- В
3-я буква всех алфавитов, основанных на кириллице. Рус. совр. название буквы - «вэ», церковнослав.- « », к-рое представляет собой контаминацию близких форм аористов 3 л. ед. ч. глаголов - и - , имеющих одинаковое значение - «знать». Первоначальное название буквы восстанавливается как « », к-рое можно рассматривать не только как форму аориста 3 л. ед. ч. глагола , но и как форму наст. времени 1 л. ед. ч., вариант к . Церковнослав. название буквы имеет глубокие ассоциативные связи. Согласно последним исследованиям, реконструируется индо-евр. слово * [h] со значением «состояние возбуждения, вдохновения, связанное с процессом поэтического творчества». К этому корню восходят древнеинд. - (вдохновитель), лат. (прорицатель, пророк, поэт), гот. (одержимый), древнеисл. d (одержимый, поэзия) и Odinn (бог Один), древнеангл. Wôden и древневосточнонем. Wuotan (Вотан - древнегерм. бог поэтического вдохновения) и др. Сюда же относятся праслав. * , древнерус. (вития, оратор), , (совет) и глагол .
Названия 3 первых букв кириллицы образуют синтагму « ()», к-рая в зависимости от интерпретации формы () может быть переведена: «[Некий] Азъ буквы познал» или: «Я буквы знаю». В древнейших слав. азбучных акростихах «» начинает слова: «видимым» (Азбучная молитва свт. Константина, еп. Преславского), «виж(д)у» («Аз есмь всему миру свет»), «вертеп» (рождественские азбучные стихиры), «Вифлеем» (Богоявленские азбучные стихиры), «вы» («вас, братие» - заупокойные азбучные стихиры).
В рус. и церковнослав. языках «В» обозначает звуки [в] и [в']: воля, ; вечер, После букв, обозначающих согласные звуки, парные по твердости-мягкости, «В» обозначает твердость этих звуков: звук, В рус. языке в позиции перед буквами, обозначающими глухие согласные звуки, и на конце слова «В» обозначает звуки [ф] и [ф']: завтра, любовь.
Начертание в кириллице восходит к унциальному варианту греч. буквы β (бета), к-рая по рисунку и названию представляет собой видоизменение финик. знака «бет» («дом») . В классическом греч. письме «бета» обозначала звук [б], к-рый к V в. изменился в звук [в], вслед. чего буква получила название «вита». Форма буквы в церковнослав. письменности претерпевала изменения: в почерках XIII в. возникают новые типы - с узкой или сокращенной впадиной между петлями ; в древнейшем рус. полууставе кон. XIV в. приобретает форму ступенчатую, а также с заходящими друг за друга петлями ; со 2-й четв. XV в. наряду со старыми начертаниями появляются четырехугольное - и округлое - . Начертание печатной кириллической буквы до XVIII в. воспроизводило рукописный полуустав. Совр. вариант начертания оформился на основе нового московского письма (канцелярского курсива) кон. XVII - нач. XVIII в. и ренессансного шрифта «антиква» и вошел в широкий обиход в нач. XVIII в. после петровской реформы алфавита.
В глаголице, согласно наиболее распространенной т. зр., начертание буквы представляет собой петлеобразную трансформацию греч. буквы «бета» в ее минускульном варианте (u). Однако нек-рые исследователи объясняют форму глаголической буквы стилизацией буквы лат. алфавита v.
В глаголице имеет числовое значение 3, соответствующее месту буквы по отношению к началу алфавита. В кириллице же, где числа передавались теми же буквами, что и в греч. письменности, имеет числовое значение 2. В церковнослав. языке в числовом значении употребляется с дополнительными знаками - титлом ( - 2) и обозначениями цифровых разрядов (_ - 2000, - 20 000 и т. д.). В рус. языке при классификационных обозначениях «В» имеет значение «третий», напр.: пункт «в» параграфа десятого.
В церковнослав. тайнописи, в системе простой литореи («тарабарская азбука»), основанной на взаимозамене согласных букв, одинаково отстоящих от начала и конца алфавита, передается через .
Лит.: Шицгал А. Г. Графическая основа рус. гражданского шрифта. М.; Л., 1947. С. 46-48; Селищев А. М. Старославянский язык. М., 1951. Ч. 1. С. 39, 47, 53; Истрин В. А. 1100 лет славянской азбуки. М., 1963. С. 67-68, 87, 170-173; он же. Возникновение и развитие письма. М., 1965. С. 291, 297, 333-335, 419-421, 434, 492-496; Степанов Ю. С. Константы: Словарь рус. культуры: Опыт исслед. М., 1997. С. 419, 423; Щепкин В. Н. Рус. палеография. М., 1999п. С. 126-131, 142, 160.
Е. А. Кузьминова
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.