- ВИФФАГИЯ
Воскрешение прав. Лазаря. Роспись Виффагийской стелы. XII в.
Воскрешение прав. Лазаря. Роспись Виффагийской стелы. XII в. [греч. Βηθφαγῆ от арам. - дом смокв], селение на склоне Елеонской горы, недалеко от Вифании, откуда было начато торжественное шествие Христа в Иерусалим (Мф 21. 1; Мк 11. 1; Лк 19. 29). Археологические находки свидетельствуют о заселении этого места во II в. до Р. Х.- VIII в. по Р. Х. (Murphy-O'Connor. P. 132). Часто упоминается в раввинистической лит-ре как окраина Иерусалима, где, напр., еще можно вкушать пасхального агнца (Billerbeck. Kommentar. Bd. 1. S. 839). В. располагалась между старой рим. дорогой и Вифанией (Finegan. P. 90), исследователи отождествляют ее с совр. Джабаль-эт-Тур или Кафр-эт-Тур.В описаниях Св. земли IV-VIII вв. не говорится о к.-л. церковных строениях на месте В. Епифаний Монах (1-я пол. IX в.) упоминает о многовековой маслине в В., ветви к-рой паломники срезали на праздник Входа Господня в Иерусалим (Повесть Епифания. С. 28). C IX в. появляются свидетельства паломников о камне, с к-рого Спаситель воссел на осла (большой кусок мрамора, согласно монаху Бернарду.- Wilkinson. P. 152-153). В «Хождении» рус. игум. Даниила (нач. XII в.) говорится о «столпе» (т. е. башне или колонне), стоявшей на этом месте (Житие и хождение Даниила. С. 34). Два каменных похожих на башни здания также упоминаются в «Описании Св. Земли» Иоанна из Вюрцбурга (ок. 1165), причем в одном из них помещалась церковь (Itinera Hierosolymitana Crucesignatorum. P. 248). Прекрасная церковь или часовня во имя Спасителя в В., внутри к-рой находился камень, с к-рого Христос воссел на осла, описывается в 70-х гг. XII в. Теодорихом (Libellus de Locis Sanctis. P. 29). С нач. XIII в. при этой церкви был устроен мон-рь, но в XIV в., по сообщению августинского мон. Иакова из Вероны, он уже был разрушен и лежал в руинах (Le pèlerinage. P. 202).
В июле 1877 г. крестьянами дер. Джабаль-эт-Тур был обнаружен большой монолитный камень в форме правильного куба с остатками живописи. Участок был приобретен францисканцами, начались раскопки, и выяснилось, что камень находился внутри небольшой однонефной церкви эпохи крестоносцев. В 1883 г. на фундаменте средневек. церкви была воздвигнута католич. капелла, к-рая перестраивалась в 1897 г., была расширена и расписана фресками в 1950-1954 гг. под рук. арх. А. Барлуцци. В наст. время здесь находится францисканский мон-рь.
Камень, получивший название Виффагийская стела, в XII в. был покрыт фресками с 4 сторон: на зап. изображена встреча Иисуса Христа с Марфой и Марией, на юж.- Воскрешение прав. Лазаря, на сев.- 2 апостола, ведущие в В. ослицу и осленка, на вост.- «Вход Господень в Иерусалим», росписями также была покрыта верхняя сторона камня. В 1950 г. фрески были отреставрированы. Сохранившийся фрагмент лат. надписи на одной из сторон содержит название «Виффагия». Происхождение и назначение камня не имеет единого толкования. Зап. паломники видят в нем камень, с к-рого Спаситель воссел на осла, но он для этого слишком велик. К тому же с одной из сторон в стеле имеется небольшая ниша непонятного назначения. Возможно, в храме крестоносцев камень служил престолом (Мефодий (Кульман), еп. С. 73). Сейчас камень находится слева от алтаря и окружен декоративной железной решеткой. Отсюда начинается крестный ход католиков в Неделю ваий. На участке мон-ря находятся также неск. древнеевр. гробниц рим. времени (в т. ч. одна с откатывающимся камнем, аналогичным тому, к-рым, согласно Евангелиям, был закрыт вход в могилу прав. Лазаря).
Над францисканским мон-рем, на вершине холма, расположен греч. правосл. муж. мон-рь в честь Входа Господня в Иерусалим. Его строительство было начато в нач. ХХ в. (сохр. ворота с греч. и рус. надписями того времени), но было прервано первой мировой войной и возобновлено только в 80-х гг. XX в. Григорием, митр. Тивериадским. Монастырский комплекс включает небольшой храм, митрополичий дом и сень над условным местом, где воссел на осла Спаситель. От этого мон-ря начинают крестный ход в Вербное воскресенье.
Ист.: Житие и хождение Даниила, Русския земли игумена // ППС. 1883. Т. 1, вып. 3. (Вып. 3) [игум. Даниил]; Повесть Епифания о Иерусалиме и сущих в нем мест 1-й пол. IX в. // ППС. 1886. Т. 4, вып. 2. (Вып. 11) [Епифаний мних. Житие равноап. Елены]; Le pèlerinage du moine augustin Jacques de Vérone (1335) // Revue de l'Orient latin. 1895. Vol. 3 [Иаков из Вероны]; Theodoricus [of Würzburg] Libellus de Locis Sanctis / Hrsg. M. L. und W. Bulst. Hdlb., 1976 [Теодорих]; Wilkinson J. Jerusalem Pilgrims before the Crusaders. Warminster, 1977 [монах Бернард]; Itinera Hierosolymitana Crucesignatorum (saec. XII-XIII) / Ed. S. de Sandoli. Jerusalem, 1978. Vol. 2. (SBF: Col. maior; 24) [Иоанн Вюрцбургский].
Лит.: Bagatti B. Le pitture della stele di Betfage // La Terra Santa. 1946. T. 21. P. 98-101; idem. Le pitture medievali della pietra di Betfage // Liber annuus SBF. 1950/1951. T. 1. P. 227-246; Corbo V. Il rinnovato santuario di Betfage // La Terra Santa. 1955. T. 31. P. 338-341; Мефодий (Кульман), еп. Св. Земля. П., 1961; Saller S. J., Testa E. The Archeological Setting of the Shrine of Bethphage. Jerusalem, 1961; Finegan J. The Archeology of the New Testament. Princeton, 1969. Vol. 1. P. 88-91; Pringle D. The Churches of the Crusader Kingdome of Jerusalem: A Corpus. Camb.; N. Y., 1993. Vol. 1. P. 157-160; Ραπτόπουλος Ζ. Ταξιδεύοντας στήν ῾Αγία Γῆ. Λεμεσός, 1996. Σ. 135-138; Murphy-O'Connor J. The Holy Land: An Oxford Archaeol. Guide from earliest times to 1700. Oxf., 1998; Τσουλιάς Θ. Α. Τα Πανάγια Προσκυνήματα των Αγίων Τόπων. Κατερίνη, 19995. Σ. 128; Лисовой Н. Н. Приди и виждь: Свидетельства Бога на земле. М., 2000. С. 123, 126-127.
Н. Н. Лисовой
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.