- БАРЛУЦЦИ
Церковь Преображения Господня на горе Фавор. 1919–1924 гг.
Церковь Преображения Господня на горе Фавор. 1919–1924 гг.[итал. Barluzzi] Антонио (25.09.1884, Рим - 14.12.1960, там же), церковный архит., чьи постройки в Св. земле заметно повлияли на ее облик в XX в. Род. в семье, традиционно связанной с Ватиканом: отец и дед по отцу служили хранителями дипломатической переписки папской канцелярии, дед по матери был архитектором, назначенным следить за состоянием собора св. Петра. В 1907 г. Б. окончил Инженерно-строительную школу ун-та в Риме, в 1912 г. отправился в Иерусалим помогать старшему брату Джулио Б., руководившему строительством госпитального комплекса Итальянского миссионерского об-ва. В 1913 г. глава ордена францисканцев в Палестине (кустод Св. земли) пригласил Б. в качестве архитектора. По заказу францисканцев Б. осуществил многолетнюю программу церковного строительства. Задачей Б. был отказ от типовой архитектуры и поиск оптимального соответствия архитектурного образа евангельскому событию, связанному с тем св. местом, на к-ром созидался храм.Церковь на горе Блаженств. 1937–1938 гг.
Церковь на горе Блаженств. 1937–1938 гг.Храм Преображения Господня (1919-1924) на горе Фавор по замыслу архитектора воплощает идею Фаворского света. Базилика романо-сир. стиля построена из светлого камня, алтарь имеет 2 уровня. Верхний ярус украшен золотой мозаикой Преображения (худож. Р. Виллани). В нижнем ярусе через специальное застекленное отверстие видно «место Преображения» - часть скалы, где стоял Спаситель. Идейным и композиционным центром базилики Гефсиманской молитвы (1919-1924) является Камень Моления о Чаше, окруженный решеткой в форме тернового венца. Витражи создают в храме фиолетовый сумрак, соответствующий атмосфере ночной молитвы. Свод имеет 12 куполов (по числу апостолов). Храм называют также «Церковью всех наций», т. к. 16 католич. стран принимали участие в его украшении (мозаики Д'Акьярди, М. Барберини и Дж. Бергеллини). Фрагменты мозаичного пола визант. базилики IV в. сохраняются под стеклянными крышками. Капелла Бичевания (1928-1929) на Via Dolorosa представляет собой однонефную церковь с куполом, украшенным огромным терновым венцом. В витражных окнах, через к-рые струится багряный свет, помещены композиции: бичевание Иисуса, умывающий руки Пилат и освобождение Вараввы.Часовня «Dominus Flevit» (Господь плачет). 1954–1955 гг.
Часовня «Dominus Flevit» (Господь плачет). 1954–1955 гг.Октагональная планировка храма на месте Нагорной проповеди (1937-1938) на горе Блаженств соответствует 8 заповедям блаженств (Мф 5. 3-10), лат. текст каждой из них вписан в алавастровом окне одной из сторон восьмерика. Внутренний декор заменяет система окон с панорамой Галилеи и Геннисаретского оз. Храм Посещения Марии (Magnificat, 1938-1940, 1947-1955) в Айн-Кареме воплощает встречу Богородицы и Елисаветы как символическую встречу Ветхого и Нового Заветов (Предтечи и Христа). Небольшая квадратная Нижняя ц. с криптой (пещерным жилищем Захарии и Елисаветы) и св. источником пристроена к скале. Верхняя ц., светлая и высокая однонефная базилика, украшена фресками К. Вагарини в стиле Джотто. Ц. св. Лазаря (1952-1953) в Вифании не имеет окон, единственным источником света является большое застекленное круговое отверстие в куполе. Из-за необычного освещения храм производит впечатление мавзолея, надгробного сооружения. Храм Gloria in Excelsis Deo (Слава в вышних Богу, 1954) на поле Пастырей в Бейт-Сахуре, где в ночь Рождества Христова пастухи слышали ангельское благовестие, стилизован под бедуинский шатер. Часовня Dominus Flevit (Господь плачет, 1954-1955) на Елеонской горе, сооруженная на месте плача Христа о буд. судьбах Иерусалима (Лк 13. 34-35), увенчана кровлей в форме слезы. Алтарь обращен к западу, так что из окна открывается панорама всего Иерусалима.Б. осуществил реконструкцию католич. придела на Голгофе в храме Гроба Господня (1933 и 1937), мон-рей вмц. Екатерины (1948-1949) в Вифлееме и Входа Господня в Иерусалим (1950) в Виффагии; реставрацию и перестройку часовни Осуждения над Лифостротоном (1927-1929), Дома Вероники (1927-1929) на Крестном пути, кармелитского мон-ря Stella Maris (Морская Звезда, 1930) на горе Кармил. В 1944-1954 гг. Б. работал над грандиозным проектом новой базилики Благовещения в Назарете, но францисканцы предпочли модернистский проект Дж. Муцио.
Среди менее известных построек - Б. храм и приют Доброго Пастыря в Иерихоне (1924-1925), резиденция Папского легата в Тегеране (1925), госпитали в Аммане (1926-1928) и Эль-Караке (1931-1933) в Иордании, приходская однонефная церковь в Хайфе (проект 1950, сооружение 1959-1961) и др.
Ист.: Barluzzi A. Il nuovo santuario della Visitazione in Ain Karim // La Terra Santa. 1947. T. 22. P. 107-111; idem. Restauro del chiostro di Betlemme // Ibid. 1949. T. 24. P. 26-27; idem. Il portale della chiesa di Betlemme // Ibid. 1952. T. 27. P. 70-75; idem. Note archeologiche sul restauro del chiostro di Betlemme // Bagatti B. Gli antichi edifici sacri di Betlemme. Gerusalemme, 1952 (SBF. Coll. maior; T. 9). P. 187-199; Marangoni L., Barluzzi A. Relazione del progetto di costruzione di una nuova basilica del S. Sepolcro // Il Santo Sepolcro di Gerusalemme. Bergamo, 1949. P. 133-145;
Лит.: Gori P. Antonio Barluzzi (1884-1960) // La Terra Santa. 1961. T. 37 (2). P. 36-39; Pavan Taddei M. C. Barluzzi // Dizionario biografico degli Italiani. R., 1964. T. 6. P. 409-410; Madden D. M. Monuments to Glory: The Story of Antonio Barluzzi, Architect of the Holy Land. N. Y.; L., 1964; Лисовой Н. Н. Храмы Святой Земли: архитектура францисканцев // Моск. строительство. 1998. № 38, 42, 44-46; он же. Приди и виждь: свидетельства Бога на Земле. М., 2000. С. 40, 82-84, 103, 122, 127, 131-137, 165.
Н. Н. Лисовой, О. В. Лосева
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.