- АРКУДИЙ
[лат. Arcudius, Arcudi, греч. ̓Αρκούδης] Петр (ок. 1563, о-в Корфу - 1633, Рим), униат, богослов, участник унийного Брестского Собора 1596 г. (см. Брестские Соборы). В 1578 г. поступил в греч. коллегию св. Афанасия в Риме, основанную годом раньше, во время учебы был рукоположен во священника, в 1591 г. первым из выпускников коллегии получил ученую степень д-ра. В том же году папа Григорий XIV по просьбе католич. Луцкого еп. Бернарда Мацеёвского, одного из главных организаторов Брестской унии, направил А. в Луцк, где тот совершал богослужения по визант. обряду, для того чтобы убедить православных, что соединение Церквей не нанесет ущерба их вере. Тогда же состоялась встреча А. с правосл. епископами Луцким Кириллом (Терлецким) и Владимиро-Волынским Ипатием (Потеем). Весной 1594 г. А. вернулся в Рим, собираясь затем проповедовать унию на греч. островах, но остался в Риме, в 1593-1596 гг. был священником коллегии св. Афанасия.
В 1595 г. Кирилл (Терлецкий) и Ипатий (Потей) привезли в Рим послание западнорус. епископов папе Клименту VIII, подписанное кроме них Киевским митр. Михаилом (Рогозой) и др. епископами, в к-ром содержалось согласие на заключение унии между Западнорусской митрополией и католич. Церковью. После издания 21 янв. 1596 г. постановления папы о присоединении Западнорусской митрополии к Римско-католической Церкви А. вместе с Ипатием (Потеем) и Кириллом (Терлецким) вернулся в Речь Посполиту. Там А. преподавал в школе в Бресте, к-рая стала первым униатским уч-щем в Зап. Руси, участвовал в деятельности по распространению унии среди духовенства и паствы Владимиро-Волынской епархии, а также в подготовке и проведении унийного Брестского Собора. События 1596 г. были подробно описаны А. в донесениях генералу ордена иезуитов К. Аквавиве. В 1597 г. А. был переводчиком на процессе экзарха К-польского Патриарха Никифора. С помощью Ипатия (Потея) А. основал в 1601 г. семинарию в Вильне, издавал книги в защиту унии, в частности помогал Потею в написании кн. «Антиррисис» (̓Αντίρρησις), изд. в 1589-1600 гг. на лат., рус. и польск. языках.
В 1600-1601 гг. А. был одним из членов посольства, направленного в Москву для переговоров о продлении перемирия между Россией и Речью Посполитой. Польско-литов. послы представили проект более тесного союза между 2 гос-вами, предполагавшего возможность унии Церквей, для чего в состав посольства было включено неск. духовных лиц, в т. ч. А.
В окт. 1603 г. А. приехал в Рим, чтобы добиться от папы поддержки Виленской семинарии, и уехал в Речь Посполиту лишь в нач. 1605 г. В 1613 г., после смерти Ипатия (Потея), А. окончательно вернулся в Рим. Был цензором, в качестве богослова принимал участие в заседаниях конгрегации Propaganda fide, основанной в 1622 г. (см. Римская курия). Похоронен в Риме в храме св. Афанасия при греч. коллегии, туда же передана его б-ка.
Самым значительным сочинением А., над к-рым он трудился более 20 лет, является «Libri VII de concordia Ecclesiae Occidentalis et Orientalis in septem sacramentorum administratione» (Семь книг о согласии Восточной и Западной Церквей в совершении семи таинств). А. также издал ряд греч. и лат. трактатов, где обосновывал католич. догмат об исхождении Св. Духа, писал трактаты о чистилище, перевел с греч. на лат. язык Минологий Василия II и написал похвалу папе Григорию XIII. Утраченными считаются соч. «Historia de Ruthenorum cum Romana Sede unione» (История об унии русских с Римским престолом) и «Summa doctrinae christianae» (Сумма христианского вероучения).
Соч. и изд.: Bessarionis cardinalis opusculum de processione Spiritus Sancti. Cracoviae, 1602; Johannis Becci inscriptiones in sententias sanctorum Patrum, quas de processione Spiritus Sancti collegit. Cracoviae, 1603; Libri VII de concordia Ecclesiae Occidentalis et Orientalis in septem sacramentorum administratione. P., 1619; Opuscola aurea theologica circa processionem Spiritus Sancti. R., 1630; Utrum detur purgatorium et an illud sit per ignem. R., 1630; De purgatorio igne adversus Barlaam. R., 1637; Menologium Graecorum jussu Basilii conscriptum // Ughelli F. Italia sacra. Vol. 4. R., 1659. Col. 1049-1230; Responsio ad librum Gabrielis Severi Philadelphensis de Sacramentis (не издано); Responsio ad Catumsyritum (не издано).
Лит.: Legrand. Bibl. hell. XVIIe s. T. 3. P. 209-232; Студинський К. Хто був автором «Антiррезiса» з. р. 1599 // ЗНТШ. 1900. Т. 35. С. 1-20; Petit L. Arcudius // DTC. T. 1. Col. 1771-1773; Richard P. Arcudius // DHGE. T. 3. Col. 1592-1593; Hoffman G. Arcudius // LTK. Bd. 1. Sp. 828; Mykoliw G. Opera unionistica Petri Arcudii. R., 1961; idem. Petrus Arcudius - auctor «Antirrhesis» // Analecta Ordini S. Basilii Magni. 1963. Vol. 4. P. 79-94; idem. Arcudio // Dizionario biografico degli italiani. R., 1962. Vol. 4. P. 15-17; Knös. L'histoire. P. 322; Πατρινέλης Χ. ̓Αρκούδιος Πέτρος // ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 164-165; Pidrutchnyj P. B. Pietro Arcudio - promotore dell' unione // Analecta Ordini S. Basilii Magni. 1973. Ser. II. Sect. II. N 8. P. 254-277; Il Collegio greco a Roma / A cura di A. Fyrigos. R., 1984. P. 313-314; Podskalsky. Griechische Theologie. S. 156-160; Макарий. История РЦ. Кн. 6. С. 171-173.
И. В. Т.
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.