БАРМА


БАРМА

Зодчий, построивший собор Покрова на Рву (св. Василия Блаженного) в Москве. Его имя стало известно по Пискарёвскому летописцу (редакция 1556) и «Сказанию о святей чудотворней великорецкой иконе святаго чюдотворца Николы...» (кон. XVII - нач. XVIII в.). Пискарёвский летописец сообщает имя только одного зодчего: «А мастер был Барма с товарищи» (ПСРЛ. М., 1978. Т. 34. С. 189). Данное известие содержится в той части Пискарёвского летописца, к-рая возводится исследователями к неизвестному протографу 1612/13 г. (Солодкин Я. Г. История позднего русского летописания. М., 1997. С. 61).

Более подробное известие с указанием имен 2 мастеров содержится в «Сказании», опубликованном впервые о. Иоанном Кузнецовым в 1896 г. по рукописи сборника кон. XVII - нач. XVIII в.: «И потом дарова ему Бог дву мастеров руских по реклу Посника и Барму...» (РГБ. Собр. Н. П. Румянцева. Ф. 256. Ед. хр. 364. Л. 267-297; цит. по: Кузнецов. С. 24).

Считалось, что сведения из Пискарёвского летописца по времени создания предшествуют тому, о чем сообщается в «Сказании». В 1987 г. Е. И. Серебрякова (Доклад на Забелинских научных чтениях. ГИМ. 1987) установила, что «Сказание» является отрывком из 3-й редакции Жития митр. Ионы, к-рая появляется в рукописных сборниках 80-90-х гг. XVI в., т. е. раньше формирования протографа 1612/13 г., к-рый вошел в состав Пискарёвского летописного сборника. Характер сообщений Пискарёвского летописца позволяет допустить, что его источниками могли быть агиографические произведения, в т. ч. и Житие митр. Ионы. Т. о., наиболее раннее известие о Б. и Поснике также не имеет четко выраженного летописного происхождения.

Открытие имен царских мастеров дало возможность историкам архитектуры приписывать им мн. сооружения эпохи царствования Ивана IV Грозного (ц. Усекновения Главы св. Иоанна Предтечи в Дьякове, ц. Космы и Дамиана в Муроме и др.). Еще в нач. ХХ в. И. Е. Забелин идентифицировал Посника с псковским церковным и городовым мастером Посником Яковлевым, отправленным по указу царя Иоанна Грозного строить Казанскую крепость,- так сформировалась версия об их псковском происхождении. Однако неясно, как мог Посник Яковлев, к-рому было предписано в кон. 1554 г. отправиться в Казань, весной 1555 г. закладывать каменный собор в Москве. М. К. Каргер считал, что в 1556 г. Посник уехал в Казань, а строительство собора завершил Б. Упоминание в Пискарёвском летописце только Б. позволило и В. Л. Снегирёву считать его «ведущим строителем собора», а Посника Яковлева - «главным соработником», возможно начавшим работу в Москве, а затем уехавшим в Казань или, наоборот, приехавшим в Москву после начала строительства Казанской крепости.

Отсутствие дополнительных сведений о Б. поставило под сомнение его историческое существование. По мнению Н. Ф. Калинина, в «Сказании» («по реклу Посника и Барму») речь идет о псковском мастере Поснике Яковлеве, называемом Посник Барма. Текстологические аргументы Калинина были отвергнуты Серебряковой, а затем А. Л. Баталовым (Доклад на Лазаревских чтениях. МГУ. 2000), показавшими, что выражение «по реклу» встречается лишь во фрагменте жития из сборника Румянцевского музея и не повторяется ни в списках Жития митр. Ионы кон. XVI в., ни в списках сер. XVII в.: «И потом дарова Бог дву мастеров руских Посника и Барму...» (Житие митрополита Ионы по рукописному сборнику 1596 г. из собрания Ф. Ф. Мазурина // РГАДА. Ф. 196. Оп. 1. Ед. хр. 521. Л. 302об.). В то же время исследования деятельности псковской артели в Казани и Свияжске в 50-60-х гг. XVI в. исключили возможность идентификации псковича Посника Яковлева с московским Посником (Вл. В. Седов. С. 198-199).

В наст. время можно достаточно точно датировать появление известия о Б. временем создания 3-й редакции Жития митр. Ионы - не ранее 1560-1563 гг. (когда была создана 2-я редакция Жития митр. Ионы, вошедшая в Степенную книгу) и не позже 80-х гг. XVI в. (когда появились первые списки 3-й редакции). Откуда составитель жития заимствовал их имена, установить не удается. Характер сообщений о строительстве собора говорит о знакомстве составителя жития с «Летописцем начала царства» по Патриаршему списку. Но в последнем отсутствуют упоминания о мастерах. Сведения о существовании в 60-70-х гг. XVI в. т. н. частных летописцев делают проблему происхождения известия о мастерах еще более запутанной и малоразрешимой.

Арх.: РГАДА. Ф. 196. Оп. 1. Ед. хр. 521. Л. 302об.

Ист.: Кузнецов И. О построении московского Покровского (Василия Блаженного) собора: Новые летописные данные // ЧОИДР. 1896. Кн. 1. С. 19-20; он же. Еще новые данные о построении московского Покровского (Василия Блаженного) собора // Там же. Кн. 2. С. 23-27.

Лит.: Забелин И. Е. История города Москвы. М., 1905. Ч. 1. С. 157; Романов К. К. Псков, Новгород и Москва в их культурно-художественных взаимоотношениях // Изв. РАИМК. 1925. Т. 4. С. 240-244; Воронин Н. Н. К истории русского зодчества XVI в. // Сб. по делам аспирантов ГАИМК. Л., 1929; Снегирев В. Л. Памятник архитектуры храм Василия Блаженного. М., 1953; Калинин Н. Ф. Посник Барма - строитель собора Василия Блаженного в Москве и Казанского собора // Сов. Арх. 1957. № 3. С. 261-262; Седов В. В. Псковская архитектура XVI в. М., 1996; Баталов А. Л. О ранней истории собора Покрова на Рву и обретении «лишнего» престола // Сакральная топография средневекового города. М., 1998. С. 51-63.

А. Л. Баталов


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Синонимы:

Смотреть что такое "БАРМА" в других словарях:

  • БАРМА — БАРМА, барама, брама жен., ·стар. более употр. бармы мн. оплечья, ожерелье на торжественной одежде со священными изображениями; их носили духовные сановники и наши государи. Риза белая, бармы золотые. Не переиначено ли из обрамья, от рамо, плечо? …   Толковый словарь Даля

  • БАРМА — БАРМА, барама, брама жен., ·стар. более употр. бармы мн. оплечья, ожерелье на торжественной одежде со священными изображениями; их носили духовные сановники и наши государи. Риза белая, бармы золотые. Не переиначено ли из обрамья, от рамо, плечо? …   Толковый словарь Даля

  • бармақ — батты. Кейбір әйел адамдардың бетіндегі бармақ басындай шыңқыр. Сол жақ бетінде «б а р м а қ б а т т ы с ы» бар (Ғ. Мүсірепов, Ұлпан, 83) …   Қазақ тілінің түсіндірме сөздігі

  • БАРМА — Барма, строитель храма Василия Блаженного в Москве. XVI в. Чтен. 1896. I. Федка Барма, архангельский подьячий. 1649. Доп. III, 204. Срв. Жданов. Русский былевый эпос. СПб., 1895. 1 сл. Еще срв. Бурма …   Биографический словарь

  • БАРМА — русский зодчий 16 в., создал совместно с Постником Василия Блаженного храм …   Большой Энциклопедический словарь

  • Барма — Барма, зодчий XVI столетия, участвовавший совместно с Постником в постройке церкви Василия Блаженного в Москве. По словам летописи, это был русский мастер премудрый и таковому чудному делу удобный …   Биографический словарь

  • БАРМА — БАРМА, зодчий 16 в., создал в Москве совместно с Постником Покровский собор что на рву (храм Василия Блаженного; 1555 60). Источник: Энциклопедия Отечество русский зодчий XVI в., создал в Москве совместно с Постником Покровский собор, что на Рву… …   Русская история

  • Барма —         русский архитектор XVI в. В 1555 60 построил вместе с Постником Покровский собор в Москве (см. Василия Блаженного храм). (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство Советская энциклопедия …   Художественная энциклопедия

  • БАРМА — (греч.). Кора вторичного образования, нарастающая на березе по сдирании бересты; также липовый луб, с которого снята уже мочала. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 …   Словарь иностранных слов русского языка

  • барма — сущ., кол во синонимов: 3 • береста (7) • оплечье (6) • украшение (129) Словарь синонимов ASIS …   Словарь синонимов

  • Барма — У этого термина существуют и другие значения, см. Барма (значения). Иван Барма (XVI век)  русский зодчий, создавший в 1555 1560 годы совместно с зодчим Постником храм Василия Блаженного, или Покровский собор «что на рву», на Красной площади… …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «БАРМА» >>