ЗОГРАФСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ

ЗОГРАФСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ

Евангелие от Луки (14. 19-24). Лист из Зографского Евангелия. XI в. (РНБ. Глаг. 1)

Евангелие от Луки (14. 19-24). Лист из Зографского Евангелия. XI в. (РНБ. Глаг. 1)


Евангелие от Луки (14. 19-24). Лист из Зографского Евангелия. XI в. (РНБ. Глаг. 1)

(РНБ. Глаг. 1), Евангелие-тетр, старослав. (древнеболг.) кодекс, одна из частей к-рого является древнейшим памятником слав. глаголической письменности. Состоит из 3 частей: 1) л. 2-40, 58-288 написаны округлой глаголицей (XI в.); 2) л. 41-57 - угловатой глаголицей с вкраплением кириллических букв (XII в.; эта часть содержит палимпсест, смыт текст глаголического Евангелия-тетр XI в.); 3) л. 289-304 - кириллицей, среднеболг. извод (XIII в.). Согласно преданию, рукопись вначале хранилась в метохе афонского мон-ря Зограф близ г. Иерисс, затем попала в мон-рь. В 1843 г. ее увидел и неск. раз безуспешно просил предоставить для публикации австр. консул в К-поле А. Миханович. В 1860 г. через П. И. Севастьянова настоятель Зографа архим. Анфим подарил З. Е. рус. имп. Александру II, к-рый в 1861 г. передал его в Императорскую Публичную б-ку, где оно, по мнению современников, составило «pendant к Остромирову Евангелию» (см. Остромирово Евангелие). В 1879 г. З. Е. было издано В. Ягичем в кириллической транслитерации (ранее И. И. Срезневский и В. Ганка публиковали фрагменты).

В наст. время кодекс состоит из 303 пергаменных и 3 бумажных листов (XIX в.) размером 18×12,5 см. Включает 4 Евангелия с оглавлениями, Синаксарь и Месяцеслов (та же структура в глаголическом Мариинском Евангелии). Рукопись без начала (с Мф 3. 11), конца (Месяцеслов начинается с 1 сент. и обрывается указанием евангельских чтений на 7-8 янв.) и с утратами в середине. В Месяцеслове отмечены памяти прп. Иоанна Рильского (19 окт.) и сщмч. Климента, папы Римского (25 нояб.); параллельно употребляются рим. и слав. названия месяцев. Глаголицей написаны Евангелия, а кириллицей «грешным иереем Иоанном» - Синаксарь и Месяцеслов.

Кодекс неск. раз был расплетен: в 1844 г., по свидетельству В. И. Григоровича, он был подготовлен к переплету и имел сквозное отверстие «для закрепления подобно шнуровой». В 1852 г. К. Д. Петкович зафиксировал у кодекса хороший переплет (он сохр. на фотоснимках Севастьянова, сделанных перед передачей рукописи в С.-Петербург: РНБ ОР. Ф. 680. № 1). В России для З. Е. со слепков с серебряного оклада греч. сборника из мон-ря Пантократор на Афоне (XVI в.; Ath. Pantokr. Lampr. N 1268) был сделан оклад: широкие бронзовые позолоченные рамки с медными позолоченными рельефными изображениями. В XX в. рукопись была вновь расплетена для уничтожения грибка и в таком виде хранится до сих пор.

З. Е. скромно оформлено, без миниатюр, заставки выполнены чернилами, оранжевой, желтой и голубой красками, на нек-рых листах сохранились рисунки (напр., на л. 43 об.- апостолы Петр и Павел, на л. 46 об.- голова св. Иоанна Предтечи на блюде). Заголовки на полях, некоторые фрагменты текста и инициалы в основной части выполнены оранжевой краской, в кириллической - киноварью, в палимпсестной замазаны светлыми чернилами.

На полях З. Е. имеются многочисленные глаголические и кириллические дополнения и исправления основного, глаголического текста и палимпсеста, в т. ч. указания номеров глав Аммония Александрийского (III в.) и канонов Евсевия Памфила (см. Евсевий, еп. Кесарии Палестинской), номера чтений (зачал) и их начальные слова, указания дней недели и праздников, синонимы или толкования слов текста, отсылки к др. местам текста, восполнение пропущенных частей текста и др.

Изд.: Срезневский И. И. Известие о глаголическом четвероевангелии Зографского мон-ря // ИОРЯС. 1855/1856. Т. 4. Вып. 7. С. 369-377; он же. Трефологий Зографского мон-ря // Он же. Сведения и заметки о малоизвестных и неизвестных памятниках. СПб., 1876. С. 403-429; Zografskoe Evangelie = Quattuor evangeliorum Codex glagoliticus olim Zographensis nunc Petropolitanus / Ed. V. Jagić. Berolini, 1879.

Лит.: СКСРК, XI-XIII. С. 59-61 [Библиогр.]; Добрев И. Зографско Евангелие // КМЕ. Т. 1. С. 734-740 [Библиогр.]; Славова Т. Към локализацията на Зографското Евангелие - старобълг. паметник от X-XI в. // Рalaeobulgarica. 1989. Год. 13. № 1. С. 33-38; Мусакова Е. Украсата на два глаголически ръкописа - Зографското и Мариинското четириевангелие // Проблеми на изкуството. София, 1991. № 4. С. 27-36; она же. Бележки върху украсата на Зографското четириевангелие // Светогорска обител Зограф. София, 1995. Т. 1. С. 107-111.

Ж. Л. Левшина


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "ЗОГРАФСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ" в других словарях:

  • Зографское Евангелие — Зографское Евангелие. Л …   Википедия

  • Зографское евангелие — Зографское евангелие. Лист 1. Зографское евангелие (в иностранной литературе обычно именуется Codex Zographensis) неполная глаголическая рукопись четвероевангелия, памятник старославянского языка конца X или начала XI в. Содержит 304… …   Википедия

  • Зографское Евангелие — глаголич. пам. кон. 10 нач. 11 в. (287 пергаментных листов и 17 листов, написанных на палимпсесте и представляющих собой более поздние вставки). Содержит рассказы четырех евангелистов. Памятник был найден в мон. Зограф на Афоне (откуда и получил… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • ЕВАНГЕЛИЕ (богослужебная книга) — ЕВАНГЕЛИЕ (от греч. euangelion благая весть), богослужебная книга (см. БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КНИГИ), содержащая тексты Евангелий (см. ЕВАНГЕЛИЕ (богослужебная книга)). В византийско славянской богослужебной письменности сложилось несколько типов… …   Энциклопедический словарь

  • ЕВАНГЕЛИЕ СЛУЖЕБНОЕ — Малый вход Малый вход литургическая книга, содержащая тексты 4 канонических Евангелий, приспособленных благодаря наличию лекционарного аппарата для чтения за богослужением. Священный текст может быть представлен в Е. с. как в виде отдельных… …   Православная энциклопедия

  • Остромирово Евангелие — один из древнейших памятников церковно славянской письменности и древнейший памятник русской редакции. Писано в 1056 57 гг. для новгородского посадника Остромира (в крещении Иосифа) диаконом Григорием. Остромирово Евангелие отлично сохранившаяся… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Зографский кодекс — Зографское евангелие. Лист 1. Зографское евангелие (в иностранной литературе обычно именуется Codex Zographensis) неполная глаголическая рукопись четвероевангелия, памятник старославянского языка конца X или начала XI в. Содержит 304 пергаменных… …   Википедия

  • АФОН — [Св. Гора; греч. ̀ρδβλθυοτεΑθως, ̀λδβλθυοτεΑγιον ̀ρδβλθυοτεΟρος], крупнейшее в мире средоточие правосл. монашества, расположенное в Греции на п ове Айон Орос (Св. Гора, Афонский п ов). Находится под церковной юрисдикцией К польского Патриархата.… …   Православная энциклопедия

  • Глаголица — одна из древнеславянских азбук. Она состоит из 40 знаков, расположенных в таком же порядке как и в кириллице. Различие между этими двумя азбуками состоит, кроме несходства самих начертаний, еще в численном их значении, а также в том, что Г. имеет …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Церковно-славянский язык — Под именем Ц. или старославянского языка принято понимать тот язык, на который в IX в. был сделан перевод Св. Писания и богослужебных книг первоучителями славян, св. Кириллом и Мефодием. Сам по себе термин Ц. язык неточен, потому что одинаково… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»