- ВИЛЬГЕЛЬМ ИЗ СЕНТ-АМУРА
[лат. Guillelmus de Sancto Amore; франц. Guillaume de Saint-Amour] (1200/02, Сент-Амур, Франш-Конте - 13.09.1272, там же), франц. теолог, философ, церковно-политический деятель католич. Европы.
В. из С.-А. возглавлял оппозицию профессоров Парижского ун-та из числа секулярных магистров, возникшую в связи с занятием кафедр представителями недавно образованных нищенствующих монашеских орденов - доминиканцев и францисканцев. Среди профессоров из монашества были Александр Гэльский, Фома Аквинский, Бонавентура. С 1228 г. В. из С.-А. преподавал свободные искусства (см. Artes liberales) в Парижском ун-те, в нояб. 1238 г. стал доктором канонического права, являясь в то же время каноником Бове и ректором церкви в Гервиле (Нормандия); в 1247 г. по протекции епископа Трентского и графа Савойского стал настоятелем церкви в Гранвиле. Ок. 1250 г. получил звание magister regens теологии и был избран деканом теологических магистров Парижского ун-та; в этот период создал комментарий на первую и вторую «Аналитики» Аристотеля («De Analytica Priora et Posteriora»).
В. из С.-А. начал борьбу с магистрами - членами нищенствующих орденов, к-рые при поддержке парижского еп. Вильгельма Овернского получили кафедры в ун-те. По инициативе В. из С.-А. 4 февр. 1254 г. все доминиканские магистры были исключены из профессорского состава и изгнаны из университетской корпорации. В том же году как прокуратор Парижского ун-та и глава университетской делегации В. из С.-А. прибыл к папе Иннокентию IV в Ананьи близ Рима, он обвинил францисканца Герарда из Борго-Сан-Доннино в ереси, добивался офиц. осуждения его трактата «Введение в Вечное Евангелие», оспаривал легитимность францисканского ордена ввиду приверженности мн. его членов историософской концепции Иоахима Флорского. Под влиянием В. из С.-А. папа издал буллу «Quotiens pro communi» (4 июля 1254), в к-рой закрепил университетские установления 1252 г. о том, что каждый орден мог занимать только одну кафедру. Буллой «Esti animarum» (21 нояб. 1254) был отменен целый ряд орденских привилегий. Однако 22 дек. 1254 г. новый папа Александр IV отменил решения своего предшественника, а в булле «Quasi lignum vitae» от 4 апр. 1255 г., появившейся под влиянием Альберта Великого, папа повелел парижским магистрам вновь допустить доминиканцев к преподаванию в ун-те. В ответ на это В. из С.-А. не только оказывал пассивное сопротивление папским распоряжениям, но и, продолжая атаку на францискацев в проповедях и диспутах, написал «Liber de Antichristo et ejusdem ministris» (Книга об Антихристе и его слугах, 1255), где старался показать, что доминиканцы, являясь «псевдопроповедниками», суть те самые «вкрадывающиеся в домы» предтечи антихриста, о появлении в последние времена к-рых говорит Свящ. Писание. 10 дек. 1255 г. папа Александр IV повелел епископам Осера и Орлеана высказать свое мнение относительно деятельности В. из С.-А., после чего отстранил его от всех академических и церковных должностей и запретил впредь преподавать и проповедовать, а также потребовал от кор. Людовика IX изгнать его из Франции. 31 июля 1256 г. В. из С.-А. предстал перед судом епископов Санса и Реймса. Он пообещал исключить из своих работ все, что противоречит церковным установлениям, но вместо этого в соавторстве с др. парижскими магистрами в марте-сент. 1256 г. составил вызвавший большой резонанс резкий памфлет под названием «Tractatus brevis de periculis novissimorum temporum» (Краткий трактат об опасностях новейших времен), в к-ром, обвиняя братьев нищенствующих орденов во лжи и ханжестве, снова заявил, что они подражают скорее антихристу, чем Христу, Который, как и апостолы, жил своим трудом, а не милостыней и подаянием. Работа подверглась осуждению папы, приговорившего ее к сожжению.
Желая оправдаться, В. из С.-А. лично прибыл в Рим в кон. 1256 - нач. 1257 г., где представил в свою защиту соч. «Casus et articuli super quibus accusatus fuit magister Guillelmus de Sancto Amore» (Проступки и положения, за которые был обвинен Вильгельм из Сент-Амура), но папа во 2-й раз осудил сочинения и поступки В. из С.-А. Во время аудиенции В. из С.-А. упрекнул Людовика IX в том, что тот ведет себя не как король, но как нищенствующий монах - по королевскому указу В. из С.-А. был выслан из Франции и поселился в Сент-Амуре, находившемся в юрисдикции Римско-Германской империи. Изгнание В. из С.-А. вызвало возмущение секулярных магистров Парижского ун-та. 11 авг. 1259 г. они направили делегацию к папе, чтобы убедить его отменить решение, но их просьба была отклонена; также было отвергнуто обращение к королю.
В ссылке В. из С.-А. написал трактат «Collectiones catholicae et canonicae scripturae» (Собрания католических и канонических писаний). В 1266 г. папа Климент IV отметил, что его содержание мало чем отличается от осужденного трактата 1256 г. Кроме того, несмотря на офиц. запрет продолжать спор с нищенствующими орденами, В. из С.-А. вел активную переписку с коллегами по Парижскому ун-ту - Герардом из Абвиля, Николаем из Лизьё и др. В кон. 1266 г. ему, вероятно, было позволено вернуться во Францию, однако скончался он в Сент-Амуре.
Против взглядов В. из С.-А. были составлены сочинения Бонавентуры «Quaestiones disputatae de perfectione evangelica» (Спорные вопросы о евангельском совершенстве), Фомы Аквинского «Contra impugnantes Dei cultum et religionem» (Против нападающих на Божественный культ и религию), и Иоанна Пеккама «Tractatus pauperis» (Трактат бедняка).
Соч.: Opera omnia. Konstanz, 1632.
Ист.: Rutebeuf. Le Dit de Maître Guillaume de St.-Amour: La Complainte de Maître Guillaume // Idem. Œuvres complétes. Vol. 1 / Éd. M. Zink. P., 1989-1995. P. 137-157.
Лит.: Chartularium Universitatis Parisiensis / Ed. H. Denifle, A. Chatelain. P., 1889. T. 1. P. 331-333, 459; Le Contra Impugnantes de S. Thomas // Mélanges Mandonnet. P., 1930. Vol. 1. P. 51-81. (Biblioth. Thomiste; T. 13); Douie D. L. The Conflict between the Seculars and the Mendicants at the University of Paris in the XIIIth Cent. L., 1954; Dufeil M.-M. Guillaume de St.-Amour et la polémique universitaire parisienne, 1250-1259. P., 1972.
А. М. Шишков
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.