ИИУЙ

ИИУЙ

Царь Ииуй приносит дань ассир. царю Салманасару III. Рельеф «Черного обелиска». Ок. 841 г. до Р. Х. (Британский музей, Лондон)

Царь Ииуй приносит дань ассир. царю Салманасару III. Рельеф «Черного обелиска». Ок. 841 г. до Р. Х. (Британский музей, Лондон)


Царь Ииуй приносит дань ассир. царю Салманасару III. Рельеф «Черного обелиска». Ок. 841 г. до Р. Х. (Британский музей, Лондон)

[евр.  ,  - «Он есть Господь»; греч. ᾿Ιοῦ], 10-й израильский царь, пришедший к власти в ходе вооруженного восстания ок. 841-814 гг. до Р. Х. Он стал основателем одной из 2 могущественных династий Северного царства, к-рая правила в Израиле почти 100 лет (841-747 - 4 Цар 10. 30; 15. 12). История И. содержится в 4 Цар 9-10, кратко пересказана в Книге Паралипоменон (2 Пар 22. 7-9; ср.: 2 Пар 22. 7 и 4 Цар 9. 21; 2 Пар 22. 8 и 4 Цар 10. 12-14). Происхождение И. неизвестно: в большинстве стихов он именуется сыном Намессии (3 Цар 19. 16; 4 Цар 9. 20; 2 Пар 22. 7), но в 4 Цар 9. 2, 14 назван сыном иудейского царя Иосафата, сына Намессии. Возможно, Намессия был родоначальником династии, к к-рой принадлежал И., и обращение к нему позволяло избежать сопоставления с Южным царством (Thiel. P. 670). Во времена правления царя Ахава И. обладал высоким положением при царском дворе (4 Цар 9. 25); при сыне Ахава царе Иораме И. служил начальником войска, располагавшегося лагерем в Рамофе Галаадском в Сев. Заиорданье для противостояния арамеям. Восстание И. было поддержано войском, при затянувшемся конфликте с арамеями военные нуждалась в более успешном, нежели Иорам, лидере. Ученик прор. Елисея тайно помазал И. на царство и повелел именем Господа истребить дом Ахава (4 Цар 8. 27; 9. 1-13; ср.: 1 Цар 9. 16; 16. 1-13). И. был торжественно провозглашен царем израильским войском (4 Цар 9. 13). В бою с арамеями Иорам был ранен и вынужден был вернуться во 2-ю царскую резиденцию в Изреель (4 Цар 8. 28-29; 9. 14-15). И. вероломно убил Иорама (4 Цар 9. 23-26), жестоко расправился с его матерью Иезавелью. Иудейский царь Охозия, находившийся при дворе Иорама, бежал (4 Цар 8. 29; 9. 16), но был смертельно ранен воинами И. и умер в Мегиддо (4 Цар 9. 27-28). И. казнил 42 представителей царского дома Охозии при Беф-Екеде (4 Цар 10. 12-14), нанеся тем самым серьезный удар по династии Давида; в результате на престол Иудеи взошла царица Гофолия из династии Амврия (4 Цар 11. 1-3). И. послал в столицу Самарию к старейшинам города письмо, в к-ром предложил возвести на престол одного из сыновей Иорама, к-рый смог бы защитить их от внешних врагов (4 Цар 10. 1-3). Старейшины, понимая нестабильность своего положения, поспешили выказать повиновение И. (4 Цар 10. 4-5), тогда И. потребовал в знак их преданности доставить головы царских сыновей в Изреель (4 Цар 10. 6-8).

Восстание И. поддержали представители неимущих слоев населения, недовольные бедственным положением из-за экономической политики царей из дома Амврия. По дороге в столицу к И. примкнул Ионадав, предводитель рехавитов - обособленной и малоимущей социальной группы в древнем Израиле, сумевшей избежать чуждых религиозных влияний. Ионадав помог И. в истреблении потомков Ахава (4 Цар 10. 17) и устранении культа Ваала (4 Цар 10. 22-27). Поддержка рехавитов укрепила позицию И., который чтил традиции истинного богопочитания в Израиле (4 Цар 10. 15-16). Взойдя на престол, И. казнил оставшихся членов дома Ахава, подобно узурпаторам трона в Северном царстве (2 Цар 15. 29; 16. 11). Кровавая расправа И. свидетельствует о том, что он рассматривал членов иудейской и израильской царских семей как возможных претендентов на трон династии Амврия.

Став царем, И. боролся с финик. культом, проявив себя ревностным последователем веры в Господа и противником религиозного синкретизма. Он казнил всех пророков Ваала, собрав их в святилище в Самарии, разрушил храм Ваала и устроил там отхожее место (4 Цар 10. 18-27). Но И. не упразднил золотых тельцов, установленных Иеровоамом I в Вефиле и Дане, почитание к-рых осуждалось пророками Илией и Елисеем. Вероятно, поддержкой этих местных святилищ И. стремился воспрепятствовать посещению народом Иерусалима как религ. центра (ср.: 3 Цар 12. 26), по этому поводу в Свящ. Писании было сказано, что «Ииуй не старался ходить в законе Господа, Бога Израилева, от всего сердца» (4 Цар 10. 31).

Уничтожение дома Амврия привело к ослаблению связей Израиля с Иудеей и Финикийским царством, это подтолкнуло арам. царство Дамаск усилить давление на Северное царство. Опасаясь вторжения арам. царя Азаила, И. обратился за помощью к Ассирии. В анналах ассир. царя Салманасара III упоминается о дани, заплаченной И., который именуется «сыном Амврия» (Iaúa mar Humri - ANET. P. 280). Эта ошибка не столько показатель неосведомленности ассирийцев относительно смены династии в Израиле, сколько подтверждение международного значения династии Амврия. В 841 г. до Р. Х. Салманасар выступил против Азаила и осадил его в Дамаске; затем направился на юг к Харрану, разрушая по пути арам. города. В месте Ваал-Рош (на финик. побережье) он собрал дань у И. и правителей Тира и Сидона. Сцена уплаты дани Салманасару представлена на рельефе, именуемом «Черный обелиск», где И. изображен простертым ниц перед ассир. царем. Ассирийская кампания 841-838 гг. до Р. Х. против Азаила не позволила арамеям воспользоваться внутренним беспорядком, охватившим Израильское царство после переворота И. В последующие годы, когда Ассирийская империя пришла в упадок, Азаил вторгся в Северное царство и завладел израильской частью Заиорданья вплоть до Арнона (4 Цар 10. 32-33). Время правления И. и его сына Иохаза стало периодом господства арамеев над Израилем.

Поступки И. в исторических книгах ВЗ получили положительную трактовку, поскольку рассматривались в контексте беспощадной борьбы пророков Илии и Елисея против финик. культов Ваала и Астарты ради утверждения почитания истинного Бога (3 Цар 19. 15-18). За успешное искоренение культа Ваала И. и его династии было предсказано длительное правление (4 Цар 10. 30). Однако в последующей пророческой традиции поступки И. осуждаются: устроенная И. кровавая резня в Изрееле, согласно прор. Осии, стала виной всего народа и одной из причин падения Северного царства (Ос 1. 4).

Лит.: Bright J. A. History of Israel. L., 1960. P. 231-236; Thiel W. Jehu // ABD. Vol. 3. P. 670-673; Bustanay O. Jehu // EJud. Vol. 11. P. 113-114.

Э. П. С.


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "ИИУЙ" в других словарях:

  • Ииуй — см. Иегу (2,3) …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • Ииуй — (Господь есть Он) имя двух лиц, упоминаемых в свящ. Писании: а) (4Цар.9:2 ) сын Иосафата, внук Намессиев, царь Израильский, десятый в ряду их, и родоначальник пятой династии. Ииуй был назначен Господом на г.Хорив в цари над Израилем, и его… …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • Ииуй — – царь израильский, сын Иосафата, сына Намессиина, царствовал с 881 853 г.; погребен в Самарии. Ииуй занимал видное место при дворе Ахава. После произнесенного приговора на Ахава, пророк Илия по повелению Господа должен был помазать его в… …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • Ииуй — Военачальник израильского царя Иорама, впоследствии царь Израиля (841 814 гг. до н.э.). Помазав Ииуя на царство, пророк Елисей приказал ему уничтожить потомков царя Ахава и царицы Иезавели в наказание за нечестие последних. Ииуй поступил так, как …   Подробный словарь библейских имен

  • Ииуй — Ии’уй а) (3Цар.19:16 ,17; 4Цар.9:2 ,5,11,13,14 22,24,25,27,30,31,34; 4Цар.10:1 ,5,11,13, 4Цар.18,20,21,23 25,28 31,34 36; 4Цар.15:12 ; 2Пар.22:8 ,9; Ос.1:4 ) сын (потомок) Намессия (Иосафата, сына Намессия), военачальник во дни Иорама, царя… …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • Ииуй — Иегу יְהוּא 10 й царь Израильского царства 842 или 887 год до н. э.   814 или 859 год до н. э. Предшественник …   Википедия

  • Ииуй — Ии’уй а) (3Цар.19:16 ,17; 4Цар.9:2 ,5,11,13,14 22,24,25,27,30,31,34; 4Цар.10:1 ,5,11,13, ·4Цар.18,20,21,23 25,28 31,34 36; 4Цар.15:12 ; 2Пар.22:8 ,9; Ос.1:4 ) сын (потомок) Намессия (Иосафата, сына Намессия), военачальник во дни Иорама, царя… …   Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

  • Ииуй Иеху — Военачальник израильского царя Иорама, впоследствии царь Израиля (841 814 гг. до н.э.). Помазав Ииуя на царство, пророк Елисей приказал ему уничтожить потомков царя Ахава и царицы Иезавели в наказание за нечестие последних. Ииуй поступил так, как …   Подробный словарь библейских имен

  • Ииуй — или Иегу 1) царь израильский. Он служил в войске Ахава, отличаясь храбростью и особенно лихим наездничеством. Когда нечестие преемников Ахава достигло высшей степени и угрожало религиозным и гражданским интересам народа, пророк Елисей велел… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Ииуй — царь Израиля: 4Цар 9:6 по повелению Елисея тайно помазан на царство: 3Цар 19:16 помазан служителем Елисея: 4Цар 9:1 13 призван истребить дом Ахава: 4Цар 9:6 10 убил Иорама и Охозию: 4Цар 9:14–29; 2Пар 22:7 9 убил Иезавель: 4Цар 9:30 37 убил… …   Библия: Тематический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»