ВЕФСАМИС

ВЕФСАМИС

[евр.     ; греч. Βηθσαμῆς], название неск. городов в Свящ. Писании.

1. Город к западу от Иерусалима, на сев. границе колена Иуды. Упомянут в 2 библейских списках распределения земли между племенами сынов Израиля: в 1-м (Нав 19. 41) как   (  ) - «город солнца» в колене Дана, во 2-м (Нав 21. 16) говорится о «Беф-Шемеше и предместьях его», отданных «сынам Аарона, из племен Каафовых, из сынов Левии» (Нав 21. 10). Однако В. нет среди городов колена Иуды в списке в Нав 15. Неопределенность источников о принадлежности В. (колену Иуды или Дана) объяснима с учетом миграции Дана в XI в. до Р. Х. на север, в результате чего В. остался на сев.-зап. границе колена Иуды.

Как пограничный город евреев В. упоминается в истории захвата филистимлянами ковчега Завета (1 Цар 6. 9-15). После разделения царств B. оказался в границах Иудеи: здесь Иоас Израильский (798-782 гг. до Р. Х.) и Амасия Иудейский (ок. 800-783 гг. до Р. Х.) сошлись в битве, в к-рой победил Иоас (4 Цар 14 . 11; 2 Пар 25. 21). То, что после падения В. Иоас смог разграбить Иерусалим, означает, что B. защищал подступы к Иерусалиму со стороны филистимских равнин. В правление иудейского царя Ахаза (735-715 гг. до Р. Х.) В. захватили филистимляне (2 Пар 28. 18).

Этот В. отождествляют с Телль-эр-Румейлех, в долине р. Сорек. Во время раскопок телля в 1911-1912 гг., проведенных Палестинским исследовательским фондом (под рук. Д. Макензи), были обнаружены мон-рь визант. эпохи на юж. стороне холма, укрепления бронзового века с типичными воротами среднебронзового века и стеной, окружавшей город. Исследователи выделили 3 ранних слоя, от эпохи бронзы до нашествия ассирийского царя Синаххериба в 701 г. до Р. Х. В 1928-1931 гг. работы проводились на зап. и юж. сторонах телля (Э. Грант, К. С. Фишер, А. Роу). На основании опубликованных (отчасти уже устаревших) данных можно утверждать, что поселение в В. существовало на протяжении всего библейского периода, и выделить в памятнике 6 главных слоев. Однако нек-рые ученые полагают, что без более тонкого деления слоев и выявления керамических групп даже общие представления о памятнике останутся неопределенными (Ф. Брандфон).

Нижний (VI) слой выделен условно на основании обнаруженных кремневых орудий, керамики и предметов кон. раннебронзового - нач. среднебронзового века; это, однако, не позволяет говорить о непрерывном существовании здесь города вплоть до эпохи среднебронзового века II-III, к-рая представлена неск. гробницами, сооруженными до постройки городской стены. В целом гробницы, вырубленные в скалах, многочисленны как на самом телле, так и вокруг него; самые ранние (кон. XVIII - сер. XVII в. до Р. Х.) находятся ниже первых жилищ и укреплений, др. расположены внутри города и использовались даже в то время, когда над ними уже стояли дома.

Следующий слой (V) относится к развитому бронзовому веку (кон. XVIII - сер. XVI в. до Р. Х.) и включает укрепления среднебронзового века III: стену шириной 2,2-2,4 м в основании с 3 прямоугольными башнями и небольшими 3-камерными воротами. Ни гласиса, ни низкой подпорной стены, к-рые типичны для таких укреплений, не найдено. В стенах города открыт единственный большой дом (т. н. Господский), состоящий из внутреннего двора, окруженного с 3 сторон небольшими комнатами. Верхняя граница слоя V отмечена следами разрушения города (пепел на полу Господского дома и бреши в городской стене), к-рое Дж. Э. Райт датирует сер. XVI в. до Р. Х.

Период наибольшего расцвета города - эпоха поздней бронзы, этот слой (IV) достигает 2 м толщины; период продолжался до кон. XIII - нач. XII в. и был прерван большим пожаром. В слое найдено множество больших зданий, ям-хранилищ и обмазных цистерн для воды, а также 3 обжигательных печи. Укрепления города в то время были восстановлены в зап. части холма, но на юж. стороне Господский дом перекрыл часть разрушенной стены, к-рая уже не использовалась. Это можно объяснить как хронологической неоднородностью слоя IV, так и различным использованием частей телля. Райт и Грант делят слой IV на 2 фазы: IV A (XV-XIV вв.) и IV B (XIII - нач. XII в.) на основании различной ориентации зданий. Кроме того, для слоя IV A характерна двухцветная, для слоя IV B - микенская, а для слоя III - филистимская керамика. Среди находок слоя IV - скарабеи с надписями егип. фараонов Аменхотепа III, Рамсесов I и II, обнаружены также скарабеи времени Тутмоса II, Сети I, Рамсеса III. В помещении 526 (слой IV A) открыта клинописная табличка с надписью по-угаритски. Остракон из V или IV слоя содержит протоханаанейскую надпись. От эпохи поздней бронзы дошли также 2 гробницы (внутри стен и вне их).

В слое III (ранняя фаза железного века) с отложениями ок. 1 м обнаружена характерная филистимская керамика (что объяснимо, учитывая, что В. стоит на границе с прибрежной равниной). Это слой второго расцвета города, когда там строили новые цистерны, частные дома и водопроводы, плавили бронзу. Расцвет продолжался до сер. XI в. до Р. Х., до очередного вражеского нашествия (возможно, филистимского). Неясно, был ли город того времени укреплен (последний ремонт стен мог относиться как к слою III, так и к слою IV).

Позднейшее поселение (слой II) было укреплено только в первой фазе (II A). На зап. краю телля дома стояли по старой линии укреплений, разделенные улицами; были сделаны попытки восстановить стены, применив казематные конструкции. Фаза II A оборвалась очень быстро, при пожаре нач. Х в. Фазы II B и II C, охватывающие время до 587 г. (вавилонское нашествие на Иудею), показывают уже безусловно неукрепленное поселение. Окончательное разрушение Макензи и Й. Ахарони датируют ассирийским вторжением 701 г., однако такой дате противоречит находка ряда керамических форм VII в. до Р. Х. В слое II найдены ручки кувшинов с личными штампами с надписями на древнеевр. языке, типичные для эпохи конца Иудейского царства. Там же найдены царские печати с крылатым скарабеем или крылатым свитком, типичные для VIII в.

То, что фазы II B и II C не имеют укреплений, подтверждается отсутствием В. в списке крепостей, возведенных Ровоамом по всей Иудее (включая соседнюю Цору - 2 Пар 11. 5-10). B. не упомянут и в списке городов Иудеи, где есть его соседи, такие как Цора и Азек (Нав 15. 33-36). К слою II относят значительные группы гробниц за пределами города, к-рые в основном датируют концом железного века. Возможно, что в IX в. до Р. Х. город нек-рое время оставался незаселенным.

Верхний слой (I) представлен небольшим количеством нумизматических материалов эпохи эллинизма, керамикой рим. времени и мон-рем визант. эпохи (на юго-вост. стороне телля), к-рый стал последним поселением на телле.

2. Расположение В., упомянутого в уделе колена Иссахара (Нав 19. 22), неясно: Ахарони предположил, что его можно отождествить с Хирбет-Шейхом к юго-западу от Геннисаретского оз., находящимся в пределах границ Иссахара (Нав 19. 17-23) (The Land. P. 432). Др. В., полученный коленом Неффалима (Нав 19. 38), был укреплен, причем ханаанеи из него не были изгнаны (Суд 1. 33). Этот В., видимо, упомянут в егип. Текстах проклятий и в списке ханаанских городов Тутмоса III (Aharoni. The Land. Р. 162). Ахарони полагает, что этот В. можно отождествить с Хирбет-Телль-эр-Рувейсех на севере Галилеи: именно в В. Галилее ханаанеи нек-рое время сохраняли влияние после захвата Ханаана евр. племенами (Ibid. P. 162, 432). Наконец, Иер 43. 13 называет еще один В., или Гелиополь, как город в Египте (Иер 50. 13).

Лит.: Mackenzie D. Excavations at Ain Shems. L., 1911; idem. Excavations at Ain Shems. Manchester, 1912-1913; Grant E. Beth Shemesh: Progress of the Haverford Archaeol. Expedition. Haverford (PA), 1929; idem. Ain Shems Excavations 1-2. Haverford (PA), 1931-1932; idem. Rumeileh. Haverford (PA), 1934; idem. Ain Shems Excavations 4-5. Haverford (PA), 1939 (совм. с: G. Wright); Brandfon F., Manor D. W. Beth Shemesh // ABD. Vol. 1. P. 696-698; Pfeiffer C. F. Wycliffe Dictionary of Biblical Archaeology. Grand Rapids, 2000. Р. 145-149.

Л. А. Беляев


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "ВЕФСАМИС" в других словарях:

  • Вефсамис — ( дом солнца ): 1) город на сев. границе удела колена Иуды, на пути из Екрона в Кириаф Иарим (Нав 15:10; 1Цар 6:9,20). Другое название В. Ир Шемеш ( город солнца ; Нав 19:41). Возм., гора Херес = гора солнца (Суд 1:35) то же самое место. В.… …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • Вефсамис — (дом солнца). Древнейший вид идолопоклонства оставил следы своей распространенности в означенном и подобном сему названиях. В Библии по меньшей мере упоминаются три различных города под означенным наименованием: а) (Нав.19:38 , Суд.1:33 )… …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • Вефсамис — Город, находившийся примерно в 19 км к западу от Иерусалима, выделенный для жительства священникам. Вефсамис соседствовал с областями, населенными филистимлянами. Когда филистимляне возвратили евреям ковчег завета, его привезли в Вефсамис.… …   Подробный словарь библейских имен

  • Вефсамис Бет-шемеш — Город, находившийся примерно в 19 км к западу от Иерусалима, выделенный для жительства священникам. Вефсамис соседствовал с областями, населенными филистимлянами. Когда филистимляне возвратили евреям ковчег завета, его привезли в Вефсамис.… …   Подробный словарь библейских имен

  • Вефсамис — Вефсам’ис (дом солнца) а) (Нав.15:10 ; 1Цар.6:9 ,12 15,18 20; 3Цар.4:9 ; 4Цар.14:11 ,13; 1Пар.6:59 ; 1Пар.25:21 ,23; 1Пар.28:18 ) город на западной границе удела Иудина в долине реки Сорек, расположенный на высоком холме, плоская каменная вершина …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • Вефсамис — Город Бейт Шемеш בית שמש Герб …   Википедия

  • Вефсамис — Вефсам’ис (дом солнца) а) (Нав.15:10 ; 1Цар.6:9 ,12 15,18 20; 3Цар.4:9 ; 4Цар.14:11 ,13; 1Пар.6:59 ; 1Пар.25:21 ,23; 1Пар.28:18 ) город на западной границе удела Иудина в долине реки Сорек, расположенный на высоком холме, плоская каменная вершина …   Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

  • АРХЕОЛОГИЯ БИБЛЕЙСКАЯ — отрасль библеистики, изучающая Свящ. Писание в свете открытий, совершаемых археологией на Др. Востоке в М. Азии, Месопотамии, Вост. Средиземноморье, Египте и др. связанных с ними территориях. Хронологически охватывает эпоху позднего каменного,… …   Православная энциклопедия

  • Алфавит — (от назв. первых двух букв греч. А.: альфа и бета ). В отличие от рисуночного письма егип. иероглифов или знаков, обозначающих слоги и понятия в клинописи, алфавитным называют письмо, где буквы соответствуют исключит. звукам, что ведет к значит.… …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • Житница — 1) упоминаемые в Притч 3:10 и в Лк 12:24 житницы это помещения для хранения зерна. Вероятно, речь идет о небольших помещениях без окон внутри дома, возможно, подвального типа. Намек на наличие в Палестине библ. времен подвалов кладовых содержится …   Библейская энциклопедия Брокгауза


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»