- БЛАЖЕНСТВ ГОРА
Церковь на горе Блаженств. 1937–1938 гг. Архит. А. Барлуцци
Церковь на горе Блаженств. 1937–1938 гг. Архит. А. Барлуцци [греч. ὄρος τῶν Μακαρισμῶν], место, где Спаситель произнес Нагорную проповедь, содержащую заповеди блаженств (Мф 5-7). Уже в источниках IV в. Б. г. отождествлена с невысоким холмом над Гептапигеоном (совр. Табга), на берегу Геннисаретского оз. У подножия холма в IV в. была сооружена базилика «Умножения хлебов». Место, связываемое христ. Преданием с заповедями блаженств (Мф 5. 3-10), находилось выше по склону. Паломнице Эгерии (ок. 380) принадлежит описание пещеры, где «Господь изрек блаженства». В 1907 г. этот участок был приобретен францисканцами, и в 1935 г. в результате археологических раскопок под рук. Б. Багатти были обнаружены остатки небольшой однонефной церкви кон. IV в., украшенной мозаиками. Она была разрушена ок. 685 г. и больше не восстанавливалась (фрагменты мозаичного пола находятся в музее в Капернауме). Ниже по склону находится вырубленная в скале цистерна, с юж. и юго-вост. сторон - развалины монастырских строений визант. периода.Новый храм был построен архит. А. Барлуцци в 1937-1938 гг. на участке итал. Миссионерского об-ва, расположенном немного выше и в 1,5 км к западу по склону. Октагональная планировка храма соответствует числу заповедей блаженств в зап. литургической традиции, с каждой стороны восьмерика в алавастровом окне вписан лат. текст 1 из 8 заповедей. Для постройки использовались как местный черный базальт, так и материалы из Италии: каррарский мрамор, оникс, ляпис-лазурь.
Престол расположен в центре храма; интерьер декорирован серым мрамором (стены) и золотой мозаикой (внутренний свод купола). Внутреннее пространство искусно «раздвинуто» благодаря системе окон, открывающих вид на галилейские холмы и Геннисаретское оз. Впечатление почти круговой центричности усиливается внешней галереей, параллельной восьмиграннику стен.
Позднее греч. предание, зафиксированное паломниками (напр., иноком Парфением в 1845), отождествляло Б. г. с Карней-Хиттимом, холмом с 2 вершинами, расположенным на пути из г. Тивериада (совр. Тиверия) в Назарет. В связи с этим в 1914 г. архим. Леонид (Сенцов) собирался приобрести там земельный участок, однако его планы не осуществились из-за начала первой мировой войны (Россия в Св. Земле. Т. 2. С. 130). Данная версия была принята нек-рыми протестант. группами, у подножия холма ими был воздвигнут монумент в память этого евангельского события.
Ист.: Паломничество по св. местам кон. IV в. // ППС. 1889. Т. 7. Вып. 2. (Вып. 20). С. 195; Ovadiah A. Corpus of the Byzantine Churches in the Holy Land // Theophaneia. Bonn, 1970. T. 22. S. 59-60; Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Св. Земле пострижника Святые Горы Афонския инока Парфения // Зап. рус. паломников и путешественников XII-XX вв. М., 1994. С. 156; Murphy-O'Connor J. The Holy Land: An Oxf. Archaeol. Guide from Earliest Times to 1700. Oxf., 1998. P. 277, 279-280; Pringle D. The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem. Camb., 1998. Vol. 2. P. 334-338.
Лит.: Madden D. M. Monuments to Glory: The Story of A. Barluzzi, Architect of the Holy Land. N. Y.; L., 1964; Ραπτόπουλος Ζ. Ταξιδεύοντας στήν ῾Αγία Γῆ. Λεμεσός, 1996. Σ. 204; Лисовой Н. Н. Приди и виждь: Свидетельства Бога на Земле. М., 2000. С. 81-85.
О. В. Лосева
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.