- ВЕФИЛЬ
[евр. - дом Бога], название местности и города на Иудейском нагорье, рядом с Гаем и севернее Иерусалима. Топоним обозначает также святилище внутри и (или) вблизи него. Роль религ. центра, равно как и расположение на географической и политической границе Иудейского нагорья, в точке пересечения дорог, определили значение В. в истории Св. земли.
В. впервые упомянут в Библии в рассказах о ветхозаветных патриархах Аврааме и Иакове. Кочуя на юг от Сихема, Авраам воздвиг жертвенник между В. и Гаем (Быт 12. 8), а по пути из Египта вновь останавливался в этом месте (Быт 13. 3, 4). Во время путешествия Иакова из Вирсавии в Харран на этом месте во сне ему было дано видение лестницы, по к-рой нисходили и восходили ангелы, а Господь, стоящий на лестнице, предрек Иакову многочисленное потомство и Свое покровительство; наутро Иаков установил на этом св. месте жертвенник, назвав его Вефиль (прежнее название - Луз) (Быт 28. 19). Через много лет Иаков вновь посетил это место по пути домой, устроил 2-й жертвенник и назвал место богоявления Эл-Вефиль (Быт 35. 7). B. упоминается также в связи с двумя Деворами: умершей и погребенной вблизи В. кормилицей Ревекки (Быт 35. 8) и пророчицей, жившей в его окрестностях (Суд 4. 5). Прор. Самуил посещал город, чтобы творить суд (1 Цар 7. 16). Остается неясным, как соотносились одноименные святилище и город; возможно, что в отличие от ханаанейской традиции большинство культовых мест в Др. Израиле до начала периода монархии строили вне городов, давая им др. имена, однако святилище в В. могло быть и внутри города (Kallai. P. 131).
Святилище в В. потеряло свое значение во время царствования Давида с перенесением ковчега Завета в Иерусалим и последующим строительством храма при Соломоне. После раскола царства, когда Иеровоам II поместил в B. и Дане золотого тельца (3 Цар 12. 29-33), святилище превратилось в религ. центр отпадших от истинного богопочитания иудеев. Об этих временах с гневом пророчествовал Осия (10. 15), а пророк Амос предрек, что с Израиля будет взыскано «за жертвенники в Вефиле, и отсечены будут роги алтаря и падут на землю» (3. 14). Действительно, иудейский царь Иосия захватил B., разрушил его святилища и жертвенники (4 Цар 23. 15-20).
Важность святилища в B. связана с его положением на границе Ефремовых и Иудейских гор, к-рые разделяют Ханаан надвое. Этот центральный хребет был границей между евр. племенами севера и юга, позже - царствами Сев. Израиля и Иудеи, а при римлянах - провинциями Самарией и Иудеей. Климат и сельское хозяйство теплого Иудейского плато и сурового Ефремова нагорья различны. По водоразделу идет с севера на юг один из важнейших путей всей библейской истории - дорога из Хеврона в Сихем - через Иерусалим и В.; вблизи В., к югу от него, лежит и дорога с востока на запад, от побережья мимо Аиалонской долины к Иерихону и долине Иордана.
По расположению и природным особенностям B. может относиться и к той и к др. географической области, что отразилось на его политической истории: В. принадлежал колену Вениамина (Нав 18. 22), но был захвачен коленом Ефрема (Суд 1. 22); царь Иеровоам овладел B., но его вскоре захватил царь Иудеи Авия (2 Пар 13. 19). Вааса, царь Израиля, вернул город в свои владения, но с захватом Израиля ассирийцами B. вошел в состав Иудеи.
Стратегическая роль В., расположенного на пути в Иерусалим с севера, сохранялась и позже. В период Хасмонейского восстания его укрепил военачальник сирийцев Вакхид (1 Maкк 9. 50). В визант. эпоху В. оставался поселком в зоне Элии Капитолины (Иерусалима) (Euseb. Onomast. 192), он упоминается в Бурдигальском итинерарии (333 г. по Р. Х.) и автором описания Св. земли Феодосием (ок. 503 г. по Р. Х.), отмечен на карте Мадабы (ок. 565 г. по Р. Х.). Вероятно, город был уничтожен при араб. завоевании в VII в. Поселение на его месте возродилось только в сер. XIX в.
Хотя В.- один из самых известных городов бронзового века в центральной Палестине, проведенные там раскопки дали немного материалов даже для схематической археологической реконструкции его истории. Большинство ученых, начиная с Э. Робинсона (1838), соотносят В. с Байтином, совр. городом в 13 км от Иерусалима (значительная его территория, ок. 16 тыс. кв. м, изучена У. Ф. Олбрайтом (1927, 1934), Дж. Л. Келсо (1954, 1957, 1960)). Отчеты об исследованиях содержат общие соображения, но конкретной информации мало: недостаточно общих планов, разрезы непригодны для анализа; результаты разных сезонов плохо увязаны (нет нумерации слоев); описание фаз минимально, а их интерпретация сводится к простому «иллюстрированию Библии». В наст. время материал пересмотрен (У. Г. Девер).
Постоянное поселение в Байтине начинается с эпохи раннего бронзового века (IV фаза, ок. 2200-2000 гг. до Р. Х.; по Олбрайту - среднебронзовый I). Келсо считал, что ему удалось обнаружить святилище той эпохи с относящимися к нему «кремнями для разделки туш» и «кровостоками» (Kelso. P. 20-23). Сейчас поселок того времени считают лагерем пастухов, а стены святилища интерпретируют как основания городской стены среднебронзового века. Поселение среднебронзового века (ок. 2000-1500 гг. до Р. Х.) представлено керамикой поздней фазы периода, к к-рому следует относить остатки «ворот» и стены; предполагавшееся уничтожение Байтина ок. 1550 г. до Р. Х. археологически не доказано.
В нач. позднебронзового века телль не был заселен, население появилось там во 2-й фазе эпохи (ок. 1400-1200 гг. до Р. Х.), но в конце бронзового века опять оставило это место в связи с вторжением в Ханаан племен древних израильтян, разрушивших В. Этот факт неоднократно использовали наряду с Асором как один из примеров, археологически иллюстрирующих завоевание Ханаана. Однако со всей уверенностью утверждать, что разрушение В. может служить археологическим подтверждением этого, невозможно.
В городе эпохи поздней бронзы существовали обширные «дома знати», каменное мощение и сложная система дренажа. 4 уровня раннего железного века (XII - кон. X в.) дают картину упадка культуры. Были найдены характерные т. н. дома 4-комнатного, но не городского типа; по-видимому, поселок не был укреплен и занял только часть старого города. В древнейшем уровне обнаружено нек-рое количество «филистимской» керамики и сосуды, типичные для ранней стадии освоения древними евреями Иудейского нагорья. Для эпохи железного века II (ок. 900-600 гг. до Р. Х.) следов укрепления также не найдено.; значение слоев этого времени для археологии в том, что они дают комплекс редкой в Палестине керамики раннеперсид. эпохи.
Эллинистический период представлен 3 фазами кон. IV-II в. или, судя по керамике и обилию монет Птолемеев и Селевкидов, кон. III-II в. до Р. Х. В рим. и иродианском периодах монет не обнаружено, эти периоды представлены керамикой, остатками домов и множеством цистерн, что характерно также для визант. и ислам. периодов, когда застройка была более активной (улицы, ворота, церковь и большой резервуар для воды). Заселение B. прекратилось уже в раннеислам. период.
Существуют и др. варианты отождествления В., напр., с Эль-Бира, к-рый находится в неск. км к юго-западу от Байтина (Д. Ливингстон).
Лит.: Albright W. F. The First Month of Excavation of Bethel // BASOR. 1934. Vol. 55. P. 23-25;
idem. The Kyle Memorial Excavation at Bethel // Ibid. Vol. 56. P. 37-43; Dever W. G. New Vistas on the EB IV («MB I») Horizon in Syria-Palestine // Ibid. 1980. Vol. 237. P. 35-64; Kelso J. L. The Excavation of Bethel (1934-1960). Camb., 1968; Livingston D. The Last Word on Bethel and Ai // BAR. 1989. Vol. 15. P. 1-11; Naaman N. Bethel and Beth-Aven // Zion. 1985. Vol. 50. P. 15-25; Kallai Z. Historical Geography of the Bible. Leiden, 1986.
Л. А. Беляев
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.