ИЗРАИЛЕВ

ИЗРАИЛЕВ

Прот. Аристарх Израилев. Фотография. 1892 г.

Прот. Аристарх Израилев. Фотография. 1892 г.


Прот. Аристарх Израилев. Фотография. 1892 г.

[Налётов] Аристарх Александрович (10.04.1817, с. Петровское Романово-Борисоглебского у. Ярославской губ.- 9.07.1901, Ярославль), прот., историк, исследователь церковных колоколов, педагог и акустик-любитель. Род. в семье сельского диак. Александра Осиповича Налётова. В 1826 г. И. переехал в Ярославль, где учился в ДУ и жил в помещении под северной папертью ц. прор. Илии. И. был звонарем на колокольне Ильинской ц. Обладая хорошим голосом и прекрасным муз. слухом, он пел в хоре, учился игре на муз. инструментах (фортепиано, гусли). Уже учась в семинарии, И. заинтересовался вопросами муз. акустики. 25 июля 1840 г. закончил Ярославскую ДС. В июле 1841 г. И. венчался с дочерью сельского священника Александрой Спасской и был рукоположен во диакона Петропавловской ц. в г. Петровске Ростовского у. Летом 1841 г. переведен в Богородице-Рождественский жен. мон-рь (г. Ростов), 10 мая 1842 г. рукоположен во иерея, служил в монастыре до 14 янв. 1886 г. (в 1868-1872 был духовнником этой обители). С 1855 г. занимал должность законоучителя ростовских уч-щ (в жен. Мариинской прогимназии и во 2-м приходском уч-ще; с 1862 - в уездном училище). В 70-80-х гг. в течение 17 лет преподавал пение в Ростовском уездном уч-ще и в Ростовском городском уч-ще. За усердную священническую службу И. получил награды: бронзовый наперсный крест на Владимирской ленте (1858), набедренник от Ярославского архиеп. Нила (Исаковича) (1859), бархатную фиолетовую скуфью от Святейшего Синода (1863), бархатную фиолетовую камилавку (1867), ордена св. Анны 3-й (1876) и 2-й степени (1880) и орден св. Владимира 4-й степени (1892).

В 1869 г., после 28 лет супружества, И. овдовел, оставшись с 4 малолетними детьми (всего у супругов было 8 детей).

В Ростове И. продолжил изучение музыкальной акустики. В 1870 г. он выписал из С.-Петербурга эталонный камертон (принят в России в 1862, спустя 4 года после утверждения Парижской национальной академией). На основе эталонного камертона и с помощью изобретенного им «акустического прибора для определения числа колебаний звучащих тел» (сонометра) И. изготовил десятки камертонов, многие из которых были представлены научному сообществу и широкой публике на выставках в России и за рубежом. В 1872 г. в отделе прикладной физики Московской политехнической выставки И. экспонировал 56 камертонов диапазоном от 435 до 870 колебаний в секунду (от 217,5 до 435 Гц) с разностью колебаний в 7-8 единиц, за что получил Почетный адрес. В 1873 г. И. принял участие в Венской выставке, где представил 13 камертонов, «составляющих уравненную, темперированную хроматическую гамму с октавой основного тона»; за что была присуждена Медаль заслуги (Лествицын. 1875. С. 4). В 1876 г. И. получил медаль и диплом на выставке в Филадельфии (США); в 1879 г.- медаль Парижской национальной академии на выставке в Париже. В 1882 г. на международной выставке в Москве И. стал обладателем серебряной медали за коллекцию камертонов, после чего хранитель Московского политехнического музея член имп. Московского археологического общества А. И. Кельсиев ходатайствовал о представлении изобретений И. крупнейшему физику того времени проф. А. Г. Столетову. 9 окт. 1882 г. И. был избран действительным членом Об-ва любителей естествознания, антропологии и этнографии (билет № 64); описание акустического прибора, изобретенного И., было опубликовано в Журнале физико-химического об-ва, а сам прибор в 1889 г. куплен Столетовым для физического кабинета Московского ун-та.

В 1883 г. Кельсиев предложил И. написать историческую записку о колоколах Ростова, и с этого времени И. приступает к главной работе своей жизни, к монографии «Ростовские колокола и звоны» (СПб., 1884). Книга содержит размеры 13 колоколов Большой звонницы Успенского собора Ростова, а также его ясака (кандии); описание каждого колокола с приведением полной надписи на нем; указаны названия, носимые некоторыми колоколами; определено посредством сонометра число колебаний в секунду, производимое основным тоном каждого колокола; указан тон, к-рому ближе всего соответствует звук каждого колокола; положены на ноты основные праздничные ростовские звоны XVII-XVIII вв. (Ионинский, Акимовский, Егорьевский) и 2 будничных звона; обозначены схемами развеска колоколов и приспособления для указанных звонов; описаны расположение звонарей и техника исполнения каждого звона; «предложен проект исправления ростовских звонов». Рукопись через Кельсиева была передана в С.-Петербург В. В. Стасову, который представил работу И. со своим предуведомлением 11 мая 1884 г. на заседании Об-ва любителей древней письменности и искусства и высоко оценил его в предисловии к 1-му изданию в «Памятниках древней письменности».

И. был представлен обер-прокурору Святейшего Синода К. П. Победоносцеву, а 20 февр. 1884 г. удостоен Высочайшей аудиенции в Аничковом дворце. Он показал имп. чете 4 церковных колокола, пожертвованных им к храму Воскресения Христова (Спаса на Крови) в С.-Петербурге, настроенные в минорный аккорд, коллекцию настроенных часовых колокольчиков, на которых он сыграл гимны: «Боже, царя храни» и «Коль славен…»; 18 камертонов на резонансных ящиках, предназначенных для настройки колоколов, и сонометр - акустический прибор собственного изобретения. По заказу Александра III И. настроил колокола церкви Аничкова дворца (9 колоколов) и Казанского собора в С.-Петербурге (8 колоколов), подтачивая каждый колокол до соответствия основного тона звучанию камертона, о чем делается представление в АН. 14 июля 1884 г. И. был пожалован золотой наперсный крест, украшенный драгоценными камнями.

К осени того же года, по возвращении в Ростов, И. изготовил 13 камертонов, соответствующих основным тонам ростовских колоколов, поместил их на резонансные ящики для усиления звука и 28 окт. 1884 г. 10 камертонов передал в дар Ростовскому музею церковных древностей. Камертоны были выставлены для обозрения в Белой палате Ростовского кремля (хранятся в музее по сей день); И. иногда «давал концерты», исполняя на камертонах праздничные ростовские звоны (напр., 31 мая 1885 г. для митр. Московского и Коломенского Иоанникия).

31 марта 1885 г. И. был возведен в сан протоиерея. 14 янв. следующего года закончилось 45-летнее служение И. в ростовском Рождественском мон-ре (уволен за штат согласно собственному прошению «по трудности находиться в крестных ходах»). Он переехал в Москву, с 30 сент. 1887 по 1892 г. служил в церкви при 1-й московской муж. гимназии. В 1892 г. поселился в Ярославле. И. продолжал заниматься настройкой колоколов для храмов Москвы, С.-Петербурга, Киева, Н. Новгорода, Крыма, Варшавы, Иерусалима и др. Подробное описание его работ по настройке церковных колоколов содержится в брошюре «Ко дню 50-летия служения во священном сане…». Последняя крупная работа И. по настройке колоколов - «устройство гармоничного звона» 14 колоколов для ц. Александра Свирского с. Ваулово Романово-Борисоглебского у. Ярославской губ. летом 1893 г.- описана в местной прессе. 11 нояб. 1886 г. И. был пожалован золотым наперсным крестом, украшенным драгоценными камнями, за настройку 6 колоколов для ц. св. равноап. Марии Магдалины в Гефсимании. Колокола были отлиты на Ярославском заводе Оловянишниковых, на их представлении, состоявшемся 7 нояб. 1886 г. на Красном дворе АХ, присутствовали вел. кн. Сергей Александрович, управляющий Придворной певческой капеллой М. А. Балакирев (в качестве муз. эксперта), конференц-секретарь АХ П. П. Исаев, заводчик И. П. Оловянишников и др. Гармоничный звон колоколов произвел «весьма приятное впечатление».

С 1884 г. И. был членом ЯГУАК, много работал в архивах, публиковался в местной прессе на свои личные средства. В частности, в 1889-1890 гг. И. сделал переложение псалмов и духовных кантов свт. Димитрия Ростовского для 4 голосов, издал их со своим предисловием. В мае 1891 г. это издание было преподнесено вел. кн. Дмитрию Константиновичу, в ответ И. получил теплое благодарственное письмо. Издание духовных кантов свт. Димитрия было одобрено Синодом для внеклассного пения учащихся духовных учебных заведений.

В 1892 г., ко дню 50-летия служения в священном сане, в С.-Петербурге была издана книга, содержащая подробную биографию И., его фотопортрет с именными наградами и перечисление основных трудов по колокольной акустике и церковной музыке.

В 1893 г. И. сочинил, следуя традиции, новый праздничный звон для Большой звонницы Ростова, посвященный 50-летию служения архиеп. Ярославского и Ростовского Ионафана (Руднева). Для нового звона потребовалось дополнительно разместить на звоннице соборный ясак и новый колокол, специально для нового звона отлитый и настроенный И. на ярославском заводе Оловянишниковых (пожертвован для звонницы И.). И. обучил звонарей новому звону и 22 апр. 1894 г. «Ионафановский» звон был впервые исполнен по окончании поздней литургии.

В 1898 г. И. вернулся в Ростов, поселился в семье зятя, свящ. Рождественского мон-ря К. Л. Спасского. Жил на скромную пенсию в 200 р. в год (пенсия была назначена за службу при Ростовском городском уч-ще) в постоянных трудах и молитвах. 20 мая 1901 г. И. переехал к дочери в Ярославль и планировал заняться определением тонов колоколов ц. Николы Надеина, но вскоре скончался. Отпевали И. в его любимой ц. Николы Надеина; службу совершал кафедральный протоиерей с 17 священниками. Поступили соболезнования от царской семьи, мн. иерархов правосл. Церкви, от папы Римского, от ученых и от научных об-в, из мн. стран. В день погребения И. звонили все колокола Ярославля и Ростова. Согласно воле покойного, он был погребен в ростовском Богоявленском Авраамиевом мон-ре, на его могиле был поставлен памятник из белого мрамора с вырезанной сценой моления о чаше и финифтяной вставкой. В наст. время могила И. утеряна. В 2000 г. захоронение условно обозначено с юго-вост. фасада Богоявленского собора на территории восстанавливающегося мон-ря.

И. сделал много для устроения на Руси «колокольного звона благозвучного, на основе требований гармонии», он первым показал рус. мастерам-литейщикам способ создания колокола как муз. инструмента (т. н. гармонически подобранные колокола) и предложил исполнять на церковных колоколах мелодические звоны («Боже, царя храни», «Коль славен наш Господь в Сионе» и «Вечная память») - нововведения, не имевшие примера в рус. церковной практике. Деятельность И. в этом направлении всегда оценивалась неоднозначно. Музыканты и исследователи западноевроп. ориентации либо люди, далекие от традиций русского церковного искусства, приветствовали достижения «гармонического звона»: напр., Стасов характеризовал деятельность И. как «блестящую» (см. изд.: Израилев А. Ростовские колокола и звоны. СПб., 1884. С. VI). Однако знаток древнерус. муз. искусства С. Г. Рыбаков не считал верным путь настраивания колоколов для церковного звона «на немецкий образец» в простых мажорных и минорных трезвучиях, полагая, что характеру рус. звона «весьма подходит кажущаяся ненастроенность колоколов» (цит. по изд.: Музыка колоколов: Сб. исслед. и мат-лов. СПб., 1999. Вып. 2. С. 179). Рус. философ В. Н. Ильин в ст. «Эстетический и богословско-литургический смысл колокольного звона», писал, что всерьез исполняемая на колоколах мелодия «производит впечатление чего-то крайне неуместного, мертвого, фальшивого, искусственного и надуманного» (Путь. П., 1931. № 26. С. 115). Важное замечание о подточке колоколов сделал Н. И. Оловянишников: «Хотя таким способом возможно исправить ошибку главного тона [колокола], но при этом невозможно исправить добавочные тона [обертоны]» (Оловянишников. 2003. С. 406). Ни один из «гармонически подобранных» наборов колоколов, выполненных И., не сохранился, споры по поводу пути «гармонизации» церковного звона продолжаются до наст. времени. Труд И. «Ростовские колокола и звоны» - первое в России акустическое и музыкально-историческое исследование колоколов.

Соч.: О колоколах // Новое время: Газ. СПб., 1881. № 2051. С. 2; Должен ли колокольный звон быть благозвучным? Должны ли колокола быть в согласии между собою? // Ярославские ЕВ. 1882. № 2. Ч. неофиц. С. 12-13; Акустический прибор для точного определения числа колебаний звучащих тел // Журнал Рус. физико-химического об-ва. Ч. физич. 1884. Т. 16. Отд. 1. Вып. 2. С. 1-7; Музыкально-акустические работы А. А. Израилева // Тр. отд. физич. наук Об-ва любителей естествознания. М., 1884. Т. 2. Вып. 2. С. 58-72. Табл. I-V. (Изв. Имп. об-ва любителей естествознания, антропологии и этнографии; Т. 41, вып. 2); [Речь, сказанная в публичном заседании в Белой палате Ростовского кремля по случаю освящения книгохранилища] // Ярославские ГВ. 1884. № 94. С. 5; Ростовские колокола и звоны: Чт. в ОЛДП 11 мая 1884 г. / Предисл.: В. В. Стасов. СПб., 1884. (ПДП; 51); то же // Музыка колоколов: Сб. исслед и мат-лов. СПб., 1999. Вып. 2. С. 152-175; Начало возобновления Ростовского Кремля: История десяти камертонов, пожертвованных в возобновленную Белую палату и подробное описание их // Ярославские ГВ. 1885. № 42. С. 3; № 43. С. 3; Речь, сказанная... при первом служении в домовой ц. Московской 1-й гимназии. М., 1887; Речь, сказанная... при посл. его служении в ц. Ростовского, Ярославской губ., Рождественского жен. мон-ря. М., 1887; Древний исторический колокол в Москве // ПрибЦВед. 1889. № 34. С. 1020-1021; Описание Казанского Головинского общежит. жен. мон-ря, находящегося в Московском уезде. М., 1889; Псалмы и духовные канты свт. Димитрия, митр. Ростовского, на 4 голоса. М., 1891; Поучение, сказанное... в Казанском Головинском жен. мон-ре, находящемся в Моск. уезде, при отпевании тела моск. купца Н. И. Сидорова, к-рым основан и устроен этот мон-рь. М., 1892; Ионафановский музыкально-правильный звон на колокольне Ростовского Успенского собора // Ярославские ЕВ. 1894. № 22. Ч. неофиц. Стб. 345-350; Усыпальница при ярославской градской Ильинской каменной ц., построенной в 1647 г. Ярославль, 1894; Чудотворная Печерская икона Божией Матери, в Ярославском Спасо-Преображенском мон-ре, ныне Архиерейском доме. М., 1896. Ярославль, 19012; Замечательный большой (в 2 тыс. пудов весу) колокол на колокольне Ростовского Успенского собора в г. Ростове Ярославской губ. // Ярославские ЕВ. 1899. Ч. неофиц. № 15/16. С. 251-253; Ростовский Ярославской губ. Рождественский 3-кл. жен. мон-рь. СПб., 1899; Протоиерей Аристарх Израилев (1817-1901): Тр., публ., исслед. М., 2001;

Изд.: Димитрий Ростовский, свт. Псалмы или духовные канты. М., 1889.

Лит.: Лествицын В. И. О камертонах свящ. Израилева // Моск. ведомости. 1875. 26 июля. С. 4; Настроенные колокола [свящ. А. Израилева] // Ярославские ЕВ. 1883. № 13. Ч. неофиц. С. 103-104; Кельсиев А. Музыкальный колокольный звон и труды свящ. Израилева // Вологодские ЕВ. 1884. № 12. Ч. неофиц. С. 251-257; то же // Звонница: Альм. Школы звонарей Минского ЕУ. Минск, 2001. Вып. 4. С. 23-25; Гармонически настроенные колокола // Ярославские ЕВ. 1886. № 48. Ч. неофиц. С. 771-772; Отец прот. А. А. Израилев // Звезда. 1886. № 31. С. 774-775; Протоиерей А. А. Израилев // Рус. паломник. 1887. № 17 (26. IV). С. 207-208; Прот. А. А. Израилев: (Ко дню 50-летия служения в священном сане): 1841 - 18 июля 1891. СПб., 1891, 18922; Гармонически настроенные колокола в с. Ваулове Романовского у. Ярославской губ. // Ярославские ЕВ. 1893. № 35. Ч. неофиц. С. 559; Музыкально настроенный колокольный звон // Там же. № 38. Ч. офиц. С. 302-304; то же // ПрибЦВед. 1893. № 34. С. 1245; № 40. С. 1457; Сооружение и освящение в 1892 и 1893 гг. 14 колоколов, музыкально настроенных прот. А. А. Израилевым на звоннице при ц. во имя прп. Александра Свирского в усадьбе В. П. Мордвинова, с. Ваулове Романов-Борисоглебского у. Ярославской губ. СПб., 1893; Ионафановский муз. звон на колокольне ростовского Успенского собора // ПрибЦВед. 1894. № 29. С. 994; Рыбаков С. Г. Церковный звон в России. СПб., 1896; то же // Благовест. 1896. Февр./март (прил. к «Рус. беседе»); Колокола и колокольный звон // Петербургский листок. 1897. № 103; Преображенский Г. К воспоминаниям об о. прот. А. А. Израилеве // Ярославские ЕВ. 1902. Ч. неофиц. № 27. С. 414-420; № 28. С. 431-436; № 29. С. 446-454; то же // Звонница. 2001. Вып. 4. С. 58-78; Оловянишников Н. И. История колоколов и колокололитейное искусство. М., 19122, 20034; Стасов В. В. Предисловие к соч. свящ. А. Израилева «Ростовские колокола и звоны» // Он же. Статьи о музыке: В 5 вып. М., 1977. Вып. 3. С. 198-200, 331; Бутир Л. М. Сборник кантов А. Израилева и нек-рые вопросы изучения рус. кантовой культуры // Невские хоровые ассамблеи: Мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. «Прошлое и настоящее рус. хоровой культуры». М., 1984. С. 18-121; он же. Авторский рукописный сб. кантов XVIII в. // Исслед. памятников письменной культуры в собраниях и архивах отдела рукописей и редких книг / ГПБ. Л., 1985. С. 34-45; Колокольные звоны России / Сост.: В. С. Мартышин. М., 1990. С. 10-75; Плешанов Е. В. А. А. Израилев // Соборная звонница Ростова Великого. Ростов, 1993. С. 72-80. (СРМ; 4); он же. Аристарх Израилев и его камертоны // Звонница. 2001. Вып. 4. С. 54-57; Старостенков С. А., Локотникова И. Г. Колокола церкви Аничкова дворца // Аничков дворец - памятник рос. истории: Мат-лы конф. СПб., 1997. С. 20-25; то же // Звонница. 2001. Вып. 4. С. 28-37; Рыбаков С. Г. А. А. Израилев: (фрагмент из кн. «Церковный звон в России» (СПб., 1896)) // Музыка колоколов: Сб. исслед. и мат-лов. СПб., 1999. С. 176-180.

Н. С. Каровская


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "ИЗРАИЛЕВ" в других словарях:

  • Израилев — Израилев  русская и еврейская фамилия. Израилев, Аристарх Александрович (1817 1901)  колокольных дел мастер. Израилев, Исаак Моисеевич (1927 2005)  российский физик. Израилев, Михаил Маркович (род. 1913)  советский… …   Википедия

  • Израилев — ИГУДИН ИДЕЛЕВ ИДЕЛЕВИЧ ИЕГУДИН ИЗРАИЛЕВ ИЗРАИЛЕВИЧ ИОЗЕФОВИЧ ИОНТОВ ИОСЕЛЕВ ИОСЕЛОВИЧ ИОФФА ИОФФЕ ИССЕРЛИН ИССЕРЛИС ИШТОВ Еврейские фамилии, восходящие к прозвищам древнееврейского происхождения или именам. Иштов добрый человек , сложное… …   Русские фамилии

  • Израилев А. А. —         (наст. фам. Налётов) Аристарх Александрович (10 (22) IV 1817, с. Петровское Романо Борисоглебского у. Ярославской губ. 1898 (по др. данным, 1901), Москва) рус. муз. акустик. В 1840 окончил Ярославскую духовную семинарию. С 1842 был… …   Музыкальная энциклопедия

  • Израилев А. — Аристарх Александрович Израилев (1817 1901)  протоиерей города Ростова. Самоучкой изучил музыкальную акустику с целью настройки церковных колоколов и выверки камертонов. Собственноручно изготовил несколько коллекций тщательно выверенных… …   Википедия

  • Израилев А. А. — Аристарх Александрович Израилев (1817 1901)  протоиерей города Ростова. Самоучкой изучил музыкальную акустику с целью настройки церковных колоколов и выверки камертонов. Собственноручно изготовил несколько коллекций тщательно выверенных… …   Википедия

  • Израилев Аристарх Александрович — Израилев (Аристарх Александрович) протоиерей г. Ростова (1817 1901). Самоучкой изучил музыкальную акустику, с целью настраивать церковные колокола и выверять камертоны: собственноручно изготовил несколько коллекций тщательно выверенных камертонов …   Биографический словарь

  • ИЗРАИЛЕВ Михаил Маркович — (Настоящее имя и отчество Моисей Менделевич.) (р. 24.07.1913, Киев), режиссер. Заслуженный деятель искусств Молдавской ССР (1969). В 1938 окончил режиссерский факультет Киевского театрального института им. И.К.Карпенко Карого. В 1930 1934… …   Энциклопедия кино

  • Израилев, Михаил Маркович — Михаил Израилев Имя при рождении: Моисей Менделевич Израилев Дата рождения: 24 июля 1913(1913 07 24 …   Википедия

  • Израилев, Исаак Моисеевич — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Израилев Ис …   Википедия

  • Израилев, Аристарх Александрович — протоиерей города Ростова (1817 1901). Самоучкой изучил музыкальную акустику, с целью настраивать церковные колокола и выверять камертоны; собственноручно изготовил несколько коллекций тщательно выверенных камертонов, устроил своеобразный прибор… …   Большая биографическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»