ЗАРНДЖА

ЗАРНДЖА

Храм Зарнджа. 30–40-е гг. VII в. Фотография. 1995 г.

Храм Зарнджа. 30–40-е гг. VII в. Фотография. 1995 г.


Храм Зарнджа. 30–40-е гг. VII в. Фотография. 1995 г.

[Заринджа, Заринтч, Зарэнтчи], с. в горной местности, в 13 км к северо-западу от г. Талин (обл. Арагацотн, Армения), в к-ром находится храм 30-40-х гг. VII в., памятник арм. средневек. зодчества.

В средневековье З. входила в юго-вост. часть гавара Ширак ашхара (пров.) Айрарат Вел. Армении. Церковь З. известна ученым с XIX в. Утвердившаяся в науке ее датировка X в. (Г. Н. Чубинашвили, С. Х. Мнацаканян и др.) была пересмотрена (А. Ю. Казарян), поскольку строительная техника, метки мастеров и орнаментация памятника характерны для зодчества VII в.

Барабан храма Зарнджа. Фотография. 1995 г.

Барабан храма Зарнджа. Фотография. 1995 г.


Барабан храма Зарнджа. Фотография. 1995 г.

Храм построен из крупных, чисто отесанных блоков рыже-розового и частично серого туфа. Композиция церкви представляет собой тетраконх с дополнительным помещением, примыкающим с севера к апсиде. Внешние формы экседр храма 5-гранные, с широкой средней гранью. Между объемами экседр выступают выявляющие подкупольный квадрат угловые пилястры. Входы расположены по центру зап. и юж. рукавов. Храм перекрыт куполом на широком барабане, граненном снаружи и цилиндрическом изнутри. В интерьере переход к кольцевому карнизу - основе барабана - осуществлен посредством парусов, имеющих в нижнем углу маленький тромп. Снаружи каждая из 8 граней барабана оформлена щипцом, опирающимся на стройные витые колонки на стыках граней; щипцы образуют ломаный зигзагообразный карниз, служащий основой невысокого складчатого шатра. Под каждым из щипцов находится профилированный архивольт между низкими плоскими пилястрами, примыкающими к колонкам. После кафедрального собора Эчмиадзин в г. Вагаршапат с 12-гранным барабаном храм в З.- 2-й сохранившийся памятник с подобной системой оформления барабана. В средневек. арм. зодчестве такой тип храма был распространен в неск. вариантах.

Церковь неоднократно ремонтировалась. Рельеф на перемычке юж. двери (процветший крест с птицами) относится к XIII в.; в более позднее время были осуществлены перекладка верхней зоны экседр и ремонт конх.

Лит.: Шаххатунянц О. Описание Эчмиадзинского собора и пяти гаваров Айрарата. Эчмиадзин, 1842. С. 45 (на арм. яз.); Strzygowski J. Die Baukunst der Armenier und Europa. W., 1918. Bd. 1. S. 101; Bd. 2. S. 518; Тораманян Т. Материалы по истории арм. архитектуры. Ереван, 1948. Т. 2. С. 128, 175 (на арм. яз.); Чубинашвили Г. Н. Разыскания по арм. архитектуре. Тбилиси, 1967. C. 153-155; Cuneo P. L'architettura dellа scuola regionale di Ani nell'Armenia medievale. R., 1977. P. 70; Мнацаканян С. Х. Архитектура IX-XI вв. // Мнацаканян С. Х. и др. Очерки по истории архитектуры древней и средневек. Армении. Ереван, 1978. С. 118, 125; Казарян А. Ю. Церковь в Зариндже и зонтичные шатры // Ани. Ереван, 1992. № 3/4. С. 46-48, 90-91 (на арм. яз.); он же. Кафедральный собор Сурб Эчмиадзин и восточнохрист. зодчество IV-VII вв. М., 2007. С. 99-102, 168-170.

А. Ю. Казарян


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»