- АНГЕЛУС СИЛЕЗИУС
[лат. Аngelus Silesius; мирское имя - Иоганн Шеффлер, нем. Scheffler] (25.12.1624, Бреслау (совр. Вроцлав), Силезия - 9.07.1677, там же), свящ., нем. поэт-мистик, деятель Контрреформации. Род. в лютеран. семье. Учился медицине и философии в Страсбурге, Лейдене и Падуе. В 1649 г. стал придворным врачом герц. Виттенбергского и Эльского Сильвия Нимрода. Под влиянием изученных им трудов отцов Церкви («Ареопагитики», блж. Августин и др.) и католич. мистиков в 1653 г., после конфликта с протестант. цензором, перешел в католичество, получив при конфирмации имя Ангелус. В 1654-1663 гг. врач при имп. дворе в Вене. В 1661 г. вступил в орден францисканцев и был рукоположен во священника. В 1666 г. гофмаршал при архиепископе Силезском в Бреслау. С 1667 г. занимался только писательским трудом. А. С. вел активную богословскую полемику с протестантами; 39 из 55 его полемических трактатов изданы в сб. «Учение о Церкви» (Ecclesiologia. 1677). На богословские воззрения А. С. повлияли сочинения И. Экхарта, Я. ван Рейсбрука, И. Таулера, В. Вайгеля (1533-1588), а также Я. Бёме через А. Франкенберга (1593-1652) и Кв. Кульмана. Книга А. С. «Святая страсть души, или Духовные пасторали влюбленной в своего Иисуса Психеи» (Heilige Seelenlust, oder Geistliche Hirtenlieder der in ihren Jesum verliebten Psyche. 1657; 16682) была задумана как сборник положенных на музыку (гл. обр. придворного силезского композитора Георга Йозефа) католич. духовных песен в противовес популярным протестант. гимнам. Впосл. многие из песен А. С. вошли в различные Гимнарии обеих конфессий, но уже, как правило, с др. мелодиями. Наибольшую известность получил сб. А. С. «Остроумные речения и вирши» (Geistreiche Sinn- und Schlussreime. 1657), во 2-м, расширенном, издании названный «Херувимский странник» (Der Cherubinische Wandersmann. 1675; 16763). Это мифопоэтическое произведение, завершающее средневек. традицию богословской мистики, оказало влияние на деятелей пиетизма (Г. Арнольд, Г. Терстеген), гернгутеров (Н. Л. Цинцендорф), нем. романтиков (Ф. Шлегель, Ф. Рюккерт, А. Шопенгауэр), а также на творчество Р. М. Рильке («Часослов»).
Соч.: Sämtliche poetische Werke und eine Auswahl aus seinen Streitschriften: mit einem Lebensbilde / Hrsg. v. G. Ellinger. B., [1923]; Cherubinischer Wandersmann / Kritische Ausgabe v. L. Gnädinger. Stuttg., 1984; Херувимский странник / Пер., вступ. ст. и примеч. Н. О. Гучинской. СПб., 1999.
Лит.: Schrader W. Angelus Silesius und seine Mystik: Ein Beitr. z. Literaturgeschichte des 17. Jh. Halle, 1853; Ellinger G. Angelus Silesius: Ein Lebensbild. Breslau, 1927; Plard H. La Mystique d'Angelus Silesius. P., 1943; Dürig W. Angelus Silesius als Kontroverstheologer und Seelsorger. Breslau, 1944; idem. Zur Frömmigkeit des Angelus Silesius in Amt und Sendung. Frankfurt, 1950; Godecker M. H. Angelus Silesius' personality through his Ecclesiologia. N. Y., 1970; Marshall T. M. // NGDMM. Vol. 1. P. 424-425.
А. Ю. Серёгина, С. И. Никитин
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.