежавшие из оккупированного нем. войсками Леснинского мон-ря (Польша). Общину сестер возглавляла игум. Екатерина (Ефимовская).

23 июля 1916 г. настоятельницей Ж. м. была назначена игум. Нина (Косаковская). Управлявший обителью до 1916 г. архим. Порфирий был перемещен в Гыржавский мон-рь. К 1918 г. Ж. м. насчитывал 208 насельниц (26 монахинь и 182 рясофорные монахини и послушницы). В 1918 г. Ж. м. в составе Кишинёвской епархии перешел в юрисдикцию Румынской Православной Церкви. Святейший Патриарх Тихон (Беллавин) признал этот переход антиканоничным актом.

В 1927 г. еп. Хотинский Виссарион (Пую; † 1964) в стенах Ж. м. открыл профессиональную школу для девушек, где учащиеся помимо обычной школьной программы изучали и богословские предметы, приобретали навыки работы в сельском хозяйстве. Школа, как и подобная ей в Добрушском во имя свт. Николая Чудотворца монастыре, имела особый статус и устав, утвержденный в 1928 г. Хотинской епархией Румынского Патриархата. Обучение проходило согласно программе начальной школы (5-7-й классы). При поддержке еп. Виссариона летом 1928 г. в Ж. м. был заложен фундамент для здания школы.

В 1930 г. в Ж. м. проживали 98 насельниц (20 монахинь и 78 рясофорных монахинь и послушниц). В 1924 г., во время перехода Румынской Православной Церкви на новый стиль, в Болгарию уехали 70 насельниц. В 1920-1940 гг. Ж. м. возглавляла мон. Дорофея (Антонович), в 1925-1935 гг. обязанности настоятельницы исполняли последовательно монахини Магдалина и Таисия.

Церковь во имя арх. Михаила. Фотография. Нач. XXI в.

Церковь во имя арх. Михаила. Фотография. Нач. XXI в.


Церковь во имя арх. Михаила. Фотография. Нач. XXI в.

После присоединения Бессарабии к СССР в 1940 г. Ж. м. был закрыт, имущество конфисковано, насельницы изгнаны. С началом Великой Отечественной войны монахини вернулись в мон-рь. В 1941 г. при мон-ре действовала типография, печаталась духовно-нравственная литература. В 1945 г. Ж. м. был возвращен в юрисдикцию РПЦ. В 1945 г. в Ж. м. проживали настоятельница игум. Пахомия, 36 монахинь и 59 послушниц. В 1941 г. мон-рь владел 200 га земли, мельницей, маслобойней, пекарней, трактором, в 1945 г.- 141 га земли, в т. ч. 100 га пашни, 22 га виноградников, 4 га садов, 8 га огородов, 7 га прудов. В обители были организованы школа вышивания, пошивочная мастерская. Хозяйство приносило значительный доход, напр., за 7 месяцев 1945 г. в казну мон-ря поступило 56 тыс. р., притом что общий доход составил 156 тыс. р. В 1947 г. в связи с катастрофическими последствиями засухи 1946 г. игумения обратилась к советским органам с просьбой выделить мон-рю семенную ссуду. Обитель получила лишь 420 кг семян. В том же году Ж. м. (и еще 4 мон-ря) постановлением Совета министров Молдавской ССР был взят под гос. охрану как памятник архитектуры. К 1950 г. мон-рь владел 130,42 га земли, среди них - 102,65 га пашни, 10 га садов, 4,11 га виноградников, 6,21 га огородов, 6,7 га сенокосов и 0,75 га прудов и станов. Подсобное хозяйство насчитывало 6 лошадей, 8 волов, 5 коров, 85 овец и коз, 60 ульев. Успешному ведению хозяйства способствовало наличие необходимого инвентаря: плугов, борон, распашников, сеялок, веялок, триеров и паровой молотилки. Доходы монастыря в 1951 г. составили 164 608 р. К 1959 г. Ж. м. владел 5 га земли, его подсобное хозяйство насчитывало 2 лошадей, 2 коров и 3 свиноматок.

Ж. м.- крупнейшая по количеству насельниц молдав. жен. обитель. С 1951 г. в Ж. м. проживали мон. Таисия (Яблонская) и 110 насельниц, в т. ч. игумения, схимонахиня и 50 монахинь. Во 2-й пол. 1958 г. Ж. м. возглавляла мон. Сидония, с 10 янв. 1959 г. обязанности настоятельницы исполняла мон. Серафима (Чеботарёва). В 1969 г. в Ж. м. проживали 69 насельниц, в 1978 г.- 57 насельниц. С 1979 г. Ж. м. возглавляла мон. (с 1980 игумения) Александра, с 1999 г. возглавляет игум. Таисия (Стрэину). К 2008 г. в Ж. м. проживали 48 чел.

Постройки

Старейшая скальная ц. в честь Воздвижения Креста Господня была высечена в кон. XVII в. Белокаменный фасад храма обрамлен дикой растительностью. В 1851-1853 гг., при игум. Кассиане, церковь была реконструирована, в XX в. пострадала от оползня грунта, в 1995 г. отреставрирована, к 2008 г. в ней совершались регулярные богослужения.

В 1820-1825 гг. на средства боярина Константина Андроника была построена каменная летняя ц. в честь Вознесения Господня, в 1911 г. разрушена. На ее месте в 1912 г. был возведен и в 1916 г. освящен новый храм в честь Вознесения Господня квадратной формы; правый придел в честь Преображения Господня, левый - в честь Животворящего Креста Господня. Над главным алтарем храма установлен деревянный позолоченный резной купол, который поддерживают 4 колонны. Купол украшают 12 больших окон и 8 небольших окошек. Пронаос отделен от наоса 2 столпами, к-рые поддерживают купол, алтарь разделен с наосом также 2 столпами. В стенах храма много окон, на 1-м ярусе они большие, на 2-м - поменьше. В пронаосе находится кафаст, стоящий на 2 железных столбах.

В Вознесенском храме установлен небольшой деревянный позолоченный 3-ярусный иконостас для 3 алтарей. Храм расписан 8 фресками: над алтарем - изображение Вознесения Господня, под куполом - Господа Саваофа и 4 евангелистов, на 2 столпах - святых Кассиана и Порфирия Газского. Среди святынь храма особое место занимает выполненная в 1910 г. икона с частицами мощей святых.

При архим. Кассиане на средства жителя Кишинёва М. Лабы была построена и 30 июня 1849 г. архиеп. Кишинёвским и Хотинским Иринархом (Поповым) освящена небольшая теплая ц. во имя арх. Михаила. Храм отличается изящным внутренним убранством; его фасад решен в виде портика со сложным фигурным аттиком и дорическими колоннами. К теплой церкви примыкают невысокие жилые корпуса. В 1-й пол. XIX в. в Ж. м. были построены надвратная 3-ярусная колокольня, кельи. В целом храмы и келейные постройки Ж. м. выполнены в т. н. молдав. стиле, содержащем элементы классического стиля (теплая церковь), эклектики и псевдовизантинизма (летняя церковь).

После пожара 1974 г. в Ж. м. через год были отремонтированы Вознесенский собор и Михаило-Архангельская ц., кельи, в 1995 г.- скальный ансамбль мон-ря; в кельях и подсобных помещениях проведено центральное отопление. В 1989-1990 гг. было построено 2 складских помещения. К 2008 г. на 3-м этаже нового настоятельского корпуса устроена домовая ц. в честь Леснинской иконы Божией Матери, освященная 27 сент. 2006 г. митр. Кишинёвским и всея Молдовы Владимиром (Кантаряном). С 24 июля 2001 г. при мон-ре действует Вознесенская воскресная школа.

Лит.: Мурзакевич Н. Н. Сведения о нек-рых правосл. мон-рях епархий Херсонской и Кишинёвской: Добружский Николаевский муж. мон-рь // ЗапООИД. 1848. Т. 2. С. 313-314; Защук А. И. Мат-лы для географии и статистики России, собр. офицерами Ген. штаба. СПб., 1862. Т. 2: Бессарабская обл. Ч. 1; Ганицкий М. Мон-ри в Бессарабии // Кишинёвские ЕВ. 1876. № 18. C. 535-536; Крушеван П. А. Бессарабия: Геогр., ист., стат., экономич., этногр., лит. и справ. сб. М., 1903. C. 169; Visarion (Puiu), arhim. Mănăstirile din Basarabia. Chişinău, 1919. P. 72-78; Anuarul Eparhiei Chişinaului şi a Hotinului: Bâlţi, 1930. Vol. 2. P. 15-18; Popovschi N. Istoria Bisericii din Basarabia în veacul al XIXlea sub ruşi. Chişinău, 1931; Из жизни Кишинёвской епархии // ЖМП. 1979. № 10. С. 21-23; Петраки В., прот. Игум. Серафима, настоятельница Жабского Вознесенского мон-ря: [Некр.] // Там же. № 11. С. 36; Бубуруз П., прот. Игум. Александра, настоятельница Жабского Вознесенского мон-ря // Там же. 1981. № 1. С. 9; он же. Жабский Вознесенский жен. мон-рь // Там же. № 7. С. 20-21; Păcurariu M. Basarabia: Аspecte din istoria Bisericii şi a neamului românesc. Iaşi, 1993; Пасат В. Трудные страницы истории Молдовы: 1940-1950-е гг.: [Сб. арх. док-тов и мат-лов]. М., 1994; Sârbu A. e. a. Mănăstiri Basarabene. Chişinău, 1995. P. 162-173; Ghimpu V. Mănăstirea rupestră de la Japca din zona Nistrului Mijlociu // Sud-Est. 1997. № 4(30). Р. 60-65; Ilvitchi L. Mănăstirile şi schiturile din Basarabia. Chişinău, 1999. P. 69-73; Arbure Z. C. Basarabia în secolul XIX. Chişinău, 2001. P. 297-298; Ciocanu S. Contribuţii privind istoricul şi arhitectura ctitoriei boierului Constantin Stati, biserica «Înălţarea Domnului» de la mănăstirea Japca // Arta 2001 / Inst. de Istorie şi Teorie Artei. Chişinău, 2001. P. 21-25; Locaşuri sfinte din Basarabia. Chişinău, 2001. P. 64-69; Ciorbă V., preot. Arta Bisericească din Basarabia (1812-1918). Chişinău, 2005. P. 12, 21, 28; Мелинти М. Жабский жен. мон-рь // Независимая Молдова: Газ. 2005. № 110(3588). 9 сент. С. 3.

Прот. Максим Мелинти, В. А. Содоль


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»