АВИНЬОНСКОЕ ПЛЕНЕНИЕ ПАП

АВИНЬОНСКОЕ ПЛЕНЕНИЕ ПАП

(1309-1377), распространенное название периода в истории папства, восходящее к Петрарке. Почерпнутая им из Свящ. Писания метафора «вавилонского пленения» поначалу выражала недовольство патриотически настроенных итальянцев пребыванием папы во Франции, засильем французов в Римской курии, а в позднейшей историографии - негативную оценку этого периода в целом, ныне пересмотренную.

Инициированное франц. кор. Филиппом IV смещение папы Бонифация VIII в 1303 г. открыло новую эпоху в истории католич. Церкви, характеризующуюся постепенным ограничением папской власти над национальными Церквами и расширением власти европ. монархов. Тем не менее переезд пап в г. Авиньон (Юж. Франция) нельзя расценивать однозначно как капитуляцию перед франц. королем. Ориентация на Францию наметилась еще ок. сер. XIII в. в ходе борьбы папства с Римско-Германской империей, когда папа Урбан IV передал корону Сицилийского (Неаполитанского) королевства (до того принадлежавшего Штауфенам) Карлу Анжуйскому, брату франц. короля. В XIII в. во Франции учились многие куриалы и кардиналы, в т. ч. буд. папы. Большинство пап-неитальянцев происходили именно из Франции, откуда с XIII в. поступала и значительная часть папских доходов. В сфере франц. влияния, в Лионе, состоялись два из трех «вселенских» Соборов католич. Церкви XIII в. (см. Лионские Соборы). Избранный папой в 1305 г. архиепископ Бордо (папа Климент V) не решился ехать в Рим из соображений безопасности и без всякого принуждения со стороны короля остался во Франции, с 1309 г. находясь в Авиньоне. При нем кардиналы-итальянцы составили уже меньшинство в Римской курии.

Окруженный принадлежавшим папе с 1274 г. графством Венессен и владениями дружественной папе Анжуйской династии, Авиньон имел ряд преимуществ перед Римом: в нем отсутствовали влиятельные кланы знати и богатые, юридически самостоятельные и сплоченные в общину горожане, к-рые могли бы вмешиваться в политику папы, теперь находившегося на безопасном удалении также от римско-герм. императоров. Если прежде, начиная со 2-й пол. XI в., папы ввиду внешней и внутренней угрозы нередко покидали Рим и это затрудняло работу курии, не позволяло создать эффективный адм. и финансовый аппарат, то в Авиньоне, при длительном пребывании в нем, папы сумели упрочить централизацию Церкви, сосредоточить в своих руках значительные финансовые ресурсы.

Политической конъюнктуре, обусловившей переезд пап в Авиньон, однако, не был принесен в жертву принципиальный вопрос об объявлении папы Бонифация VIII еретиком, на чем настаивал Филипп IV. Папа Климент V согласился, правда, отменить буллу Бонифация VIII «Clericis laicos», канонизировать Целестина V, заключенного Бонифацием в тюрьму, и, наконец, санкционировать на Вьеннском Соборе роспуск ордена тамплиеров. Не было однозначно профранц. и поведение авиньонских пап в ходе Столетней войны между Англией и Францией. Хотя уже начиная с Климента VI папы предоставляли франц. королям собранную во Франции на нужды крестового похода десятину, тем не менее обвинения, выдвинутые англичанами против Авиньона, в том, что деньги, поступающие с Английской Церкви, достаются франц. короне, не находят подтверждения в источниках. Скорее англ. король использовал эти обвинения как повод, чтобы упрочить свою власть над национальной Церковью, существенно ограничив право папы распоряжаться вакантными бенефициями и отказав (1351, 1353) в получении из Англии соответствующих доходов.

На эпоху «А. п. п.» приходится последний этап борьбы папства и Римско-Германской империи. Поначалу Климент V поддерживал имп. Альберта I Габсбурга и Генриха VII, видя в них противовес франц. королю. Однако, по мере того как Генрих VII стал в 1312 г. угрожать интересам Анжуйской династии в Юж. Италии, папство переходит в оппозицию императорам. Борьба за Италию вскоре переросла в идейную полемику, особенно острую в период противостояния папы Иоанна XXII и римско-герм. имп. Людовика IV Баварского. Не только притязания папства на универсальную власть получили развитие, но также в сочинениях сторонников империи (Данте, Марсилий Падуанский) прерогативы императора стали трактоваться существенно иначе, чем в предшествующий период. Вокруг Людовика Баварского сплотилась широкая коалиция недовольных политикой папства, выступавших в т. ч. за реформу Церкви, установление верховенства Собора над папой (см. Соборное движение), отделение нем. Церкви от Рима. Особенно многочисленными в стане императора были францисканцы, возмущенные утверждением Иоанна XXII о том, что важный для францисканцев тезис о бедности Христа и апостолов является еретическим. На фоне все более активной фискальной политики папства взгляды Иоанна XXII как будто подтверждали наиболее радикальные обвинения церковной иерархии в служении не Богу, а мамоне. Волну негодования вызвала и др. догматическая новация Иоанна XXII о «благом лицезрении», побудившая большинство теологов обвинить папу в ереси. Атмосфера широкого недовольства политикой папства и состоянием Церкви стала в конечном счете питательной средой для распространения предреформационных идей, высказывавшихся прежде всего Дж. Уиклифом и Я. Гусом.

Неправомерно, однако, совсем отказывать авиньонским папам в стремлении к реформе. Так, Бенедикт XII попытался ограничить финансовые злоупотребления в курии, повысить образовательный уровень духовенства, провел важные реформы орденской жизни. Авиньонские папы стремились возобновить крестоносное движение, активно развивали миссионерскую работу на Востоке от Чёрного м. до Китая, интенсифицировали (особенно начиная с понтификата Урбана V) переговоры об унии с правосл. Церковью. В 1369 г., впервые за 700 лет, визант. имп. Иоанн V посетил Рим.

Несмотря на пребывание по др. сторону Альп, авиньонские папы стремились укрепить свое положение в церковном гос-ве, поддерживали постоянное сообщение с Римом, к-рое морским путем требовало тогда не менее недели. Подготовка к возвращению в Рим началась при Иннокентии VI, к-рому с помощью кард. Альборноса удалось восстановить власть на большей части папского гос-ва в Центр. Италии. В 1365-1370 гг. Урбан V впервые предпринял попытку лично закрепиться в Риме, но вынужден был под давлением правителя Милана из рода Висконти вернуться в Авиньон. Григорий XI, едва сумев преодолеть сопротивление Висконти, скончался в Риме еще до завершения мирных переговоров. Неопределенность положения папы в городе, противоречия в коллегии кардиналов между итальянцами и французами подготовили начало Схизмы в католич Церкви на рубеже XIV-XV вв.

Лит.: Deprez E. Les préliminaires de la guerre de Cent ans: La Papauté, la France et l'Angleterre (1328-1342). P., 1902; Renouard Y. La Papauté à Avignon. P., 19622; Vries W. de. Die Päpste von Avignon und der christliche Osten // OCP. 1964. Vol. 30. P. 85-128; Mollat G. Les papes d'Avignon (1305-1378). P., 1966; Genèse et débuts du Grand Schisme d' Occident (1362-1394). P., 1980; Miethke J. Kaiser und Papst im Spätmittelalter. Zu den Ausgleichsbemühungen zwischen Ludwig dem Bayern und der Kurie in Avignon // Zschr. f. hist. Forschung. 1983. N 10. S. 421-426.

Н. Ф. Усков


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "АВИНЬОНСКОЕ ПЛЕНЕНИЕ ПАП" в других словарях:

  • АВИНЬОНСКОЕ ПЛЕНЕНИЕ ПАП — АВИНЬОНСКОЕ ПЛЕНЕНИЕ ПАП, вынужденное пребывание римских пап в Авиньоне (см. АВИНЬОН) (Южная Франция) в период между 1309 и 1378 гг. Авиньонский период в истории папства приходится на понтификат пап: Климента V (см. КЛИМЕНТ V) (1305 1316), Иоанна …   Энциклопедический словарь

  • АВИНЬОНСКОЕ ПЛЕНЕНИЕ ПАП — вынужденное (под давлением французских королей) пребывание римских пап в Авиньоне в 1309 77 (с перерывом в 1367 70) …   Большой Энциклопедический словарь

  • Авиньонское пленение пап — Папский дворец в Авиньоне Авиньонское пленение пап  период с 1309 по …   Википедия

  • Авиньонское пленение пап —         вавилонское пленение пап, вынужденное пребывание римских пап в Авиньоне в марте 1309 январе 1377 (с перерывом в 1367 70). Пленению предшествовала победа французского короля Филиппа IV над папой Бонифацием VIII в споре о прерогативах… …   Большая советская энциклопедия

  • Авиньонское пленение пап — период с 1309 по 1377 г., когда резиденция глав католич. церкви находилась не в Риме, а в Авиньоне. В 1309 г. Климент V (француз), ставший папой вскоре после поражения папы Бонифация VIII в конфликте с королем Франции Филиппом IV Красивым,… …   Средневековый мир в терминах, именах и названиях

  • АВИНЬОНСКОЕ ПЛЕНЕНИЕ ПАП — вавилонский плен (март 1309 янв. 1377, с перерывом 1367 70), пребывание римских пап в Авиньоне (Avignon, Франция) в политич. зависимости от франц. короля; привело к обострению отношений между европ. странами. Предпосылкой А. п. п. была политич.… …   Советская историческая энциклопедия

  • Авиньонское пленение пап — период в истории папства с 1305 по 1377, в течение которого резиденция Папы Римского находилась во Франции (с 1309 в Авиньоне), а политика пап во многом зависела от политики франц. королей. Термин А.п.п. в ист. науке появился по аналогии с… …   Католическая энциклопедия

  • Вавилонское пленение пап — («Вавилонское пленение пап», )         встречающееся в литературе другое название Авиньонского пленения пап (См. Авиньонское пленение пап) (по аналогии с Вавилонским пленом (См. Вавилонский плен)) …   Большая советская энциклопедия

  • "ВАВИЛОНСКОЕ ПЛЕНЕНИЕ ПАП" — см. Авиньонское пленение пап (1309 77) …   Советская историческая энциклопедия

  • АВИНЬОНСКОЕ ПЛЕНЕНИЕ — период пребывания пап римск. в Авиньоне (Южн. Франция), куда резиденция папы была перенесена по требованию франц. короля Филиппа IV. А. п. продолжалось с 1309 по 1377. В этот период папство использовалось франц. монархами в политич. целях …   Атеистический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»