- АНАНУРИ
[груз. ანანური], средневек. крепость и город в 66 км от Тбилиси по Военно-Грузинской дороге, в ущелье р. Арагви (в наст. время село Душетского р-на Грузии); в XVII в., в период высшего расцвета, один из важных пунктов Арагвского эриставства; в XVIII в. центр ремесел и торговли, резиденция и место погребения местных правителей. А. как фортификационное сооружение сохраняла свое значение и после упразднения эриставства в 1743 г., когда она перешла в ведение сыновей Ираклия II, вплоть до XIX в. Опись 70-х гг. XVIII в. отмечает, что в городе проживали грузины и армяне, численностью в 100 «дымо́в».
Ананури. Общий вид крепости XVI-XIX вв.
Ананури. Общий вид крепости XVI-XIX вв.Верхняя крепость (XVII в., надстройки XVIII в.) расположена на правом берегу р. Арагви. Высокая ограждающая стена снабжена 5 башнями, главная из к-рых - «Упорная» (შეუპოვარი, Шеуповари) имела 7 уровней. Нижняя крепость построена в XVIII в. Древнейшими постройками А. считаются относимые к XVI в. четырехугольная в плане, отдельно стоящая «хевсурская» башня в верхней крепости и примыкающая с востока к крепостным стенам однонефная ц. Целительница (მკურნალი, мкурнали) с надстроенной в 1689 г. колокольней. Церкви во имя Спасителя и в честь Успения Богородицы расположены по продольной оси внутри крепостной ограды. Ц. во имя Спасителя (ღვთაება, гвтаеба) - небольшая крестово-купольная постройка с 2 зап. дополнительными столпами и пристройкой с юж. стороны. Груз. надпись на мхедрули, покрывающая 3 фасада каменного балдахина, воздвигнутого внутри церкви над могилой арагвского эристава Эдишера, сообщает дату ее создания - 1674 г.
Декор южной стены ц. Успения Богоматери в Ананури. 1688 г.
Декор южной стены ц. Успения Богоматери в Ананури. 1688 г.Главное здание комплекса - богато декорированный крестово-купольный храм в честь Успения Богородицы (ღვთისმშობელი, Гвтисмшобели) с 2 зап. подкупольными столбами. В пространной надписи 1689 г. на юж. фасаде, выполненной груз. письмом мхедрули, сказано: «Приложил руку к построению могилы своей в этом Ананури, церкви Богородицы, сын арагвского эристава, мдиванбег Бардзим... и поставил меня, бокаултухуцеса Каихосро Багсарашвили, саркаром (строительства.- В. С.) сего монастыря». Метки каменотесов, сделанные 7 груз. буквами (22 раза) и 3 арм. буквосочетаниями (3 раза), свидетельствуют о том, что здесь трудились груз. и арм. мастера; в основании орнаментального креста на юж. фасаде арм. буквами указано имя Григорий в дательном падеже; на вост. фасаде храма имеется дата, в арм. летосчислении соответствующая 1688 г. Стены храма, облицованные желтым известняком, богато декорированы. Выразительная пластика резных рельефов (изображения креста, архангелов, растительные и тератологические орнаментальные композиции и др.) ставит его в ряд лучших образцов позднесредневек. искусства на территории Грузии. Роспись сохранилась фрагментарно: изображения 13 сир. святых отцов на столпах и сцена из «Страшного Суда» на юж. стене. Иконостас храма (рубеж XVIII-XIX вв.) исполнил Николай Абхази, придворный живописец груз. царя Ираклия II.
Лит.: Северов Н. П. Памятники грузинского зодчества. М., 1947; ზაჟარაია პ. ანანურის ხუროთმომღვრული ანსამბლი. თბილისი, 1955; Долидзе В., Шмерлинг Р. Военно-грузинская дорога. Тбилиси, 1956; Амиранашвили Ш. История грузинского искусства. М., 1963. С. 359; Беридзе В. В. Грузинская архитектура с древнейших времен до начала XX века. Тбилиси, 1967. С. 22, 61-62. Рис. 39. Табл. 154-156; Мурадян П. М. Армянская эпиграфика Грузии: Картли и Кахети. Ереван, 1985. С. 144-152. Табл. XI; ბერიმე ვ. XVII-XVIII საუკუნეების ჟართული საეკლესიო ხუროთმომღვრება. თბილისი, 1994. C. 52-68; Джанберидзе Н., Цицишвили И. Архитектурные памятники Грузии. М., 1996. С. 339-347.
В . С . , Э . П . И .
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.