- ВИФСАИДА
[греч. Βηθσαϊδά; арам. - дом рыбака], город, упомянутый в НЗ, родина апостолов Филиппа, Андрея Первозванного и Петра (Ин 1. 44; 12. 21), в его окрестностях Иисус Христос исцелил слепого (Мк 8. 22-26) и совершил чудо умножения хлебов (Лк 9. 16-17). Однако, несмотря на совершенные перед жителями В. и Хоразина чудеса, Господь укоряет эти города за неверие (Мф 11. 21, ср. Лк 10. 13).
Нек-рые древние источники помещают В. на берегу Геннисаретского оз. Так, Иосиф Флавий сообщает, что Ирод Филипп, сын Ирода Великого, даровал ей статус города и назвал Юлиада в честь дочери имп. Августа (Jos. Flav. Antiq. XVIII 28. 3). Согласно Иосифу, город относился к обл. Гавланитида (Jos. Flav. De bell. II 9. 1), он же отметил, что р. Иордан течет в 200 м от В. (Ibid. III 10. 7). Евангелист Лука (9. 10) говорит о чуде умножения хлебов в окрестностях В.; согласно Марку (6. 45), Иисус и его ученики отплыли из района, где произошло чудо, и были застигнуты бурей. Вероятно, В. имела порт или якорную стоянку: Плиний Старший (Naturalis Historia V 21) и Птолемей (Geographia V 15. 3) подтверждают расположение В. на берегу озера.
Слова евангелиста Иоанна (12. 21), помещающего В. в Галилее, можно понимать как неформальное географическое описание, не учитывающее адм. деления (ср. Naturalis Historia V 21). Евсевий и Иероним также говорят о В. в Галилее, хотя административно B. входила в Гавланитиду или Трахонитиду (Euseb. Onomast. 58. 11).
Точное расположение города остается предметом споров, в основном В. идентифицируется с 2 точками: Эт-Телль (ок. 3 км севернее озера) и Эль-Арадж (на самом берегу).
Эт-Телль связан древней дорогой с Эль-Араджем, в нем обнаружены акведук, городская стена и здания с мозаичными полами - все это позволяет отождествить его с г. Юлиада, хотя площадь памятника (45 тыс. кв. м - Urman. P. 120-121) мала для города. В древности одна из лагун озера могла подходить к городу гораздо ближе, чем сейчас.
Древний Эль-Арадж в основном лежит под водой (в 1982 открыто 24 м мощеной дороги, уходящей в озеро), но видимые развалины напоминают архитектуру синагог этого района. Эль-Арадж - типичный поселок рыбаков, древний причал к-рого открылся при большом снижении воды (причалы в поселке существовали вплоть до ХХ в.).
В ходе разведки 80-х гг. XX в. обнаружили еще одно поселение, связанное с В.-Юлиадой: Эль-Месадию (в 800 м восточнее Эль-Араджа), где найдены следы сооружений раннерим. эпохи, продолжавшие существовать до араб. завоевания.
Католич. Церковь традиционно считает Табгу (на сев. берегу, западнее Капернаума) местом умножения хлебов; попытку отождествить это место сделал Б. Пикснер. Раскопки 1932 г. (А. Мадер, А. Шнайдер) открыли часть церкви V в., а в 1936 г. Б. Гауэр нашел под ней более древнюю, IV в. В 1968-1970 гг. на памятнике работал С. Лоффреда; подробные исследования провел Израильский департамент древностей (1976, 1979-1980, Р. Розенталь, М. Хершковиц).
Лит.: Judaea, Samaria, and the Golan / Ed. M. Kochavi. Jerusalem, 1972; Avi-Yonah M. Gazetteer of Roman Palestine. Jerusalem, 1976; Pixner B. Searching for the New Testament Site of Bethsaida // BiblArch. 1985. Vol. 48. P. 212; Urman D. The Golan. Oxf., 1985; McRay J. Archaeology and the New Testament. Grand Rapids, 1991. P. 168-171; Strange J. F. Beth-Saida // ABD. Vol. 1. P. 692-693.
Л. А. Беляев
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.