«ВЕК»

«ВЕК»

общественно-политический и религиозно-философский еженедельный журнал, издавался в С.-Петербурге с 12 нояб. 1906 по 9 июля 1907 г. Редакторы журнала - В. А. Никольский (с нояб. 1906), А. В. Попов (с апр. 1907). Имел приложения - ж. «Церковное обновление» и «Библиотека «Века»» (серия брошюр, издававшихся 1 раз в 2 недели). Тираж «В.» составлял: 1500 экз. в кон. 1906 г., более 3 тыс. экз. в янв. 1907 г., 4200 экз. в июне 1907 г.

Журнал был создан как орган «Братства ревнителей церковного обновления» («Группы 32-х священников», см. Союз церковного обновления), основанного в 1906 г. либерально настроенными правосл. священниками Константином Аггеевым, Николаем Боголюбским, Иоанном Егоровым и др. По замыслу Никольского, издание должно было способствовать завоеванию политических свобод и проведению экономических преобразований в стране, отделению Церкви от гос-ва, демократизации церковной жизни и ее переустройству «на началах вселенского христианства» (Никольский В. А. Христианская политика // Век. 1906. № 1. С. 2). Кроме членов «Братства ревнителей церковного обновления» в журнале печатались Н. А. Бердяев, И. П. Брихничёв, С. Н. Булгаков, А. С. Глинка-Волжский, А. В. Ельчанинов, Д. С. Мережковский, В. В. Розанов, В. П. Свенцицкий, Д. В. Философов, В. Ф. Эрн и др. В нояб.-дек. 1906 г. участие в редакционной работе принимал А. В. Карташёв.

«В.» имел отделы: «Правительственный дневник», «За неделю», «Хроника», «Политическая летопись» и «Странички из записной книжки», в к-рых публиковались материалы на политические и общественно-церковные темы; с книжными новинками, публикациями в журналах и газетах знакомили отделы «Новости печати» и «Голоса печати»; события провинциальной жизни обсуждались в «Областном отделе»; в рубрике «Почтовый ящик» публиковались ответы на вопросы, к-рые присылали в редакцию журнала.

Журнал уделял большое внимание освещению текущих событий общественно-политической жизни в России (деятельность Гос. Думы, военно-полевые суды, террористические акты, аресты революционеров и др.), к-рые рассматривались с либерально-христ. позиций. Общественно-политическим проблемам были посвящены статьи: В. Алова «Христианское сознание и военно-полевые суды» (1907. № 5), Свенцицкого «Смертная казнь и Дума» (1907. № 9), материалы В. В. Акимова, печатавшегося под псевдонимом В. Чембарский: «Правительство и выборы» (1907. № 5), «Народ и Дума» (1907. № 6), «Министры и народ» (1907. № 10), серия статей Булгакова о деятельности Гос. Думы (1907. № 10-12). О взаимоотношении политики и религии размышляли на страницах еженедельника священники К. Аггеев (Религия и политика // 1907. № 12) и И. Егоров (Соборность и парламентаризм // 1907. № 23).

Большое число материалов «В.» было посвящено вопросам реформирования церковной жизни. На его страницах члены «Братства ревнителей церковного обновления» выступали за более активное участие мирян в церковной жизни, за восстановление «выборного начала при замещении всех церковных служений, включая епископское», настаивали на необходимости реформы духовного образования: предоставлении духовным академиям широкой автономии, допуске к поступлению в духовные академии выпускников гимназий, уравнении церковных учебных заведений низшего и среднего звена с общеобразовательными школами.

В журнале активно обсуждались религиозно-философские аспекты церковных реформ, этим вопросам была посвящена, в частности, дискуссия о «христианской общественности». Дискуссию начал Философов, к-рый изложил свои взгляды в ст. «О братстве церковного обновления», опубликованной в газ. «Товарищ» (1906. № 134), а потом и на страницах «В.» в ст. «Церковь и революция» (1907. № 18). Философов утверждал, что между Православием и самодержавием существует неразрывная внутренняя («метафизическая») связь и потому все надежды на реформирование правосл. Церкви в условиях сохранения самодержавия безосновательны. Публицист считал необходимым выработать новые религ. принципы, к-рые бы строились на «свободной, вне церковных традиций воспринятой религиозной метафизике» и помогли бы объединить людей в «христианскую общественность». Против Философова на страницах «В.» выступили Карташёв (К полемике с Д. В. Философовым // 1906. № 7), Свенцицкий (О новом религиозном сознании // Там же), С. А. Аскольдов (Алексеев) (По поводу поучений Д. В. Философова // 1907. № 19), считавшие перемены в церковной жизни необходимыми, но отвергавшие построение «христианской общественности» на внецерковных началах. Создание «христианской общественности» поддержал Бердяев в ст. «К вопросу об отношении христианства к общественности» (1907. № 24).

Отдельные публикации «В.» были посвящены деятельности Религиозно-философского об-ва в Москве (см. ст. Религиозно-философские об-ва в России), работе Московской комиссии по церковным и вероисповедальным вопросам. Представляет интерес напечатанное в еженедельнике исследование Бердяева «Нигилизм на религиозной почве» о религ. взглядах К. П. Победоносцева (1907. № 17).

25 марта 1907 г. было прекращено издание ж. «Церковное обновление», что позволило увеличить объем «В.» (с 12 до 20 с.). В мае того же года руководство редакцией перешло к Булгакову, Ельчанинову, Свенцицкому и Эрну, вытеснившим из журнала членов «Братства ревнителей церковного обновления». Вскоре между участниками новой редакции возник конфликт: Свенцицкий и Эрн рассматривали политический отдел как неотъемлемую часть журнала, Булгаков выступал против обсуждения в журнале политических проблем. Этот конфликт не был разрешен, поскольку в июне 1907 г. распоряжением Комитета по делам печати № 23 «В.» был изъят из продажи, а 9 июля исполняющий должность градоначальника остановил издание журнала. Несмотря на попытку Никольского возобновить издание, «В.» прекратил существование.

В «Библиотеке «Века»» были опубликованы брошюры «Сущность церковного обновления» В. Чельцова, «О Ренане» Эрна и К. Аггеева, «Венец терновый» Булгакова, «Избрание епископов» Н. Добронравова, «Религиозный смысл «Бранда» Ибсена» и «Л. Толстой и Вл. Соловьёв» Свенцицкого, «Философия протестантизма» Ф. Паульсена и др.

Лит.: Колеров М. А. Не мир, но меч: Рус. религ.-филос. печать от «Проблем идеализма» до «Вех», 1902-1909. СПб., 1996. С. 246-263; Взыскующие Града: Хроника частной жизни рус. религ. философов в письмах и дневниках. М., 1997.

В. Л. Семигин


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "«ВЕК»" в других словарях:

  • век — век/ …   Морфемно-орфографический словарь

  • век — а ( у), предлож. о веке, на веку; мн. века, ов; м. 1. Промежуток времени в сто лет; столетие. Двадцатый век. В прошлом веке. Прошла четверть века. В глубине веков; из глубины веков (о том, что берёт начало в далёком прошлом). Многие народные… …   Энциклопедический словарь

  • ВЕК — муж. срок жизни человека или годности предмета; продолжение земного бытия. Век обыденки день; век дуба тысячелетие. | Быт, бытие вселенной в нынешнем ее порядке. Скончание века близко. | Столетие. Ныне девятнадцатый век по Рожд. Хр. |… …   Толковый словарь Даля

  • век — сущ., м., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? века, чему? веку, (вижу) что? век, чем? веком, о чём? о веке и на веку; мн. что? века, (нет) чего? веков, чему? векам, (вижу) что? века, чем? веками, о чём? о веках 1. Век это временной период… …   Толковый словарь Дмитриева

  • ВЕК — ВЕК, века (веку), о веке, на веку, мн. века (веки устар.), муж. 1. Жизнь (разг.). «Век живи век учись.» (посл.) Прибавить веку (удлинить жизнь). На своем веку он испытал много приключений. На мой век мне работы хватит. «Зла, в девках целый век.»… …   Толковый словарь Ушакова

  • век — См. время, долго, жизнь в кои веки, во веки веков, доживать век, загубить век, испокон века, испокон веков, испокон веку, на веки веков, на веки вечные, ни во веки веков, от века до века, отжить свой век, промаяться век, промаячить век, спокон… …   Словарь синонимов

  • ВЕК — ВЕК, а, о веке, на веку, мн. а, ов, муж. 1. Период в сто лет, условно исчисляемый от рождения Иисуса Христа (Рождества Христова). Третий век до нашей эры. Двадцатый в. (период с 1 января 1901 г. до 31 декабря 2000 г.). Начало века (десятые… …   Толковый словарь Ожегова

  • век — вековать • времяпрепровождение век кончается • действие, субъект, окончание век начался • действие, субъект, начало век прожить • окончание, времяпрепровождение век прошёл • действие, субъект, окончание доживать век • окончание,… …   Глагольной сочетаемости непредметных имён

  • ВЕК — 1) промежуток времени, равный ста календарным годам. Напр., 20 век период с 1 января 1901 по 31 декабря 2000 (см. Календарь).2) Периодизация истории человечества на основе достижения им определенного материального уровня развития (типа орудий… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Век — мера культурологической периодизации истории человечества на основе достижения им определенного уровня развития основ культуры: каменный век, бронзовый век, железный век и т. д. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 …   Энциклопедия культурологии

  • ВЕК — Восточно Европейская компания организация Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с. ВЕК Всеукраинский еврейский конгресс http://jewish.kiev.ua/​ Украина ВЕК …   Словарь сокращений и аббревиатур


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»