ИАКОВ ЗЕВЕДЕЕВ

ИАКОВ ЗЕВЕДЕЕВ

[᾿Ιάκωβος τοῦ Ζεβεδαίου] (Ɨ 44), ап. от 12 (пам. 30 апр.; пам. зап. 25 июля). В зап. традиции для того, чтобы различать Иакова Алфеева и Иакова, брата Господня, последнего называют Старшим (Maior).

Ап. Иаков Зеведеев. Икона. 2-я пол. XIII в. (мон-рь ап. Иоанна Богослова на о-ве Патмос)

Ап. Иаков Зеведеев. Икона. 2-я пол. XIII в. (мон-рь ап. Иоанна Богослова на о-ве Патмос)


Ап. Иаков Зеведеев. Икона. 2-я пол. XIII в. (мон-рь ап. Иоанна Богослова на о-ве Патмос)

Иаков и его родной брат Иоанн были сыновьями Зеведея, рыбака с Геннисаретского оз. (Мф 4. 21; Мк 1. 20; Лк 5. 10; Ин 21. 2). Их мать упоминается без имени в Мф 20. 20 и 27. 56 - в параллельном последнему месте в Мк 15. 40 она названа Саломией. Как и его отец и брат, И. З. был рыбаком. Иисус Христос призвал его к апостольскому служению сразу после Петра и Андрея, вместе с его братом Иоанном, во время рыбной ловли на берегу Геннисаретского оз.- оставив своего отца Зеведея в лодке, они последовали за Иисусом Христом (Мф 4. 21-22; Мк 1. 19-20). И. З. и Иоанну Христос нарек имя Воанергес - «сыны громовы» (Мк 3. 17).

И. З. вместе со своим братом Иоанном и с Петром входил в число ближайших учеников Спасителя, участвовавших в чудесной ловле рыбы (Лк 5. 10), в исцелении дочери Иаира (Мк 5. 37; Лк 8. 51), бывших свидетелями Его Преображения (Мф 17. 1; Мк 9. 2; Лк 9. 28) и Гефсиманского моления (Мк 14. 33). Они же вместе с Андреем присутствовали при исцелении тещи ап. Петра в его доме (Мк 1. 29-31) и при беседе о разрушении храма (Мк 13. 3). Впрочем, в этих событиях И. З. не играет заметной роли. Братья Зеведеевы просили Христа о том, чтобы восседать справа и слева от Него во славе (Мк 10. 35-40), что вызвало негодование др. 10 учеников. В Лк 9. 54 они предлагают Христу низвести огонь на самаритянское селение. В списках апостолов в НЗ И. З. занимает одно из первых мест: 3-е (Мф 10. 2; Лк 6. 14) или 2-е (Мк 3. 17; Деян 1. 13).

В Деян 1. 13-14 сообщается об участии И. З. вместе с др. апостолами в единодушной «молитве и молении» в Иерусалиме после Вознесения Господня. Последнее, что известно об И. З. из НЗ,- это усечение его мечом (перед арестом ап. Петра) по повелению Агриппы I Ирода (41-44) как одного из членов христ. общины Иерусалима, с к-рой боролся правитель Иудеи (Деян 12. 2-3). Относительно казни И. З. высказывались различные мнения: Й. Блинцлер (Blinzler. 1962) считает, что к усечению мечом, в согласии со Втор 13. 12-15, И. З. приговорил просаддукейски настроенный синедрион за совращение народа; О. Кульманн (Cullmann. 1972), напротив, предполагает, что И. З. был усечен мечом по рим. законам по подозрению в покушении на власть императора.

Это сообщение кн. Деяния св. апостолов Климент Александрийский в «Очерках» (῾Υποτυπώσεις VII), согласно Евсевию Кесарийскому (Euseb. Hist. eccl. II 9. 2), дополнял взятым из предания известием о том, что введший И. З. в суд, увидев его свидетельство, обратился и исповедал себя христианином, «так что и вывели их вместе, и по пути он попросил у Иакова прощения, а тот, недолго подумав, сказал: «Мир тебе» - и поцеловал его, и так они вместе были обезглавлены». Эта история получает развитие в апокрифическом лат. «Мученичестве Иакова» (CANT, N 272; BHL, N 4057; Codex apocryphus. 1719. P. 516-531), которое сохранилось в составе сборника Псевдо-Абдия (гл. 8-23 сохр. и в арм. пер.; Leloir. 1986. P. 267-288), формирование которого на основании цитат, переведенных с греческого, из Vetus latina и из Вульгаты относится ко времени между кон. II и кон. IV в. (Lipsius. 1884. S. 205-208). Здесь анонимный служитель превращается в «фарисейского писца» Иосию, к-рый накинул веревку на шею И. З. и привел его в преторий, и вводится диалог с ним, а также описание совместной казни: поцелуй мира включается в эпизод предсмертного крещения Иосии. Кроме того, данному рассказу предшествует история обращения И. З. мага Ермогена и беседы с иудеями. И. З. проповедует по синагогам в Иудее и Самарии. Завидующий дару И. З. исцелять слепых и прокаженных и воскрешать мертвых маг Ермоген подсылает к нему своего ученика Филита (имена взяты из 2 Тим 1. 15 и 2. 17, где так зовут отступников от веры), к-рого И. З. обращает ко Христу. Тогда Ермоген насылает на И. З. бесов, но они по приказу И. З. связывают мага и приносят к И. З.; тогда маг, наконец, обращается ко Христу и сжигает свои магические книги и идолов. Видя это, иудеи подкупают иерусалимских центурионов Лисия и Феокрита, к-рые взяли его под стражу, однако против этого возмущается народ, и И. З. проповедует перед ним. Его проповедь состоит из ветхозаветных цитат, к-рые он толкует применительно ко Христу. Из-за того что И. З. обращает и крестит множество народа, иудеи устраивают мятеж, хватают И. З. и приводят к Ироду. Тот приговаривает И. З. к отсечению головы, после чего следуют история с Иосией и описание казни. Источники начальной части текста не выявлены. Сохранился также ирл. перевод данного «Мученичества...» (Atkinson. 1887. P. 102-106, 346-351).

Преображение. Миниатюра из Евангелия. XI в. (Ath. Iver. 1. Fol. 296v)

Преображение. Миниатюра из Евангелия. XI в. (Ath. Iver. 1. Fol. 296v)


Преображение. Миниатюра из Евангелия. XI в. (Ath. Iver. 1. Fol. 296v)

В средние века на Западе эта легенда получает дальнейшее развитие: Гонорий Августодунский (1-я пол. XII в.) (PL. 172. Col. 981-986) добавляет, что ученики И. З., взяв его тело, сели в не управляемую никем лодку, чтобы предать земле тело в к.-н. далеком месте. За ночь лодку принесло к берегам Испании. Там ученики обратились за помощью к знатной женщине по имени Лупа, к-рая направила их к местному языческому царю, чтобы погубить. Царь приказал пришедших к нему схватить и бросить в темницу, но ангел вывел их из заключения. После всех чудесных событий царь и Лупа обратились в христианство, а тело И. З. предали земле в замке Лупы. Впосл. могила И. З. пришла в запустение и была заново обретена ок. 825 г. Псевдо-Турпин Реймсский (ок. 1165) связывает обретение гробницы И. З. с видением, бывшим Карлу Великому (Bédier. 1929. P. 75).

Др. традицию представляют апокрифические «Проповедь» и «Мученичество» И. З. (CANT, N 273), сохранившиеся по-коптски (BHO, N 415, 416, 420), по-арабски (BHO, N 417, 421) и по-эфиопски (BHO, N 418, 420). В этой версии И. З. выпадает по жребию проповедовать в Индии, куда с ним отправляется ап. Петр. Однако в эфиоп. тексте вместо Индии упоминается Лидия, которую Липсиус (Lipsius. 1884) предложил отождествлять с Лиддой (Диосполем) в Палестине. В пользу такого предположения говорят дальнейшее описание места проповеди И. З. как города, а не как страны, отсутствие в тексте инд. тематики и, возможно, факт проповеди Петра ее жителям на известном ему языке. По пути к месту проповеди апостолы встречают Христа, Который показывает им славу и сияние праведников и облекает тем же и их самих. Апостолы исцеляют слепого и вступают в противоборство с властями города. Их пытаются связать и протащить по улицам, но руки стражников немеют; затем апостолы их исцеляют. Эти мотивы заимствованы из «Деяний Андрея и Матфия». Далее следует рассказ об исцелении сына магистрата Феофила и обращении ко Христу его домочадцев и всех жителей города. Апостолы поставляют им священников, приобщают Св. Таин, и остаются в городе на долгое время. Согласно «Мученичеству», И. З. возвращается проповедовать 12 коленам Израилевым в рассеянии, находящимся при этом под властью Ирода и служащим идолам, и строит для них храмы. И. З. владеет всеми языками, в т. ч. и языками зверей. За свою проповедь И. З. принимает смерть от рук Ирода, но теперь уже при Нероне. Кончина апостола помещается в разных версиях под 2, 12 или 24 апр. Согласно эфиоп. версии, И. З. был погребен в Коте, согласно арабской - в Никте (Равине). Версия проповедания И. З. в Индии и его погребения в Мармарике может происходить от смешения его с Иаковом Алфеевым, к-рый, согласно древней (не позднее IV в.) традиции апостольских списков, скончался в Мармарике.

Апостолы Лука и Иаков Зеведеев. Миниатюра из Праксапостола. 1280-1303 гг. (Vat. gr. 1208. Fol. 3v)

Апостолы Лука и Иаков Зеведеев. Миниатюра из Праксапостола. 1280-1303 гг. (Vat. gr. 1208. Fol. 3v)


Апостолы Лука и Иаков Зеведеев. Миниатюра из Праксапостола. 1280-1303 гг. (Vat. gr. 1208. Fol. 3v)

Греч. «Деяния Иакова Зеведеева» (BHG, N 767) относятся к более позднему времени и составлены на основе НЗ, текстов Иосифа Флавия, Климента Александрийского и Ипполита Фивского. Их влияние заметно в «Мученичестве» из т. н. Императорского Минология (BHG, N 768b), анонимном Похвальном слове (BHG, N 768a) и, вероятно, энкомии Никиты Давида Пафлагона (BHG, N 768). Текст об И. З. в Синаксаре К-польской ц. под 30 апр. полностью основан на НЗ, а под 15 нояб.- на текстах проповеди И. З. в Иерусалиме и описании его смерти в Кесарии Палестинской; изолированной является память И. З. под 30 марта в Минее Vindobon. Theol. Неизданным остается энкомий Льва Кентурипина (BHG, N 768d). Неясно, к какому из Иаковов относится «Мученичество» в Sinait. syr. nov. 1013.

И. З. встречается во всех апостольских списках (Van Esbroeck. 1994; Виноградов. 2005), где занимает обычно места с 3-го по 5-е, равно как и в др. апокрифических произведениях, где дается перечисление апостолов (Там же). В основном их сведения об И. З. совпадают с вышеописанным библейским и апокрифическим материалом: он происходит из Вифсаиды, из колена Завулонова, проповедует в Палестине, по приказу Агриппы Ирода ему в Иерусалиме отсекают голову, его хоронят в Мармарике. К этому, однако, добавляется ряд сведений: иногда говорится о его девстве; сир. список из Lond. Brit. Mus. Or. 2695 сообщает о строительстве им храма в Вифсаиде; часто упоминается проповедь И. З. в Испании, что обусловлено его ранним почитанием в Сантьяго-де-Компостела (лат. списки из «Breviarium apostolorum» VII в. и Barc. Univ. 574 и армянский из Матен. 993, 2678). Последний список дает краткое жизнеописание И. З.: взяв частицу Креста у Фаддея, он отправился проповедовать в Испанию, затем был усечен мечом Агриппой Иродом в Иоппии (Яффе), тело его было брошено в море и вынесено волнами в Испании, проповедь в которой была затем завершена ап. Павлом. Уникально указание Псевдо-Ефрема Сирина в комментарии на Диатессарон о проповеди И. З. в Галлии. Визант. списки Псевдо-Епифания и Псевдо-Дорофея вслед за «Мученичеством» (CANT, N 273) сообщают о проповеди И. З. 12 коленам Израилевым в рассеянии; у Псевдо-Дорофея рассказано о смерти И. З. в Кесарии Палестинской, в его варианте в Cod. Paris. gr. 1261 - и о его погребении там же. Смешанный Дорофеево-Ипполитов список соединяет сведения о смерти и погребении И. З. в Кесарии и Мармарике. Списки из Vat. gr. 1967 и 2156 называют мать И. З. Иероклией. В греч. списке из Paris. Suppl. 689 И. З. приписывается основание Церкви в Смирне (Halkin. 1968). В псевдоэтимологических списках из Vat. gr. 1974 и Vat. Pian. gr. 47 имя Иаков переводится как «ученик жизни», а в одном латинском - как «утешитель скорби» (Capelle. 1926).

Ист.: Codex apocryphus Novi Testamenti / Ed. J. A. Fabricius. Hamburgi, 17192. Vol. 1/2; Atkinson R. The Passions and the Homilies from Leabhar Breac. Dublin, 1887; Les Actes de St. Jacques et les Actes d'Aquilas / Éd. J. Ebersolt. P., 1902; Capelle B. La liste des apôtres dans un sermon de Maximin // RBen. 1926. T. 38. P. 5-15; Bédier J. Les légendes épiques. P., 19293. Vol. 3; Halkin F. Une liste grecque des douze églises fondées par les apôtres // AnBoll. 1968. T. 86. P. 332; Leloir L., éd. Écrits apocryphes sur les apôtres. Turnhout, 1986. (CCSA; 3); Van Esbroeck M. Neuf listes d'apôtres orientales // Augustinianum. 1994. T. 34. P. 109-199.

Лит.: Lipsius R. A. Die apokryphen Apostelgeschichten und Apostellegenden. Braunschweig, 1884. Bd. 2. H. 2. S. 201-208; Leclercq H. Jacques le Majeur // DACL. 1927. T. 7. Pt. 2. Col. 2089-2109; Blinzler J. Rechtsgeschichtliches zur Hinrichtung des Zebedäiden Jakobus (Apg XII, 2) // NTIQ. 1962. Bd. 5. S. 191-206; Fernandez Alonso J. Giaccomo Maggiore // BiblSS. 1965. Vol. 6. Col. 363-388; Cullmann O. Courants multiples dans la communauté primitive: À propos du martyre de Jacques fils de Zébédée // RechSR. 1972. T. 60. N 1/2. P. 55-68; Kimpel S. Jakobus der Ältere // LCI. 1974. Bd. 7. S. 23-39; Santos Otero A., de. Acta Iacobi Zebedaei (coptica) // NTApo. 19895. S. 432-433; Alibert D. et al. Passion de Jacques frè re de Jean // Écrits apocryphes chrétiens / Ed. P. Geoltrain. P., 2005. Vol. 2. P. 771-788; Pé rès J.-N., Piovanelli P. Pré dication de Jacques fils de Zébédé e et Matyre de Jacques fils de Zébédé e // Ibid. P. 933-957; Виноградов А. Ю. Апостольские списки - «забытая» страница христ. лит-ры // БT. 2005. Т. 40. С. 128-147.

А. Ю. Виноградов

Почитание мощей И. З.

Предание о проповеди И. З. в Испании впервые фиксируется в Breviarium apostolorum (в лат. пер. с греч. яз. одного из вариантов апостольских списков; текст см.: ActaAA. T. 2/2. P. 214). Об этом предании знают Юлиан Толедский († 690) (Julianus Toletanus. De sextae aetatis comprobatione. 2. 9 // PL. 96. Col. 565), Альдхельм из Малмсбери († 709) (Aldhelm. Carmina ecclesiastica. 4. 4 // MGH. AA. T. 15. P. 23), а позже автор трактата, распространявшегося под именем Исидора, еп. Гиспальского (Isid. Hisp. De ortu et obitu patrum. 71 // PL. 83. Col. 151). Окончательная рецепция этой версии просвещения Испании происходит только в IX в., после того как при кор. Астурии Альфонсе II (791-842) в г. Ирия Флавия (ныне Падрон, Испания) местным еп. Теодемиром ок. 813 г. были обретены мощи апостола (рассказ об этом появляется в Мартирологе Узуарда, составленном во 2-й пол. IX в.), несмотря на то что еще в Breviarium apostolorum сообщалось о погребении тела И. З. в Мармарике (что в свою очередь было вызвано путаницей в источниках: И. З. в данном случае перепутали с Иаковом Алфеевым (Младшим)). По мнению нек-рых исследователей, в саркофаге рим. времени, найденном епископом, покоились не мощи И. З., а тело Присциллиана, признанного еретиком и обезглавленного (так же, как И. З., что и могло послужить основанием для их отождествления) в 385 г. (Plötz. 1982; Herbers. 1994); согласно Сульпицию Северу, тело Присциллиана было погребено в Галлеции (ныне Галисия), где было много его последователей; археологические раскопки Ирии показали, что уже в кон. VI в. здесь существовало некое культовое погребение (Chamoso Lamas. 1972/1974). Однако, возможно, началу почитания святого в Испании послужило то, что в Галисию были принесены частицы мощей И. З. с Востока (Engels. 1980).

Поцелуй Иуды. Мозаика центрального нефа ц. Сант-Аполлинаре Нуово, Раввена. Ок. 526 г.

Поцелуй Иуды. Мозаика центрального нефа ц. Сант-Аполлинаре Нуово, Раввена. Ок. 526 г.


Поцелуй Иуды. Мозаика центрального нефа ц. Сант-Аполлинаре Нуово, Раввена. Ок. 526 г.

Ок. 860 г. кафедра Ирии Флавии в связи с набегами пиратов была перенесена в Компостелу (ныне Сантьяго-де-Компостела). Затем туда же были перенесены и мощи апостола. К X в. в Сантьяго-де-Компостела гробница И. З. почиталась так же, как могила св. Мартина в Туре (об этом упом. в послании кор. Альфонсо III клирикам Тура (906), Historia Compostellana (XII в.), Liber Sancti Jacobi в составе Codex Callixtinus, XII в.), легенда же об апостольском происхождении христианства в Испании и, след., об основании апостолом той или иной кафедры стала серьезным аргументом в споре о первенстве кафедр внутри Испании, а с XI в.- в противостоянии Риму (напр., в 1049 папа Лев IX отлучил Крескония, еп. Леона, за то, что тот называл свою кафедру апостольской (подробнее о культе И. З. в Сантьяго-де-Компостела см. в ст. Сантьяго-де-Компостела)).

Согласно др. традиции, часть мощей И. З. хранилась в ц. св. Сатурнина в Тулузе (Франция). С XI в. наличие частиц мощей И. З. отмечается в разных церквах Франции, связанных с паломничеством в Сантьяго-де-Компостела.

Кроме того, частицы мощей И. З. хранятся в кафедральном соборе мон-ря св. апостолов Иаковов Армянского Иерусалимского Патриархата, в базилике ап. Павла (Сан-Паоло фуори ле Мура), на Остийской дороге в Риме (В помощь правосл. паломнику: Кр. описание нек-рых священных мест Рима и находящихся в них вселенских святынь // Житие св. вмц. Екатерины. Акафист. М., 2004. С. 58).

В наст. время единственным в России храмом, освященным во имя этого святого, является церковь И. З. в Казённой слободе (Яковоапостольский пер.) в Москве. Деревянный храм на этом месте известен с 1620 г. В 1676 г. было построено здание, к-рое существует и в наст. время. В храме имеется частица мощей И. З., переданная из Испании.

Память И. З.

Под 15 нояб. в ряде визант. календарей отмечалось «заколение», или «убиение ап. Иакова, брата Иоанна Богослова». Древнейший иерусалимский Лекционарий, сохранившийся в арм. и груз. версиях, отмечал 29 дек. память И. З. вместе с ап. Иоанном Богословом (Renoux. Lectionnaire arménien. Fasc. 2. P. 373; Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 1. P. 16). Совр. Армянская Церковь празднует день памяти И. З. 28 дек.

Крещение Господне. Персонификация двух рек. Апостолы Иаков и Иоанн Зеведеевы. Миниатюра из Хлудовской Псалтири. Сер. IX в. (ГИМ. Хлуд. 129. Л. 75 об.)

Крещение Господне. Персонификация двух рек. Апостолы Иаков и Иоанн Зеведеевы. Миниатюра из Хлудовской Псалтири. Сер. IX в. (ГИМ. Хлуд. 129. Л. 75 об.)


Крещение Господне. Персонификация двух рек. Апостолы Иаков и Иоанн Зеведеевы. Миниатюра из Хлудовской Псалтири. Сер. IX в. (ГИМ. Хлуд. 129. Л. 75 об.)

В сир. Мартирологе 411 г. память И. З. вместе с ап. Иоанном помещена под 27-м днем месяца кануна 1-го (27 дек.). В дальнейшем день памяти 2 апостолов сместился на 7 или 8 мая. Впервые это наблюдается в сиро-яковитском Минологии (X в.), в котором память И. З. отмечается 7 мая (Lond. Brit. Add. Lib. 14504). Данный Минологий происходит из сир. мон-ря в Нитрийской пустыне. Учитывая близость этого Минология к Минологию VII в. из мон-ря Кеннешре, в качестве возможного составителя к-рого иногда называется Иаков, еп. Эдесский, прототип Минология X в. может восходить к VII в. Эта память сохраняется и в ряде поздних сиро-яковитских минологиев XII-XIV вв. (напр., в Мартирологе Раббана Слибы, кон. XIII - нач. XIV в.), однако с XII в. намечается тенденция разделять дни празднования 2 апостолов: под 8 мая остается память Иоанна, а память И. З. сдвигается на неделю ранее - на 30 апр. В некоторых средневек. копто-араб. минологиях встречается память И. З. 30 апр., возникшая, видимо, под сирийским влиянием. Однако в основном память этого апостола праздновалась коптами 16 или 17 пармуте (бармуда), т. е. 11 или 12 апр., в конечном счете закрепилась 2-я из этих дат - 12 апр. Календарь Маронитской церкви из рукописи XVII в. указывает память ап. Иакова 8 окт., однако не уточняет, идет ли речь об И. З. или Иакове Алфееве.

В литургических мосарабских текстах (X-XII вв.) память И. З. отмечается 30 дек. Мартиролог блж. Иеронима (1-я пол. V в.) и за ним Римский мартиролог (XVI в.) указывают память И. З. 25 июля и 15 марта. Впосл. в зап. календарях закрепилось только 25 июля. До литургической реформы, проведенной II Ватиканским Собором, существовало также особое празднование в честь явления И. З. в битве на равнине Клавихо (834) - 23 мая. В католич. традиции к И. З. обращаются за молитвенной помощью как к защитнику стад и покровителю во время жатвы.

Ист.: Un Martyrologe et douze Ménologes syriaques / Éd. F. Nau // PO. T. 10. Fasc. 1. N 46. P. 11, 40, 76-77, 97, 100, 104, 110, 121, 160; Les Ménologes des évangéliaires coptes-arabes / Éd. F. Nau // PO. T. 10. Fasc. 2. N 47. P. 38-39; Martyrologes et Ménologes Orientaux / Éd. R. Griveau // PO. T. 10. Fasc. 4. N 49. P. 63; Coptic Synaxarium. Chicago, 1995. P. 304.

Лит.: Alonso F. J. Giacomo il Maggiore // BiblSS. T. 6. Col. 363-388; Auber R. Jaques le Majeur // DHGE. T. 26. Col. 597-603; Chamoso Lamas M. Noticia sobre la importancia arqueológica de Iria Flavia (Padrуn-La Coruсa) // Archivo Español de Arqueología. Madrid, 1972/1974. Vol. 45/47. P. 125-141; Engels O. Die Anfänge des spanischen Jakobusgrabes in kirchenpolitischer Sicht // RQS. 1980. Bd. 75. N 3/4. S. 146-170; Plötz R. Der Apostel Jacobus in Spanien bis zum 9. Jh. // Spanische Forschungen der Görresgesellschaft. R. 1. Münster, 1982. Bd. 30. S. 19-145; Herbers K. Politik und Heiligenverehrung auf der Iberischen Halbinsel // Politik und Heiligenverehrung im Hochmittelalter / Hrsg. J. Petersohn. Sigmaringen, 1994. S. 177-275; Herwaarden J., van. Origins of Cult of St. James of Compostela // Idem. Between Saint James and Erasmus: Studies in Late-Medieval Religious Life: Devotion and Pilgrimage in the Netherlands / Transl. W. Shaffer, D. Gardner. Leiden; Boston, 2003. P. 311-354.

А. А. Ткаченко, Д. В. Зайцев

Гимнография

Память И. З. отмечается 29 дек. в памятниках древнего иерусалимского богослужения V-IX вв. вместе с памятью ап. Иоанна Богослова. В иерусалимском Лекционарии V-VII вв., сохранившемся в груз. переводе (Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 1. [Pars 1.] P. 11-12; [Pars 2.] P. 16-17), под 29 дек. помещены тропарь 1-го гласа «Те, кто заповеди Спасителя», прокимен из Пс 95, чтения Деян 12. 1-17, 1 Ин 1. 1-10, аллилуиарий со стихом из Пс 84, Евангелие - Ин 21. 20-25, тропарь на умовение рук 2-го гласа «Возвеличил спасение в мире». В древнейшем иерусалимском Тропологии (гимнографическом приложении к Лекционарию) содержатся песнопения в честь апостолов И. З. и Иоанна Богослова, включающие стихиры на «Господи, воззвах» 4-го гласа, тропарь на умовение рук 4-го гласа «Апостоли и мученицы, свидетели страстей Христа», молитву Св. Даров «Лики ангельские Тебе славу возносят»; служба на литургии состоит из прокимна из Пс 18 и аллилуиария со стихом из Пс 46 (Метревели. Иадгари. С. 29; Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 353).

В Типиконе Великой ц. IX-XI вв. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 102, 326) И. З. упоминается 15 нояб. без богослужебного последования, а также 30 июня, в день памяти 12 апостолов.

Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г. (Пентковский. Типикон. С. 342), служба на память И. З. 30 апр. имеет ряд праздничных особенностей: на «Господи, воззвах» поются 6 стихир И. З., на стиховне - самогласен И. З., указан отпустительный тропарь И. З.  ()    утреня совершается с «Бог Господь», после 9-й песни канона - светилен «Небо звездами», исполняемый по Студийскому уставу в малые праздники. На литургии назначается прокимен из Пс 18, Апостол - Деян 12. 1-11, аллилуиарий со стихом из Пс 88, Евангелие - Лк 5. 1-11, причастен - Пс 18. 5а. Согласно др. редакциям Студийского устава - Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 450-451), Мессинскому Типикону 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 148), служба в целом имеет те же особенности, что и по Студийско-Алексиевскому Типикону, хотя в Мессинском на литургии указано др. Евангелие - Мк 10. 32b-45. В Георгия Мтацминдели Типиконе XI в., отражающем афонскую редакцию Студийского устава (Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 261), 30 апр. отмечается память И. З. и ап. Иакова, брата Господня, поется последование И. З., указан отпустительный тропарь И. З. 1-го гласа «Велий в апостолах, учителю вселенней», на литургии служба та же, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе.

В разных редакциях Иерусалимского устава, начиная с ранних (напр., Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв.; см.: Lossky. Typicon. P. 212) и вплоть до греч. и слав., относящихся к более позднему времени (дониконовских) печатных изданий Типикона, устав службы 30 апр. на память И. З. не претерпевает значительных изменений. Хотя в рукописях и печатных изданиях этот день не отмечен характерным знаком, в честь И. З. совершается шестеричная служба (см. ст. Знаки праздников месяцеслова): стихиры на «Господи, воззвах» и канон И. З. поются на 6; последование И. З. также включает отпустительный тропарь, кондак, стихиры-самогласны, светилен. В Минеях на память И. З. 30 апр. приводится 1 или 2 цикла стихир-подобнов (по 3 стихиры в каждом). Нередко для описания устава службы И. З. дается ссылка на 25 апр., память ап. Марка. На литургии назначается та же служба, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе, но евангельские чтения разные: в рукописных Типиконах и Евангелиях встречаются чтения Мф 4. 18-23; 10. 1-8; 17. 1-9 (чтение Преображения), Мк 10. 32b - 45, Лк 5. 1-11; 9. 1-6; 10. 16-21 (общее чтение апостолов). Наиболее распространенным чтением в рус. и греч. богослужебных книгах было Лк 9. 1-6, в рус. Типиконах - Лк 5. 1-11. В XVII в. указания рус. богослужебного Евангелия были приведены в соответствие с Типиконом, а греч. богослужебные Евангелия по-прежнему содержали Лк 9. 1-6. Греч. Минея (Рим, 1888) указывает чтение Мф 4. 18-23.

Ап. Иаков Зеведеев. Фрагмент композиции «Преображение Господне». Мозаика кафоликона мон-ря вмц. Екатерины на Синае. VI в.

Ап. Иаков Зеведеев. Фрагмент композиции «Преображение Господне». Мозаика кафоликона мон-ря вмц. Екатерины на Синае. VI в.


Ап. Иаков Зеведеев. Фрагмент композиции «Преображение Господне». Мозаика кафоликона мон-ря вмц. Екатерины на Синае. VI в.

В исправленном московском Типиконе 1682 г. праздничный статус памяти И. 30 апр. (вместе с памятями др. апостолов от 12 и евангелистов) был повышен до «святого с великим славословием» - в Типиконах 30 апр. отмечено знаком , 2-й цикл стихир на «Господи, воззвах» переносится и поется на стиховне вечерни и на хвалитех, из Общей Минеи заимствуются недостающие седальны, в конце утрени назначается пение великого славословия - утреня заканчивается по праздничному чину. В 20-х гг. XVIII в. происходит еще одно увеличение праздничного статуса апостолов, включая И. З.,- до полиелейных святых - в Типиконах 30 апр. обозначается знаком , к последованию И. З. на вечерне добавляются паремии Иак 1. 1-12; 1. 13-27; 2. 1-13, на утрене - седален по полиелее, прокимен из Пс 18, Евангелие - Ин 21. 15-25, стихира по Пс 50. Данный устав службы 30 апр. сохраняется и в совр. рус. богослужебных книгах. В греч. Минеях после XVII в. праздничный статус памяти И. З. также был повышен - в конце утрени назначается пение великого славословия, 2-й цикл стихир-подобнов поется на хвалитех.

Последование И. З. в совр. богослужебных книгах включает следующие элементы: отпустительный тропарь 3-го гласа ᾿Απόστολε ῞Αγιε̇ (  ); кондак 2-го гласа Θωνῆς θεº κῆς ἀκούσας προσκαλούσης σε̇ (     ) с икосом (икосы в слав. и греч. изданиях разные, дополнительные икосы содержатся в рукописях; см.: Амфилохий. Кондакарий. С. 114, 182); канон плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа с акростихом Τὸν Βροντῆς ᾿Ιάκωβον εὔφρονα παῖδα γεραίρω (Грома Иакова радостное дитя почитаю - в слав. Минеях не указан; в совр. греч. Минее канон включает тропари, не входящие в акростих, эти тропари отсутствовали в древних рукописях), ирмос: ῾Αρματηλάτην Θαραώ̇ (  ), нач.: Τῷ σῷ δικτύῳ ἁλιεύς ὡς ἔμπειρος (     ); 2 цикла стихир-подобнов (в слав. Минее один цикл повторяется дважды); неск. стихир-самогласнов (всего 5 - по 3 стихиры указано в греч. и слав. Минее, совпадает только 1); седален (в слав. Минее содержится 3 седальна, 2 из к-рых взяты из Общей Минеи); светильны (в греческой и славянской разные). В слав. рукописях и печатных изданиях с XVII в. (Устав. М., 1610; Минея апрель. М., 1645 и др.) и до современных помещается иной отпустительный тропарь И. З.- 3-го гласа       По рукописям известны песнопения И., не вошедшие в печатные издания: канон 4-го гласа с акростихом Κάρας ἔκοψας, ᾿Ιάκωβε, τῶν πλάνων (Главы отсек, Иаков, заблуждений) с именем автора (Георгия) в богородичнах, ирмос: Τριστάτας κραταιοὺς̇ (  ), нач.: Καθεῖλεν δυνατοὺς πολεμίους ἐκ θρόνων (Низложил сильных врагов с тронов) (AHG. T. 8. P. 365-374); кондак плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа Τὸν Ζεβεδαίου γόνον τιμήσωμεν ἅπαντες̇ (Дитя Зеведея почтим все) с 3 икосами (Амфилохий. Кондакарий. С. 71 (отд. паг.)); седален (AHG. T. 8. P. 368); стихира-самогласен (в конце утрени в рус. рукописных и дониконовских печатных Минеях); цикл стихир-подобнов (Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 59).

А. А. Лукашевич

Иконография

С нач. VI в. изображения И. З. отмечены устойчивыми портретными чертами: это средовек с черной бородой и усами (в сцене «Причащение апостолов» на миниатюре из Россанского Евангелия, VI в.- Музей кафедрального собора, Россано, Fol. 4r, и на серебряном блюде 578 г.). Основные иконографические типы изображения И. З., выработанные до VI в. включительно, связаны с событиями его жизни, описанными в Евангелиях (Мф 4. 21; 27. 56; Лк 9. 54; Мк 3. 17; 10. 35-41).

Шествие на гору Фавор. Миниатюра из Евангелия. XII в. (Ath. Pant. 2. Fol. 252)

Шествие на гору Фавор. Миниатюра из Евангелия. XII в. (Ath. Pant. 2. Fol. 252)


Шествие на гору Фавор. Миниатюра из Евангелия. XII в. (Ath. Pant. 2. Fol. 252)

В ранних памятниках И. З. показан как один из 12 избранных учеников в присутствии Иисуса Христа (в соответствии с указанием большинства апостольских списков, он чаще всего занимает место, близкое к Спасителю) или как свидетель событий Его жизни, напр. воскрешения дочери Иаира, Преображения, моления о чаше (в мозаиках «Умножение хлебов», «Моление о чаше», «Поцелуй Иуды» центрального нефа ц. Сант-Аполлинаре Нуово, Равенна (ок. 526); в композиции «Преображение» в конхе центральной апсиды кафоликона монастыря вмц. Екатерины на Синае (550-565); в сцене «Вознесение» в апсидах часовен XVII, XLII в мон-ре Бауит (VI - нач. VII вв.) и на оборотной стороне ампулы № 10 из Монцы), а также как участник событий, описанных в Деяниях св. апостолов (в сцене «Избрание ап. Матфея» (Деян 1. 15-26), на миниатюре Евангелия Раввулы - Laurent. Plut. I.56. Fol. 1r, 586 г.).

В памятниках 1-й группы встречаются изображения И. З., представленного погрудно в медальоне (imago clipeata): напр., на сводах апсиды в Архиепископской капелле в Равенне (494-519); в ц. Сан-Витале в Равенне (546-547); на тканой иконе из мон-ря вмц. Екатерины на Синае; на оборотной стороне ампулы № 3 из Монцы (VI в.); а также в полный рост среди 12 учеников в присутствии Иисуса Христа (Collegium Apostolorum): фриз над триумфальной аркой в кафедральной ц. во имя св. Евфразиана в Порече, Хорватия (543-553).

Вместе с братом, ап. Иоанном Богословом, И. З. изображался в иллюминированных Псалтирях как молодой человек в белых одеждах, напр. на маргинальных миниатюрах Хлудовской Псалтири (ГИМ. Хлуд. 129. Л. 75 об., сер. IX в.), где стихи Пс 76 проиллюстрированы изображением Крещения Господня, персонификациями 2 рек и образами 2 молодых апостолов, видимо как воплощение избранных сынов Иаковлевых и Иосифовых, а также, возможно, в связи с прозванием братьев-апостолов «детьми грома». Единоличные изображения И. З. встречаются в монументальной живописи: в мозаиках и фресках кафоликона Осиос Лукас (30-40-е гг. XI в.), где он дважды изображен в медальоне - на арке нартекса и на своде крипты. Ростовой образ И. З. включался в декорации поствизант. храмов (росписи в наосе кафоликона монастыря Дионисиат на Афоне, 1547). В иконописи единоличные изображения И. З. чрезвычайно редки. К таким уникальным примерам относится икона из мон-ря ап. Иоанна Богослова на Патмосе (XIII в.), на к-рой представлена полуфигура И. З.- средовека с темными короткими волосами и недлинной раздваивающейся бородой; он облачен в синий хитон и гиматий ярко-розового цвета с искусно прорисованными складками. Ладонью правой руки он касается свернутого свитка, который держит покровенной левой рукой. Взгляд И. З. устремлен на молящегося. В левом верхнем углу в небесном сегменте помещена полуфигура Христа, благословляющего апостола. Благородство и строгость образа И. З. подчеркивается обращением к классическому репертуару, где апостол изображается подобно статуе античного философа. Эти черты сближают икону с лучшими произведениями визант. искусства (росписи ц. Св. Троицы в Сопочани, ок. 1265). Появление иконы связано, вероятно, не только с интересом к апостольской теме, но и с почитанием И. З. как брата святого, к-рому посвящен мон-рь.

Образ апостола входит в иконографию большинства евангельских событий, ставших неотъемлемой частью декора правосл. храмов как в монументальном убранстве, так и в иконописи: «Преображение», «Вознесение», «Благословение на проповедь», сюжеты Страстного цикла («Омовение ног», «Тайная вечеря», «Моление о чаше», «Предательство Иуды», «Уверение Фомы»), сцены апостольского служения.

Образ И. З. присутствует в сцене «Евхаристия» в мозаиках собора в Св. Софии (40-е гг. XI в.; идентификация затруднена) и Михайлова Златоверхого мон-ря в Киеве (1008-1118; в левой части композиции рядом с ап. Варфоломеем). В этой композиции, традиционно для древнерус. иконописи размещаемой в навершии царских врат, устойчивого расположения фигур апостолов нет.

Успение Пресв. Богородицы. Фрагмент иконы. Посл. треть XVIII в. (собрание К. В. Воронина)

Успение Пресв. Богородицы. Фрагмент иконы. Посл. треть XVIII в. (собрание К. В. Воронина)


Успение Пресв. Богородицы. Фрагмент иконы. Посл. треть XVIII в. (собрание К. В. Воронина)

Иногда образ И. З. встречается в изображениях «Воскресение - Сошествие во ад», как, напр., на фреске парекклисиона мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле (ок. 1316-1321). В сцене «Преображение» в визант. традиции X-XII вв., как в монументальной живописи, так и в иконописи и книжной миниатюре, И. З. изображается припадающим на одно колено, чаще справа от ап. Иоанна (на миниатюре Хлудовской Псалтири - ГИМ. Хлуд. 129. Л. 88 об., сер. IX в.; на миниатюре Евангелия из Иверского мон-ря - Ath. Iver. 1. Fol. 296v, XI в.; на эпистилии 2-й пол. XII в. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае - И. З. слева). В ранних памятниках апостол не прикрывает лицо руками: фреска каппадокийской Токалы-килисе (1) в Гёреме, X в.; композиция «Преображение» на иконе «Деисус и праздники» (2-я пол. XI в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае); икона из мон-ря Ксенофонт на Афоне (кон. XII в., см.: Qhsauroi tou Agiou Orouj. Qessalonikh, 1997. S. 63); фреска в ц. свт. Николая Каснициса в Кастории, посл. треть XII в. В эмоциональных, экспрессивных произведениях палеологовского времени, когда апостолы в этой композиции словно «разлетаются» в страхе в разные стороны, лик И. З. часто слегка прикрыт рукой. Такой жест И. З. встречается и в рус. искусстве (напр., икона «Преображение» из Благовещенского собора Московского Кремля нач. XV в., ГММК). В нек-рых рус. памятниках XIV-XVI вв. И. З. изображен плотно закрывающим лицо ладонями, как на новгородской иконе из ц. Успения на Волотовом поле (3-я четв. XV в., НГОМЗ) и на владимирской иконе 2-й пол. XVI в. (ГВСМЗ). На рубеже XVI и XVII вв. апостола снова изображали с открытым ликом, причем около его фигуры появилось надписание «апостол Иаков», как, напр., на иконе Назария Истомина Савина из Чудова мон-ря (1626-1628, ГММК). Еще в искусстве средневизант. времени «Преображение» иногда иллюстрировалось неск. сценами. Так, в пергаменном Евангелии XII в. из афонского мон-ря вмч. Пантелеимона (Ath. Pantel. 2) на 2 миниатюрах представлены Иисус Христос, ведущий апостолов Петра, Иоанна и И. З. на гору Фавор (Fol. 252), и явление Христа на горе (Fol. 252v). Фигуры апостолов имеют в каждой сцене разный масштаб, отличаются также цветом одежд, напр. И. З. облачен в светло-голубой хитон и разбеленно-розовый гиматий, в сцене теофании его хитон голубой, а гиматий - лиловый. С XIV в. получила распространение иконография «Преображение» с фигурами Христа и апостолов, восходящих на гору Фавор и сходящих с нее, как, напр., в росписях ц. Богородицы Перивлепты в Мистре (3-я четв. XIV в.), на храмовой иконе из Спасо-Преображенского собора Переславля-Залесского (нач. XV в., ГТГ), на иконе 2-й четв. XV в. из собрания М. Е. Елизаветина и др. В поздней рус. иконописи помимо восхождения на Фавор встречаются изображения апостолов до момента Преображения (икона сер. XVII в. из собрания К. В. Воронина, см.: Смирнова Э. С. Новооткрытая новгородская икона 2-й четв. XV в. в частном собрании и вопрос о ветхозаветных мотивах в иконографии Преображения // ИХМ. Вып. 10. С. 290-306).

Иконография «Вознесение», сложившаяся в раннехрист. период (Евангелие Раввулы - Laurent. Plut. I.56. Fol. 1r, 586 г.), была востребована в декорации алтарного свода, как в каппадокийских храмах (Токалы-килисе (2) в Гёреме, кон. X в., «Большая голубятня» в Чавушине, между 963 и 969), а также в куполах некоторых купольных базилик и крестово-купольных храмов. Один из ранних сохранившихся памятников - мозаики купола Св. Софии в Фессалонике (ок. 885), где изображение И. З. следует за образами апостолов Филиппа и Симона. Подобная последовательность характерна также для рус. памятников XII в.: фрески Спасо-Преображенского собора Мирожского мон-ря в Пскове (30-40-е гг. XII в.), Георгиевской ц. в Ст. Ладоге (60-70-е гг. XII в.), Спасо-Преображенского собора Евфросиниева мон-ря в Полоцке (60-е гг. XII в.). Мозаичная фигура И. З. находилась в простенке барабана Св. Софии Киевской (40-е гг. XI в., на месте утраченной мозаики в наст. время поздняя масляная живопись).

Как и на большинстве др. праздничных икон, в иконографии «Успение Пресв. Богородицы» апостолы изображались без нимбов и без надписания имен. И. З., как правило, находится в левой группе апостолов, вместе с ап. Петром, исключение составляют композиции т. н. облачного Успения, где летящие на облаках апостолы изображаются с нимбами и надписываются («Успение Пресв. Богородицы» из Десятинного мон-ря в Новгороде, нач. XIII в., ГТГ). С кон. XVI в. подписи имен апостолов встречаются стабильно: 2 иконы из собрания К. В. Воронина, одна - кон. XVI в., где И. З. изображен справа от ложа Богоматери, и др.- посл. трети XVIII в., где И. З. вместе с ап. Петром изображены на переднем плане (см.: Шесть веков рус. иконы: Новые открытия: Выст. из част. собр. к 60-летию ЦМиАР. М., 2007. Кат. 13, 18).

Иногда И. З. в числе 12 апостолов присутствует на иконах «Покров Пресв. Богородицы», как, напр., на иконе из ц. Рождества св. Иоанна Предтечи Дионисиева Глушицкого Сосновецкого мон-ря (1-я четв. XVI в., ВГИАХМЗ).

И. З. изображается в композиции «Сошествие Св. Духа на апостолов», иконография к-рой, по мнению А. Грабара, сложилась в постиконоборческий период в IX в. Наиболее ранние из сохранившихся - миниатюры Кодекса Григория Назианзина 867/86 гг. (Paris. gr. 510. Fol. 301v), Хлудовская Псалтирь (ГИМ. Греч. 129 д. Л. 62, сер. IX в.). Сюжет часто встречается в рукописях, напр. в Гомилиях (Словах) Григория Богослова, 3-я четв. XI в. (ГИМ. Син. Греч. 161. Л. 29 об.), а также в визант. иконописи и в составе монументальной декорации храмов. По мнению прот. Н. Озолина, мозаическое изображение Пятидесятницы IX-X вв. располагалось в вост. куполе юж. галереи собора Св. Софии в К-поле (Озолин Н., прот. Правосл. иконография Пятидесятницы: Об истоках и эволюции визант. извода. М., 2001. С. 155). Купольные композиции «Сошествие Св. Духа на апостолов» сохранились в мозаиках кафоликона мон-ря Осиос Лукас (30-40-е гг. XI в.), собора Сан-Марко в Венеции (XII - нач. ХIII в.). Сюжет присутствует во фресковой росписи трансепта Св. Софии Киевской (40-е гг. XI в.). С XIV в. изображение Пятидесятницы распространилось в иконописи в составе праздничных рядов и в качестве храмовых образов: иконы из праздничного ряда собора Св. Софии в Новгороде (ок. 1341, НГОМЗ) и Благовещенского собора Московского Кремля (ок. 1405, ГММК); храмовая икона из Свято-Духова мон-ря в Новгороде (2-я треть XV в., НГОМЗ), на к-рой сохранились остатки инициалов около нимбов - И. З. изображен в середине правой группы апостолов.

В сценах апостольского служения образ И. З. представлен: на фреске «Проповедь ап. Иакова» из цикла деяний апостолов в Спасо-Преображенском соборе Мирожского мон-ря в Пскове, 30-40-е гг. XII в.; в росписи ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, 1317-1318 - мученичество.

Образ И. З. присутствует в иконографии «Собор 12 апостолов», не получившей широкого распространения, напр. на визант. иконах: из собрания А. Н. Муравьёва, приобретенная в мон-ре Пантократор на Афоне (нач. XIV в., ГМИИ); ок. 1330 г. (см.: Byzantium at Princeton: Byzantine Art and Archeology at Princeton University: Catalogue of an Exhibition at Firestone Library. Princeton, 1986); кон. XV в. (см.: Τσιγαρίδας Ε., Λοβερδού-Τσιγαρίδα Κ. Αρχαιολογικές έρευνες στο Βελβέντο Κοζάνης // Δημοσιέυματα της Εταιρείας Μακεδονικών Σπουδών. Θεσσαλονίκη, 1982. Τ. 22. Εικ. 5a, 6). Изображения апостолов на иконе нач. XIV в. (ГМИИ) идентифицируются по-разному. В надписи упоминаются оба апостола - И. З. и Иаков Алфеев. Буквы «IA» на нимбе изображенного на переднем плане слева апостола, чей лик частично утрачен, являются указанием на старшего Иакова, как и почетное место рядом с первоверховными апостолами. В рус. искусстве самый ранний образ этой иконографии происходит из ц. Двенадцати апостолов на Пропастех в Новгороде (ок. 1432, НГОМЗ), где И. З. изображен слева в верхнем ряду, между апостолами Фомой и Андреем. На храмовой иконе из новгородского Свято-Духова мон-ря (1-я четв. XV в., НГОМЗ) И. З. сидит справа, после апостолов Павла, Иоанна и Матфея.

В кон. XV в. в рус. искусстве получил распространение вариант извода «Собор 12 апостолов» - «Союзом любви связуемы апостолы», литературной основой к-рого послужили тексты службы святым апостолам. В верхней части этой композиции - 3-фигурный Деисус в цветущих ветвях, ниже от древа родословия Спасителя отходят ветви, образующие пространство для полуфигур апостолов. По мнению исследователей, истоки этой иконографии восходят к иконографии «Древо Иессеево». Самый ранний сохранившийся памятник - софийская таблетка «Рождество св. Иоанна Предтечи. Собор апостолов» (кон. XV в., ГТГ), где напротив ап. Андрея изображен И. З. с небольшой бородой, со свитком в руках. Аналогичная композиция известна: на шитой пелене из Воскресенского собора в Волоколамске (1510, ГРМ); в составе годовой Минеи (сер.- 3-я четв. XVI в., Музей икон, Рекклингхаузен); на таблетке (XVI в., ГТГ); в росписи Благовещенского собора Московского Кремля (1547-1551).

В шитье этот сюжет использован для украшения саккоса патриарха Никона 1655 г., на к-ром вышиты в круглых клеймах поколенные фигуры апостолов, число апостолов увеличено; И. З. изображен в молении.

Традиция изображения на епитрахилях апостолов (среди к-рых присутствует И. З.) связана с темой апостольского служения и, вероятно, иконографически восходит - как в греч., так и в рус. практике - к композиции «Собор 12 апостолов»: на епитрахили архиеп. Галактиона кон. XVI в. из Иверского мон-ря, на которой апостолы представлены в рост в обрамлении арок; епитрахиль патриарха Никона 1652-1658 гг., апостолы также изображены в рост (ГММК).

Апостолы Андрей и Иаков Зеведеевы. Фрагмент иконы «Союзом любви связуемы апостолы». Кон. XV в. (НГОМЗ)

Апостолы Андрей и Иаков Зеведеевы. Фрагмент иконы «Союзом любви связуемы апостолы». Кон. XV в. (НГОМЗ)


Апостолы Андрей и Иаков Зеведеевы. Фрагмент иконы «Союзом любви связуемы апостолы». Кон. XV в. (НГОМЗ)

В шитье образы апостолов располагались на каймах плащаниц и пелен. На пелене «Успение Пресв. Богородицы» из Кириллова Белозерского мон-ря (XV в., ГРМ) И. З. помимо средника изображен в медальоне на кайме; на плащанице «Положение во гроб», дар царя Алексея Михайловича Новоспасскому мон-рю (1645-1647, ГММК), полуфигура И. З. изображена за ап. Андреем на нижней кайме, на верхней кайме плащаницы «Положение во гроб» из Чудова мон-ря (1678, ГММК) и на нижней кайме плащаницы «Положение во гроб», вложенной иером. Матфеем в Соловецкий монастырь (1704, ГММК). В ризнице Иверского мон-ря хранятся поручи 1681 г. с изображением Евхаристии и Тайной вечери, на к-рой присутствуют 6 апостолов, среди них - И. З.

Фигура И. З. входит в состав распространившихся на Руси с XVII в. т. н. апостольских чинов, когда в деисусном ряду после 7 традиц. образов помещали иконы 12 апостолов. Образ И. З. мог быть как в левой, так и в правой части ряда; одежды апостола различаются по цвету. Среди известных примеров: деисусный ряд Успенского собора Московского Кремля (1653), икона Тихона Филатьева 1691 г. из деисуса московской ц. Рождества Пресв. Богородицы в Голутвине (ГТГ), икона 1-й четв. XVIII в. из деисусного (апостольского) ряда в Спасо-Преображенской ц. в Кижах; икона кон. XVIII в. из иконостаса церкви дер. Селезениха Новоторжского у. Тверской губ. (см.: Красилин. 1996. С. 90. Ил. 12). В Новое время образы апостолов в иконостасах иногда группировались по неск. фигур, как, напр., на иконах кон. XVII в. «Апостолы Петр, Андрей, Иоанн, Иаков, Варфоломей и Фома» из ц. Покрова в Филях (ЦМиАР) и «Шесть апостолов: Матфей, Иаков, Иоанн Богослов, Фома, Марк, Петр» (кон. XVIII в., Гос. музей Палехского искусства). Встречаются ростовые изображения апостола в молении, возможно входившие в состав деисусных чинов, как на старообрядческой иконе «Апостолы Симон Зилот и Иаков Зеведеев» из собр. А. А. Кирикова (2-я пол. XIX в., см.: Сызранская икона. Самара, 2007. Кат. 57). Аналогичные апостольские чины были известны также в визант. искусстве, напр. апостольский чин с поясными изображениями из ц. свт. Власия в Веррии (1360, Музей визант. искусства, Веррия), и в греч. традиции Нового времени, напр. поясное изображение И. З. на иконе ок. 1700 г. (Музей икон, Рекклингхаузен). В балканском искусстве XVIII-XIX вв. отдельные иконы И. З. не в составе апостольского чина также входят в иконостас, как, напр., икона в иконостасе парекклисиона вмч. Димитрия 1813-1814 гг. в мон-ре Дечаны (см.: Манастир Дечани. Београд, 2005. С. 88).

В XVII в. разрабатывалась иконография апостольских проповедей и страстей, основанная на текстах канонических и апокрифических деяний: иконы «Апостольская проповедь» из ц. прор. Илии в Ярославле (1660-1662, ЯИАМЗ), «Спас Вседержитель, с апостольскими страстями» (1652, ц. Воскресения на Дебре, Кострома; см.: Костромская икона. 2004. Кат. № 77), «Апостольские проповеди и страсти» из Прокопиевского собора в Вел. Устюге (1668, ВУИАХМЗ), псковская икона «Апостольские проповеди и страсти» кон. XVII в. из собрания К. В. Воронина, «Распятие с апостольскими страстями», написанная Фёдором Рожновым по заказу патриарха Адриана для Успенского собора Московского Кремля (1700, ГММК). На этих иконах изображены проповедь Евангелия и усекновение главы И. З. В связи с разработкой апостольской темы в искусстве XVII в. сюжеты апостольских страстей и образы апостолов часто включаются в программы росписей храмов, напр. ц. ап. Иоанна Богослова в Ростове (1683), где И. З. изображен в рост в откосе окна, сюжет «Усекновение главы ап. Иакова» помещен на галерее храма. Композиция «Призвание апостолов Иоанна и Иакова» представлена на юж. стене ц. прор. Илии в Ярославле, а образ И. З.- на сводах этого храма (1680).

В иконописи были распространены изображения 12 апостолов, среди к-рых был И. З., на полях икон с разными сюжетами в среднике: «Спас Вседержитель, с апостолами» (кон. XIV - нач. XV в., ГТГ) - на левом поле полуфигура И. З. со свитком в руке; «Распятие, с апостолами» (XIV в., ГРМ), балканская икона «Деисус с этимасией и святыми на полях» (кон. XIV-XV в., ГТГ) - И. З. в медальоне; «Христос на троне, с апостолами» мастера Лонгина (1590, ризница монастыря Дечаны) - в рост, на поле иконы «Свт. Николай Чудотворец» мастера Алексы Петрова (1294, НГОМЗ). Особо следует отметить икону «Деисус и праздники», являющуюся своеобразным прообразом рус. «апостольских» Деисусов (2-я пол. XI в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) - после 7-фигурного Деисуса следуют попарно 12 апостолов.

Изображение И. З. представлено среди образов апостолов и мучеников на полях иконы «Богоматерь Иерусалимская (Гефсиманская)» (Успенский собор, ГММК, XVIII в.) и ее списках, напр. из собора Рождества Христова в Измайлове (Москва) (Толстая Т. В. Икона «Богоматерь Иерусалимская (Гефсиманская) из Успенского собора Московского Кремля и ее легенда // Визант. мир: Искусство Константинополя и национальные традиции. М., 2005. С. 647-662; Комашко Н. И. Иконы «Богоматерь Иерусалимская (Гефсиманская) письма Кирилла Уланова // Там же. С. 663-668).

И. З. представлен среди избранных святых, как, напр., на 3-створчатом складне с изображениями «Богоматерь Неопалимая Купина» и «Погребение вмц. Екатерины» в среднике и святых на створках (XVI в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) - И. З. с посохом в руке внизу на левой створке (см.: Holy Image, Hallowed Ground: Icons from Sinai / Ed.: R. S. Nelson, K. M. Collins; The J. P. Getty Museum. Los Ang., 2006. Cat. № 58).

В композициях «Страшный Суд» в иконописи и в монументальной живописи И. З. изображается восседающим вместе с др. апостолами по сторонам Христа-Судии. Имена апостолов или начальные буквы имен пишутся на листах раскрытых книг, как на синайской иконе (2-я пол. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае). Часто И. З. бывает представлен рядом с ап. Андреем (фреска Дмитриевского собора во Владимире, кон. XII в.). Жестикуляция И. З. может быть различна: поднятая рука в пророческом, указующем или благословляющем жесте.

В минеях изображения И. З. помещены под 30 апр.: в греко-груз. рукописи (XV в.), на минейных иконах (сер.- 3-я четв. XVI в., Музей икон, Рекклингхаузен; кон. XVI в., КГОИАМЗ) и др.

Чтимая икона И. З. (нач. XX в.?), на к-рой апостол изображен в рост с Евангелием в руках, находится в ц. Казанской иконы Пресв. Богородицы в Казенной слободе в Москве, где освящен придел во имя И. З.

Лит.: Künstle K. Ikonographie der Heiligen. Freiburg i. Br., 1926. S. 316, 326; The Saints: A Concise Biographical Dictionary. N. Y., 1958; Reau. Iconographie. Vol. 3/2. P. 69, 74; LCI. Bd. 7. Sp. 23-39; Byzantium at Princeton: Byzantine Art and Archeology at Princeton University: Catalogue of an Exhibition at Firestone Library. Princeton, 1986; Ендольцева Е. Ю. Становление иконографии св. апостолов Иоанна и Иакова Заведеевых // БТ. 2005. Т. 40. С. 148-165.

Лит.: Антонова, Мнева. Т. 1. Кат. 46. С. 183; Weitzmann K., Chatzidakis M., Miatev K., Radojčic S. A Treasury of Icons 6th to 17th Cent. from the Sinai Peninsula, Greece, Bulgaria and Yugoslavia. N. Y., 1966. N 39. Р. XXVI-XXVII; Θησαυρο τοῦ ῾Αγίου ῎Ορους. Σειρά Α´. Εἰκονογραφημένα Χειρόγραφα / Σ. Πελεκανίδου, Π. Κ. Χρήστου, Χ. Μαυροπούλου-Τσιούμη, Σ. Ν. Καδᾶ. ᾿Αθῆναι, 1975. Τ. 2. Εἰκ. 5, 31, 294, 295. Σ. 28, 46, 170, 171; Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Вел. Новгорода: XV в. М., 1982. С. 32-40, 50-51, 254, 308, 315; Князева Л. П. и др. Иконопись Палеха из собр. Гос. музея Палехского искусства. М., 1994. С. 76, 148. Ил. LXV; Βοκοτόπουλος Π. Λ. ῾Ελληνική Τέχνη: Βυζαντινές Εἰκόνες. ᾿Αθῆναι, 1995. Σ. 44, 46; ГТГ: Кат. собр. М., 1995. Т. 1. Кат. 10; Красилин М. М. Иконопись и декоративно-прикладное искусство // Духовная среда России: Певческие книги и иконы XVII - нач. XX в. М., 1996. С. 90-113; Βλαχοπούλου-Καραμπίνα Ε. ῾Ιερὰ Μονὴ ᾿Ιβὴρων: Χρυσοκέντητα ἄμφια κα πέπλα. ῞Αγιον ῎Ορος. 1998. Σ. 56, 104; Комашко Н. И., Мерзлютина Н. А. Церковь Покрова в Филях. М., 2003. С. 60; Костромская икона XIII-XIX вв. / Авт.-сост.: Н. И. Комашко, С. С. Каткова. М., 2004. Кат. № 27, 77; Маясова Н. А. Древнерус. лицевое шитье. Кат. М., 2004. Кат. 98, 110, 129, 151; Бенчев И. З. Иконы св. покровителей. М., 2007. С. 6-7; Вздорнов Г. И. Иконы-таблетки Вел. Новгорода: Софийские святцы. М., 2007. Табл. XXI; Иконы Вологды XIV-XVI вв. М., 2007. С. 196; Сызранская икона. Самара, 2007. Кат. 57; Иконы Вел. Новгорода XI - нач. XVI в. М., 2008. С. 36; Хауштайн-Берн Е., Бенчев И. З. Музей иконы в Рекклингхаузене. М., 2008. С. 243.

Е. М. Саенкова


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Нужен реферат?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "ИАКОВ ЗЕВЕДЕЕВ" в других словарях:

  • ИАКОВ Зеведеев — (казнен ок. 44) один из двенадцати апостолов, старший брат Иоанна Богослова. Память в Православной церкви 30 апреля (13 мая), 30 июня (13 июля), в Католической 25 июля …   Большой Энциклопедический словарь

  • иаков зеведеев — сущ., кол во синонимов: 1 • апостол (22) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Иаков Зеведеев — В Википедии есть статьи о других людях с именем Иаков (значения). Апостол Иаков Апостол Иаков (неизвестный мастер, 1475 год) …   Википедия

  • Иаков Зеведеев — (?  около 44), один из двенадцати апостолов, брат евангелиста Иоанна Богослова. Казнён. * * * ИАКОВ Зеведеев ИАКОВ Зеведеев (Иаков Заведеев) (казнен ок. 44), один из двенадцати апостолов, старший брат Иоанна Богослова (см. ИОАНН Богослов) .… …   Энциклопедический словарь

  • Иаков Зеведеев —    один из 12 апостолов. Апостол Иаков всегда упоминается вместе со своим братом Иоанном, поэтому отдельные черты его характера неизвестны. По видимому, он был старший из братьев, т.к. при перечислении апостолов всегда упоминается первым. Вместе… …   Православие. Словарь-справочник

  • Иаков Зеведеев —    сын Зеведея и брат апостола Иоанна Богослова. Был свидетелем многих чудесных событий, связанных с Иисусом Христом, в частности событий Преображения на горе Фавор, предсмертной молитвы Господа в Гефсиманском саду и пр. Предан смерти через… …   Православная энциклопедия

  • Иаков (значения) — Иаков: Яков (Иаков)  библейское (еврейское) имя עקוב. Содержание 1 Библия 2 Правители 3 Святые и епископы …   Википедия

  • Иаков (апостол) — Апостол Иаков (неизвестный мастер, 1475 год) Иаков Зеведеев (греч. Ιάκωβος , лат. Iacobus), Иаков Старший  апостол Иисуса Христа, упоминаемый в Новом Завете. Иаков родился в Палестине, был убит в 44 году в Иерусалиме. Старший брат Иоанна… …   Википедия

  • Иаков Заведеев — Апостол Иаков (неизвестный мастер, 1475 год) Иаков Зеведеев (греч. Ιάκωβος , лат. Iacobus), Иаков Старший  апостол Иисуса Христа, упоминаемый в Новом Завете. Иаков родился в Палестине, был убит в 44 году в Иерусалиме. Старший брат Иоанна… …   Википедия

  • Иаков — а) (Быт.25:26 ,34 и др.) патриарх, родоначальник народа Израильского, младший сын Исаака, называемый иначе Израил. Его история излагается в кн. Быт. (25, 27 50). Иаков был сын Исаака и Ревекки и брат Исава. Оба они были близнецы. И настало время… …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»