- ЗАБАЙКАЛЬСКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ
правосл. миссия в Забайкалье в 1861-1918 гг. В 30-х гг. XVIII в. в Забайкалье прекратила работу Даурская духовная миссия. С нач. XIX в. церковные власти рассматривали идею учреждения новой миссии для активизации проповеди среди бурят, эвенков и др. местных народов. Деятельность миссионеров в Забайкалье активизировалась с 1814 г. при Иркутском еп. Михаиле (Бурдукове). В 20-30-х гг. XIX в. миссионерским делом в селениях по берегам рек Уда, Она, Чесан, Кижинга, Хилок, Селенга и др. заведовал свящ. Александр Бобровников, составивший грамматику бурят. языка. В 1830 г. при Иркутской епархии был создан Комитет по делам духовной миссии. Из-за нехватки средств и сотрудников, а также активизации буддизма успех миссионеров оказался незначительным.
Для создания полноценной миссии многое сделал Иркутский архиеп. Нил (Исакович). Он неоднократно посещал Забайкалье, предлагал местным приходским священникам-миссионерам открывать церковноприходские школы в «инородческой» среде, в 1845 г. основал в Тункинской долине Нилову Столобенскую пуст. При участии архиеп. Нила было подготовлено положение для буддистов Вост. Сибири от 13 мая 1853 г., согласно к-рому количество штатных лам ограничивалось 285 (с хувараками - 320). Позже была отменена присяга Пандито хамбо-ламы Российской империи, в которой он обязывался поддерживать и распространять ламаизм в России. Архиеп. Нил написал соч. «Буддизм, рассматриваемый в отношении к последователям его, обитающим в Сибири» (СПб., 1858) и ряд статей. Изучив бурят. язык, он вместе с крестным сыном (бывш. ламой Кыренского дацана) прот. Николаем Доржиевым перевел на бурятский язык литургию, вечерню, утреню, все песнопения Обихода, Часослов, воскресную службу, а позднее воскресные чтения из Евангелий и апостольские чтения. Первое богослужение на бурят. языке состоялось в авг. 1852 г. при освящении в Тункинской долине Гужирской Николаевской ц., настоятелем к-рой был прот. Н. Доржиев. 11 апр. 1854 г. в Богоявленском кафедральном соборе Иркутска прошло богослужение на 3 языках: свящ. Г. Шастин читал на бурятском, свящ. Н. Копылов - на якутском, а свт. Иннокентий (Вениаминов), архиеп. Камчатский,- на алеутском. Однако, несмотря на усилия миссионеров, мн. буряты продолжали считать буддизм своей исконной религией, а к Православию относились как к религии русских.
Вениамин (Благонравов), архиеп. Иркутский. Литография. 60-е гг. XIX в.
Вениамин (Благонравов), архиеп. Иркутский. Литография. 60-е гг. XIX в.Иркутский архиеп. Парфений (Попов), познакомившись с работой Алтайской духовной миссии, подал ходатайство об открытии на территории его епархии 2 отдельных миссий - Иркутской и Забайкальской. 25 мая 1861 г. для «озарения светом евангельским сидящих во тьме и сени смертной язычников обширной Забайкальской области» были созданы Селенгинское вик-ство Иркутской епархии и З. д. м. с центром в Посольском в честь Преображения Господня монастыре. Начальником миссии по должности становился епископ Селенгинский, он же возглавлял Забайкальское отд-ние Православного миссионерского общества, к-рое взяло на себя финансирование миссии. Хиротония 1-го Селенгинского еп. Вениамина (Благонравова) состоялась 20 мая 1862 г., тогда же он официально стал начальником З. д. м. Епископ считал, что миссионерская деятельность должна сочетаться с русификацией бурят, что приведет к повышению их жизненного уровня и уменьшит влияние буддийских лам, большую роль в этом процессе он отводил школам. Еп. Вениамин пригласил к сотрудничеству опытных людей, в состав миссии вошли 11 миссионеров, 8 послушников и 3 причетника, кроме того, миссионерские обязанности выполняли 4 приходских священника. В местах, заселенных бурятами и эвенками, было создано ок. 10 миссионерских станов. При них строились церкви (иногда перестраивались из уже существовавших часовен), открывались церковноприходские школы, священники обязывались проповедовать христианство среди ламаистов и шаманистов. В Баргузинской долине распространению Православия помогали владельцы золотых приисков. Здесь был открыт стан при слиянии рек Витимкана и Чины с отд-ниями в Улюнском и Курумканском станах (позднее они стали самостоятельными), к 1880 г. было крещено ок. 1 тыс. эвенков. После землетрясения 1861 г. и наводнения, когда 5 бурят. улусов оказались под водой, стан был основан во вновь построенном сел. Корсакове, к 1885 г. крещено более 4 тыс. чел. В стане близ Закаменской инородческой управы к 1885 г. удалось окрестить только 200 чел. Селенгинский стан был основан при Селенгинской степной думе, сложность работы заключалась в том, что здесь действовали 12 буддийских мон-рей и резиденция Пандито хамбо-ламы Российской империи. Стан на оз. Баунт был открыт в местности, где у эвенков ежегодно происходили общественные собрания (сугланы) и ярмарки. Тугнуйский стан находился в центре кочевий бурят, в отдалении от др. станов. Анинский стан возник близ Хоринской степной думы, в районе наиболее плотного расселения бурят.В Посольском мон-ре в 1862 г. было открыто миссионерское уч-ще для подготовки мальчиков-бурят к миссионерскому служению. В 1868 г. в уч-ще обучалось 20 чел., в 1879 г. было открыто отд-ние для девочек. По качеству обучения и количеству учеников уч-ще превосходило все школы при миссионерских станах, из его стен вышло немало учителей и священнослужителей. При Посольском мон-ре за стенами ограды была открыта миссионерская богадельня с полным содержанием на 20 чел. для больных, престарелых и убогих из новокрещеных. В миссии издавались религиозно-нравственные сочинения на бурятском языке. Среди миссионеров, сподвижников еп. Вениамина, выделялись иером. Платон (Данилов), священники Николай Благообразов, Феодор Альбицкий, Петр Митропольский, Алексий Малков, Иннокентий Шастин. Прот. Н. Доржиев предложил Святейшему Синоду объединить Забайкальскую и Иркутскую миссии, работавшие с бурятами, но Синод не принял эту программу.
Пребывание центра З. д. м. при Посольском мон-ре способствовало в первую очередь христианизации населения в устье Селенги и соседних районах (Селенгинский, Верхнеудинский и Баргузинский уезды), состоявшего преимущественно из местных крещеных бурят и незначительного количества пришлых русских. Еп. Вениамин писал: «За двести лет пред сим дальние сибирские дауры были страною язычества, но Бог повелел быть свету среди тьмы неведения... вера христианская сделалась господствующею, грады и веси украсились св. храмами Божиими, а в наши дни уже самые пустыни Забайкалья оглашаются учением Христовым и инде уже радуются посещению благодати и цветут яко крин». В то же время «многие не испытавшие подвигов миссионерского служения воображают, что не стоит труда обличить нелепость ламаизма, убедить ламаитов к принятию истинной веры Христовой, но ближайшее ознакомление с направлением и суевериями язычников, обитающих в пределах Забайкальской области, достаточно убедило, что христианство нелегко прививается к ним...» (Иркутские ЕВ. 1863. № 17. С. 235).
К кон. 1868 г. З. д. м. оказалась под угрозой закрытия из-за прекращения финансирования от Совета Православного миссионерского об-ва. По ходатайству Иркутского архиеп. Парфения и ген.-губернатора Вост. Сибири М. С. Корсакова министр гос. имуществ А. А. Зеленой выделил для миссии 500 дес. земли и 7 рыболовных казенно-оброчных ловель. Однако немногочисленный штат миссии остался прежним. В 1878-1889 гг. главой миссии был свт. Мелетий (Якимов), еп. Селенгинский. Он отмечал упадок ее деятельности, в частности в Чите, из-за того, что «миссионеры поставлены в одиночное положение». Еще будучи миссионером Тугнуйского стана, Мелетий считал главной задачей выделение земли новокрещеным и «привитие» рус. правосл. быта в бурят. среде. Он добился выделения земли вокруг своего стана и начал селить на ней крещеных бурят. При нем центром миссии и вик-ства с 1879 г. стала Чита, в к-рую переместилось миссионерское уч-ще при Посольском мон-ре. При еп. Мелетии было крещено ок. 4 тыс. ламаистов и шаманистов. Основанная в 1886 г. читинская жен. Богородицкая община определением Синода от 12-22 янв. 1887 г. была призвана заниматься воспитанием девочек-сирот (в основном из семей духовенства) и призрением больных, находящихся на попечении З. д. м. Основательницей общины стала А. К. Якимова, мать еп. Мелетия. В 1893 г. община была преобразована в Читинский жен. мон-рь (с 1914 Покровский). При обители существовали 2 церковноприходские школы, приют для детей-сирот, дом трудолюбия (богадельня) для пожилых женщин с приютом при нем, амбулатория (1902), в которой велся бесплатный прием больных, санаторий для воинов им. герц. Евгении Ольденбургской (1904).
12 марта 1894 г. из состава Иркутской и Нерчинской епархии была выделена самостоятельная Забайкальская и Нерчинская епархия с центром в Чите. Первым епископом Забайкальским стал Георгий (Орлов), с 1893 бывший епископом Селенгинским, начальником З. д. м. Селенгинское вик-ство ликвидировалось, упразднялась и должность начальника миссии, его функции передавались правящему архиерею. Забайкальская епархия стала полем деятельности З. д. м., хотя объем полномочий миссии сократился. Большинство миссионерских станов перешли в разряд приходских церквей, но по-прежнему именовались станами. Став кафедральным архиереем, еп. Георгий не оставлял миссию своими заботами. 20 авг. 1905 г. по инициативе Забайкальского еп. Мефодия (Герасимова) должность начальника З. д. м. была восстановлена, ее занял свящ. Епифаний Кузнецов (см. Ефрем, сщмч., еп. Селенгинский). В новой инструкции начальнику вменялось «просвещение новокрещеных инородцев, стоящих на низкой ступени как духовного, религиозно-нравственного и умственного, так и внешне культурного развития». Главными средствами просвещения признавались школа и миссионерская лит-ра.
В 1895 г. в Забайкальской епархии числились 400 147 православных, 164 780 ламаистов, 40 860 старообрядцев, 6181 иудей, 5941 «язычник», 1914 мусульман и т. д. В 1911 г. православных было ок. 70%, буддистов (в т. ч. ламаистов) - 21, старообрядцев - 6,4, иудеев - 1,7, мусульман, католиков, лютеран, шаманистов вместе - ок. 1%, также было незначительное число последователей новых сект и протестант. течений. Еп. Георгий и его преемники занялись открытием новых миссионерских станов: в нач. ХХ в. их общее число в Забайкалье достигло 41. Строились новые храмы, часовни и молитвенные дома, основывались новые мон-ри. В 1911 г. была создана Мысовская Успенская жен. община, в 1917 г. преобразованная в мон-рь; в 1915 г.- Селенгинский Спасский муж. мон-рь (переведен из Чикойского Иоанно-Предтеченского монастыря). В 1911 г. Синод принял определение об открытии муж. мон-ря на базе Иргенского миссионерского стана, однако из-за нехватки земли он не был создан.
Увеличивалось число священно- и церковнослужителей и миссионеров в епархии. Кадры высшего звена готовились в КазДА, где было специальное монголо-бурят. отд-ние. Священников и миссионеров обучали в Иркутской ДС, Нерчинском ДУ (в 1900 переведено в Читу), открыть ДС в Чите удалось лишь в 1917 г. В читинском миссионерском уч-ще помимо курса церковноприходских школ преподавались методы миссионерской работы, бурятский язык. В 1903 г. совет уч-ща возглавлял свящ. Е. Кузнецов, в том же году для уч-ща построили 2-этажное каменное здание на территории архиерейского подворья. В 1903-1904 гг. уч-ще было преобразовано в 4-классное и из начальной школы превратилось в низшее учебное заведение Ведомства правосл. вероисповедания. При нем действовала образцовая школа с одноклассной церковноприходской программой. В 1907 г. для уч-ща было выстроено отдельное здание. Кроме того, существовали жен. учебные заведения, в к-рых обучались бурятки: Забайкальское епархиальное жен. уч-ще, Иркутское уч-ще девиц духовного ведомства, уч-ща при иркутском в честь иконы Божией Матери «Знамение» мон-ре и при читинской жен. Богородицкой общине. С 80-х гг. XIX в. открывалось большое количество церковноприходских школ, где обучались «инородцы», в т. ч. дети из семей ламаистов и шаманистов. В духовно-учебных заведениях было подготовлено немало священников и миссионеров из числа бурят. К нач. ХХ в. численность священно- и церковнослужителей - бурят была не менее 150 чел. Среди них выделялись прот. Афанасий Виноградов, настоятель нового Казанского кафедрального собора в Иркутске, редактор «Иркутских епархиальных ведомостей», священники-миссионеры Алексий Норбоев, Роман Цыренпилов, Михаил Языков, Василий Тарбаев, Николай Гармаев, Михаил Махачкеев, Адриан Клюкин (его жена В. И. Миронова первой из забайкальских буряток, получила образование в ДУ и работала учительницей в школах при миссионерских станах). Много богословской и литургической лит-ры переводили и издавали на бурят. языке. К этой работе привлекались крещеные буряты (не только священнослужители).
Особой формой миссионерской деятельности стала благотворительность. В Забайкалье были учреждены местные (епархиальные и приходские) отд-ния общероссийских благотворительных орг-ций: попечительства о тюрьмах, о детских приютах, Об-ва попечения о семьях ссыльнокаторжных, Комитет по оказанию помощи переселенцам на Амур, епархиальное попечительство о бедных и сиротах духовного звания, Об-во попечения о начальном образовании в Нерчинске, Кяхтинское городское попечительство о детских приютах, Читинское попечительство о доме трудолюбия и др. После того как в июле 1897 г. в Забайкалье произошло большое наводнение, 30 июля был образован Комитет по оказанию помощи пострадавшим под председательством еп. Георгия. В адрес комитета поступали деньги, продукты, пострадавшим выдавали пособия в размере от 10 до 200 р. В 1907 г. забайкальское духовенство открыло в Чите «школу грамоты для нищих детей» с проживанием на полном обеспечении. Архиереи и священники участвовали в работе этих учреждений. Отдельные обители были ориентированы на социальную помощь. Читинский Богородицкий мон-рь опекал девочек-сирот и больных. В Мысовской Успенской общине стали заниматься воспитанием девочек. В Чикойском Иоанно-Предтеченском монастыре в 1897 г. начали собирать мальчиков-сирот, к-рые после обучения могли получать места псаломщиков в приходах епархии. Посольский Преображенский мон-рь (с 1900 женский) содержал на свои средства одиноких, престарелых и больных, сирот и подкидышей. При нек-рых приходских церквах открывались богадельни для обездоленных, престарелых и больных людей, больницы.
Др. формой миссионерства стали религ. торжества, крестные ходы, паломничества к святыням и др. Центрами паломничеств были Селенгинский во имя Св. Троицы, Посольский и Чикойский мон-ри. В Иргенский миссионерский стан устраивались крестные ходы из соседних сел, паломники приезжали со всего Забайкалья и соседних губерний, чтобы поклониться местным святыням: чудотворной иконе вмц. Параскевы Пятницы, могилам воинов-землепроходцев из отряда воеводы А. Ф. Пашкова, построивших Иргенский и Нерчинский остроги в XVII в. Также почитались икона Божией Матери «Споручница грешных» из Троицкосавска-Кяхты, св. крест 1690 г. из Староселенгинска и др.
Отдельные миссионеры (в частности, с кон. XIX в.) применяли насильственные методы христианизации местного населения. Указы о веротерпимости, прежде всего манифест от 17 апр. 1905 г., разрешавший новообращенным переходить из Православия в исповедания, к к-рым они ранее принадлежали, ослабили позиции З. д. м. Пандито хамбо-лама выступил с инициативой подчиняться не генерал-губернатору, а непосредственно министру внутренних дел, мн. крещеные буряты выразили желание перейти в ламаизм. Свящ. Е. Кузнецов старался проповеднической работой ослабить отход бурят от Православия, регулярно публиковал статьи о миссионерской деятельности в Забайкалье. Оставаясь начальником З. д. м., он в 1909 г. принял постриг с именем Ефрем и был возведен в сан архимандрита, а в 1916 г. (после восстановления Селенгинского вик-ства в составе Забайкальской епархии) стал епископом Селенгинским.
З. д. м. была также связана с распространением Православия в Монголии. В открытой при российском консульстве в г. Урга (ныне Улан-Батор) Троицкой ц. в 1864 г. состоялось 1-е богослужение, с 1893 г. богослужения велись постоянно до 20-х гг. XX в. Среди священников, служивших в Монголии, было неск. забайкальских миссионеров.
В нач. XX в. в Забайкалье стали активно переселяться корейцы. Первые сведения об их крещении относятся к 1895 г., процесс проходил очень медленно (не более 5 чел. в год). Начальником Корейской духовной миссии в Сеуле стал в 1904 г. иером. Павел (Ивановский; впосл. епископ Уссурийский), к-рый ранее был миссионером в Иргенском стане. Во время русско-япон. войны 1904-1905 гг., когда Корея была аннексирована Японией, он пребывал в Чите. Иером. Павел занимался переводом богослужебных книг на корейский язык, благодаря его трудам крещение корейцев приняло массовый характер. Власти Забайкальской обл. по ходатайству еп. Мефодия (Герасимова) разрешили корейцам, не имевшим паспорта, получать билеты на право проживания в России. В 1910 г. корейская диаспора в регионе насчитывала 1728 чел., из к-рых 1279 приняли российское подданство. 29 авг. 1910 г. на р. Читинке архим. Ефрем (Кузнецов) впервые в Забайкалье крестил более 100 корейцев. Они составили самостоятельную общину в Чите, при к-рой открыли школу с изучением корейского и рус. языков для детей и вечерние курсы для взрослых, также при ней имелось общежитие для детей из пригородов Читы. В 1915 г. эта школа была зарегистрирована как одноклассная церковноприходская с наименованием Иннокентиевской миссионерской, она стала центром корейской диаспоры. В 1913 г. руководителем читинской общины был назначен корейский свящ. Константин Ким, помощником стал псаломщик и катехизатор Н. Цой, к-рый преподавал Закон Божий в корейской школе Читы. В том же году свящ. К. Ким был переведен в Иргенский миссионерский стан, объединявший много корейцев, а читинскую общину возглавил др. кореец, свящ. Авраамий Ликан. Окормляя общину в Забайкалье, он совершал поездки к корейцам, живущим в Иркутске и на различных приисках. В 1911 г. корейцы организовали издание на своем языке ж. «Православие», который оказывал влияние на диаспоры в Забайкалье, на Дальн. Востоке, в Китае и Японии.
В 1918 г. был арестован и расстрелян глава З. д. м. еп. Ефрем, после чего деятельность миссии прекратилась. Попытки возродить З. д. м. в России не предпринимались. В 1996 г. был открыт 1-й в совр. Монголии правосл. приход во имя Св. Троицы в Улан-Баторе, вошедший в юрисдикцию Московской Патриархии. В его организации участвовали представители Читинской и Забайкальской епархии.
Арх.: ГА Читинской обл. Ф. 8, 282; НАРБ. Ф. Р-248.
Ист.: Забайкальская духовная миссия в 1866 г. // Иркутские ЕВ. 1867. № 12; Отчет о состоянии Забайкальской правосл. миссии за 1873 г. Иркутск, 1874; Забайкальская духовная миссия в 1878 г. Чита, 1878; Отчет о состоянии и деятельности Забайкальской духовной миссии за 1880 г. Иркутск, 1881; Труды правосл. миссий Вост. Сибири. Иркутск, 1883-1886. 4 т.; Отчет о состоянии Забайкальской духовной миссии за 1904 г. Чита, 1905; То же, за 1907 г. Чита, 1908; Вениамин (Благонравов), архиеп. Письма из Посольского мон-ря // Свет Христов просвещает всех!: (Сб). Новосиб., 2000. С. 292-348.
Лит.: Ухтомский Э. Э. О состоянии миссионерского вопроса в Забайкалье. СПб., 1892; Забайкальская правосл. миссия в царствование имп. Александра II. М., 1893; Токмаков И. Ф. Ист.-стат. и археол. описание Св.-Троицкого Селенгинского муж. мон-ря Забайкальской обл. М., 1895; Кузнецов Е., свящ. Деятельность Забайкальской духовной миссии за 40-летие ее существования (с 1860 по 1899 гг.). М., 1902; он же. Характеристика бурят с т. зр. способности их к принятию христианства и общеевроп. культуры. Чита, 1905; он же. В защиту правосл. противоязыческой миссии. Чита, 1907; Борьба правосл. миссии с ламаизмом и его сторонниками: (Ист. обзор деятельности Забайкальской духовной миссии) // Забайкальские ЕВ. 1902. № 14. С. 3-10; № 15. С. 3-9; № 16. С. 11-15; № 17. С. 6-11; № 18. С. 1-8; № 22. С. 1-5; Никольский А., прот. Забайкальская духовная миссия: (1681-1903). М., 1904; Миссионерская поездка катехизатора Забайкальской миссии корейца А. Е. Ликанга // Правосл. благовестник. 1914. № 1; Косых В. И. Забайкальская епархия накануне и в годы 1-й рос. революции. Чита, 1999; он же. Забайкальская епархия, 1908-1923 гг. Чита, 2007; Шагжина З. А. Миссионерская деятельность РПЦ в Забайкалье: (2-я пол. XVII - нач. XX в.): АКД. Улан-Удэ, 2000; Жалсараев А. Д. Поселения, правосл. храмы, священнослужители Бурятии XVII-XX столетий: Энцикл. справ. Улан-Удэ, 2001; он же. Правосл. Церковь в Бурятии // Ист. вестн. 2001. № 1(12). С. 80-114; он же. Становление и развитие церковно-адм. системы РПЦ в Забайкалье: Сер. XVII - нач. XX в.: АКД. Улан-Удэ, 2006; Православие в Забайкалье: История и современность. Чита, 2004; Беломестнова Л. П. Миссионерская деятельность РПЦ в Забайкалье: (сер. XIX - нач. XX в.) // Вопр. гуманит. наук. 2004. № 1. С. 16-18; Деятельность РПЦ в Забайкалье: История и современность: 2-е Ефремовские чт.: Мат-лы регион. науч.-практ. конф. Улан-Удэ, 2005; Лялина Т. Н. Правосл. Церковь и старообрядцы в Забайкалье // Молодая наука Забайкалья: Аспирантский сб. Чита, 2006. Ч. 1. С. 57-64.
А. Д. Жалсараев
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.