ИННОКЕНТЬЕВЦЫ

ИННОКЕНТЬЕВЦЫ

псевдоправосл. секта хлыстовского толка, возникшая в нач. XX в. В 1906 г. в г. Балта (ныне Одесская обл., Украина) была основана муж. община. В 1908 г. по решению Синода состоялось офиц. открытие Покровского муж. мон-ря. В мае того же года в мон-рь с приходского кладбища были перенесены мощи о. Феодосия (Левицкого). Еще до перенесения мощей возникли слухи, что появился новый святой, по молитвам к-рого можно получить исцеление от болезней. На поклонение мощам стало приходить множество крестьян из Херсонской, Бессарабской и др. близлежащих губ. Это было связано с проповедями, к-рые произносил у гробницы иером. Иннокентий (в миру Иван Васильевич Левизор, 1875-1917). Он род. в с. Косоуцы Сорокского у. Бессарабской губ. (ныне Косэуць Сорокского р-на Республики Молдова), в 1895 г. поступил в Добрушский во имя святителя Николая Чудотворца монастырь, откуда был исключен за «недостойное поведение по отношению к особам женского пола». Какое-то время подвизался в др. мон-рях Российской империи, в т. ч. и в С.-Петербурге, но затем вернулся на родину. Поступив в Покровский мон-рь, принял постриг с именем Иннокентий, 15 авг. 1908 г. был посвящен во диакона, а вскоре и во иерея. Он приобрел большую популярность среди паломников проповедями на молдав. языке, в к-рых обличал грехи мира и призывал покаяться перед приближающимся концом света. Если вначале Иннокентий представлялся как посредник между мирянами и о. Феодосием, молитв к-рого он просил для больных и нуждающихся, то позднее стал именовать себя посланником Христа, исцеляющим от болезней и изгоняющим бесов, Илией, Енохом, воплотившимся Св. Духом (т. к. в него вошел голубь). Серафим (Чичагов), архиеп. Кишинёвский и Хотинский, озабоченный этими событиями, вызвал комиссию из Синода, прибывшую в мон-рь 22 мая 1909 г. Комиссия приняла решение почитать Феодосия (Левицкого) как местночтимого святого, а Иннокентия перевести под строгий контроль в Каменец-Подольский. Решение вступило в силу в 1910 г., после того как Иннокентий обратился к народу, называя себя последним Судией мира, т. е. Иисусом Христом. В февр. 1912 г. его с запрещением в священнослужении отправили в Олонецкую губ., в Муромский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь. Его приверженцы стали называть Иннокентия апокалиптической «Омегой» (Откр 1. 8), поскольку с буквы О начинались названия Онежского оз. и губернии, куда он был сослан.

К этому времени секта расширилась: Иннокентия поддерживали иером. Феодосий из Цыганештского скита Оргеевского у. Бессарабской губ. и его ученики иеромонахи Герасим и Геннадий из Архиерейского сада (близ Кишинёва). За сектой закрепилось название «иннокентьевцы» (прежде - «Балтское движение»). Среди сектантов преобладали молдаване, считавшие Иннокентия «святым человеком», проповедующим на их родном языке. Иннокентий учил, что Бог - это грозный и беспощадный Судия, наказывающий людей курящих, пьющих, мало молящихся, не жертвующих на обители. Из-за грехов людских в их животы вселялся диавол: нек-рые люди начинали икать, с другими случались судороги с потерей сознания и т. п. Освобождение от диавола возможно только при отказе от порочных пристрастий, при усиленных молитвах, после отчитки, паломничеств по мон-рям и пожертвований. Для изгнания беса Иннокентий требовал совершать крестное знамение «медленно, нанося твердые удары по телу», прежде всего в подложечную область (с его т. зр., главное место пребывания диавола), и особым образом: «3 перста должны были быть прочно прижаты друг к другу, чтобы бес не мог проскочить между ними». Волосы на головах у женщин остригались и выбрасывались как нечистые, выросшие новые освящались Иннокентием и назывались «иннокентьевскими». Последователи Иннокентия отвергали медицину, поскольку считали, что врачи не от Бога, «ибо как врач может даровать жизнь больным, если сам смертен?» (Гума В., прот. 1913. № 34. С. 1309). Единственными лечебными средствами, к-рые благословил к употреблению Иннокентий, были елей, воск и вода. Поэтому обычно И. выбирали колодец или копали новый, освящали его, ставили над ним крест, окрашенный в белый цвет, и не разрешали использовать эту воду ни в каких др. целях, кроме питья. И. отказывались от собственности, называли друг друга братьями и сестрами, целовали при встрече в плечо и дули в лицо «для изгнания злого духа». На подаренных Иннокентию 3 братьями Мордари, названными И. «Троицей», 50 дес. земли в с. Липецком Ананьевского у. Херсонской губ. (ныне Котовский р-н Одесской обл.) был устроен подземный мон-рь И., рассчитанный на неск. тыс. чел., который получил название «Новый Иерусалим» или «Гефсиманский» («Райский сад»).

Из Муромского мон-ря, где Иннокентий находился в окружении своих сторонников - «апостолов и мироносиц», он хотел уйти при помощи оставшихся на свободе единомышленников. Он посылал им, в т. ч. матери Софии и брату Семену, письма с просьбами вызволить его из плена. В дек. 1912 г. ок. 2 тыс. чел., нек-рые с малолетними детьми, отправились выручать «своего святого». В дороге люди, особенно дети, гибли от холода, голода и болезней; вспыхнула эпидемия тифа. «Апостолы» продолжали собирать взносы для освобождения Иннокентия. Только в один день ему «было вручено 2300 руб., преподнесена чаша за 1032 руб. и облачение за 1100 руб.» (Шилинцев Н. М. Правда о секте Иннокентьевцев. Кишинев, 1980. С. 16). Прибывшие в обитель И. 5 февр. 1913 г. заставили игум. Меркурия освободить Иннокентия и разграбили монастырские кладовые. Затем И. двинулись к Каргополю, где Иннокентий был арестован за сопротивление властям. При аресте у Иннокентия был отобран его живописный портрет, на к-ром он изображен с царской державой в одной руке и с крестом в другой. 8 февр. 1913 г. Иннокентия отправили в тюрьму г. Петрозаводска, а его сторонников - на родину специальным поездом, в дороге было организовано горячее питание, в поезде имелся санитарный вагон. «В дороге они соблюдали строгий пост без рыбы, в скоромные дни совсем не употребляли мяса, медицинской помощи избегали. Все они верили только Иннокентию, «который единственно правдивый проповедник, бесстрашный молитвенник, выше всех священников и архиереев, какого не было и не будет во всем мире, всеведущий пророк, знающий кончину мира»» (Гума В., прот. 1913. № 34. С. 1299). В кон. февр. И. были доставлены к месту жительства. В Кишинёв прибыло 308 чел.; после беседы с ними архиеп. Серафим (Чичагов) настойчиво рекомендовал в приходах с молдав. населением совершать богослужения и проповедовать на молдав. языке, «считая при этом, что не язык стал катализатором движения, а сложная совокупность факторов, в том числе мистицизм, слабость местного духовенства, сильное влияние монашества». В отношении определения движения мнения разделялись между близостью к «хлыстовству и разновидностью древней ереси Монтана» (Громиков И., свящ. Балтское движение и иннокентьевцы // Кишинёвские ЕВ. 1913. № 34. С. 1328).

30 июня 1913 г. в храме петрозаводской тюрьмы Иннокентий принес покаяние в «диавольском прельщении ума, в установлении самочинных постов, в запрещении есть мясо, и особенно свинину, в суеверии о служении 40 панихид в храмах на сборные с мира деньги по душам мертворожденных младенцев, что могло заменить им крещение, в наставлениях женщинам стричь волосы, в преувеличении роли своих видений, что порождало легенды у последователей». Особо он сокрушался «по поводу своих действий по изгнанию бесов и лечения бесноватых, приведших к окружению штатом молодых мироносиц и поклонниц, проявлявших нередко буйство и одержимость». Заключение в тюрьму расценил «как заслуженную кару, призывал последователей не собирать деньги на помощь ему и строительство подземного монастыря». 23 авг. того же года дело иером. Иннокентия и его последователей рассматривалось Синодом, 15 февр. 1914 г. было принято решение запретить его в служении и отправить в Соловецкий монастырь. В дек. 1917 г. Иннокентий вернулся в с. Липецкое, где продолжали жить в подземном мон-ре его сторонники. За это время подземелье было значительно расширено: И. построили 3 церкви (большая - мужская, другие поменьше - женские), молельню для Иннокентия, 88 келий. Они обустроили территорию с воротами на восток и прудом с Силоамской купелью, посадили цветы и фруктовые деревья. Иннокентий вновь начал проповедовать о конце света и призывать уйти под землю. Дальнейшие сведения о его жизни и смерти достаточно противоречивы. Известно, что он был зарезан (отравлен) в 1917 г. (по др. источникам, в 1919) и тайно похоронен. Среди И., однако, распространился слух о его вознесении. В 1921 г. на месте «Райского сада» была создана коммуна «От тьмы к свету», в к-рую вошли мн. И. Движение продолжало существовать гл. обр. в юж. и центральной частях правобережной Молдавии, находившейся под властью Румынии. По селам Бессарабии ходили «татуни» и «мамуни» («святые отцы» и «матери божии»), устраивали подземные жилища и моленные. В 1921 г. в с. Алчедар на собрании членов секты руководителями были признаны 3 брата Куляки: Иван - «татуня Иоанн», Александр - «Михаил архангел», 3-й - «Георгий Победоносец», разделившие территорию Бессарабии на сферы деятельности. После вхождения этой части Молдавии в СССР И. отказывались вступать в колхозы, сдавать зерно. В 1945-1946 гг. в Бельцах (ныне Бэлць) сложилась община с монархической направленностью; ее члены утверждали, что среди них есть спасшиеся царевич Алексей и вел. кнж. Анастасия. И. как обвиняемые проходили по нескольким судебным процессам, вызванным заявлениями о замуровывании в пещерах живых людей. В 1949 г. из Молдавии были выселены «участники нелегальных сект и их семьи», в основном иеговисты и И.

В 1991 г. И. зарегистрировали общину в Одесской обл., в 2003 г. она была снята с регистрации, однако в 2007 г. снова зарегистрирована. В том же году И. поставили у входа в бывш. подземный монастырь часовню, вырыли колодец и начали раскопки. На территории Молдавии общинам И. в регистрации было отказано. Интерес к И. проявляют и адепты Богородичного центра, которые собрали материалы и опубликовали жизнеописание Иннокентия и 20 его писем.

Лит.: Яковенко В. С. Психическая эпидемия на религиозной почве в Ананьевском и Тираспольском у. Херсонской губ. // Современная психиатрия. М., 1911. Март. С. 191-198. Апр. С. 221-244; Коцовский А. Д. О так называемом «Балтском движении» в Бессарабии // Тр. Бессарабского об-ва естествоиспытателей и любителей естествознания, 1911/1912 гг. Кишинев, 1912. Т. 3. С. 147-180; он же. О нервно-психической эпидемии в Бессарабии («Балтский психоз»). Кишинев, 1913; Гума В., прот. Лжепророк Иннокентий, последствия его разврата и уловленные из любостязания // Кишинёвские ЕВ. 1913. № 34. С. 1295-1324; Громиков И., свящ. Балтское движение и иннокентьевцы // Там же. С. 1324-1329; он же. Чистосердечное покаяние и клятвенное обещание иеромонаха Балтско-Муромского мон-ря Иннокентия // Там же. № 39. С. 1484-1494; Сов. Молдавия. 1957. 3 июля; Иоанн (Береславский), архиеп. Апостол огненного христианства. М., 2004.

Е. А. Агеева


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "ИННОКЕНТЬЕВЦЫ" в других словарях:

  • иннокентьевцы — иннокентьевцы, православная секта хлыстовского типа. Основана в 1908 иеромонахом Балтского монастыря Иннокентием, объявившим себя живым воплощением Святого Духа. В вероучении секты наибольшую роль играли эсхатологические мотивы, особенно… …   Энциклопедия «Народы и религии мира»

  • иннокентьевцы — иннок ентьевцы, ев, ед. ч. вец, вца, твор. п. вцем (секта) …   Русский орфографический словарь

  • Liste von russischen Glaubensgemeinschaften außerhalb der Russisch-Orthodoxen Kirche — Dies ist eine Liste von russischen Glaubensgemeinschaften außerhalb der Russisch Orthodoxen Kirche, das heißt von christlichen Glaubensgemeinschaften in Russland, die außerhalb offizieller kirchlicher Strukturen existieren, oder, falls… …   Deutsch Wikipedia

  • Forced settlements in the Soviet Union — took several forms. Though the most notorious was the Gulag labor camp system of penal labor, resettling of entire categories of population was another method of political repression. At the same time, involuntary settlement played a role in the… …   Wikipedia

  • Операция «Север» — Свидетели Иеговы Исследователи Библии Список известных свидетелей Иеговы История СССР и Россия • Нацистская Германия Издательская деятельность Священное Писание Перевод нового мира Перевод Библии архимандрита Макария …   Википедия

  • Innozentisten — Die Innozentisten bzw. (nach dem Russischen) Innokentewzy (russisch Иннокентьевцы, wiss. Transliteration Innokent evcy; rumän. Inochentiștii; engl. auch Innokentevtsy, Innocentist Movement oder Innocentists) sind eine ursprünglich russische… …   Deutsch Wikipedia

  • Север (операция) — У этого термина существуют и другие значения, см. Север (значения) …   Википедия

  • БРЕЖНЕВ Леонид Ильич — Леонид Ильич (6.12.1906, с. Каменское Екатеринославской губ. (ныне г. Днепродзержинск Днепропетровской обл., Украина) 10.11.1982, Москва), советский гос. и политический деятель; с 14 окт. 1964 г. до конца жизни занимал высший в СССР политический… …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»