ГЕФСИМАНСКИЙ ВО ИМЯ РАВНОАПОСТОЛЬНОЙ МАРИИ МАГДАЛИНЫ МОНАСТЫРЬ

ГЕФСИМАНСКИЙ ВО ИМЯ РАВНОАПОСТОЛЬНОЙ МАРИИ МАГДАЛИНЫ МОНАСТЫРЬ

Церковь св. равноап. Марии Магдалины. 1888 г. Архит. Д. И. Гримм

Церковь св. равноап. Марии Магдалины. 1888 г. Архит. Д. И. Гримм


Церковь св. равноап. Марии Магдалины. 1888 г. Архит. Д. И. Гримм

жен., действующий, расположенный на рус. участке на склоне Елеонской горы, являющемся частью исторического Гефсиманского сада. Приобретение этого участка и строительство храма во имя равноап. Марии Магдалины является результатом паломничества в Св. землю (21-31 мая 1881) сыновей имп. Александра II, вел. князей Сергея и Павла Александровичей, и их двоюродного брата вел. кн. Константина Константиновича (впосл. президент Академии наук). Поездка была приурочена к годовщине со дня кончины имп. Марии Александровны (22 мая 1880), супруги имп. Александра II, к-рая хотя и не смогла по состоянию здоровья осуществить мечту о паломничестве в Иерусалим, но всегда оставалась покровительницей и благодетельницей рус. учреждений в Палестине. Приезд в Иерусалим вел. князей имел огромное значение для развития русско-иерусалимских духовных связей.

Идею почтить память матери-императрицы постройкой храма-памятника во имя ее небесной покровительницы равноап. Марии Магдалины подал вел. князьям начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме (РДМ) архим. Антонин (Капустин). Показывая им 21 мая святыни Елеона, он указал в качестве наиболее удачного места для постройки верхнюю часть Гефсиманского сада.

Церковь св. равноап. Марии Магдалины. Интерьер

Церковь св. равноап. Марии Магдалины. Интерьер


Церковь св. равноап. Марии Магдалины. Интерьер

Осенью 1882 г. после долгих согласований участок площадью 10,1 тыс. кв. м был приобретен на имя генерального консула в Иерусалиме В. Ф. Кожевникова и переведен в 1896 г. на имя российского правительства (нота МИД Турции о разрешении рус. консульству купить Гефсиманский участок: АВП РИ. Ф. Посольство в К-поле. Д. 3351. Л. 19-22; окончательный владельческий документ, сенед-тугралы, 1895 г.: АВП РИ, Ф. СПб. Главархив I-7. Оп. 6. Д. 1. Л. 21). 2 окт. 1884 г. рескриптом на имя архим. Антонина вел. кн. Сергей Александрович просит его принять на себя руководство постройкой церкви (Россия в Св. Земле. Т. 1. С. 411).

Закладка храма состоялась 21 янв. 1885 г., в надписи было указано: «Сей священный храм во имя святой равноапостольной Марии Магдалины заложен по воле благочестивейшего Государя Императора Александра Александровича и Августейших Его братьев великих князей Владимира, Алексея, Сергея и Павла Александровичей в память в Бозе почившей родительницы их благочестивейшей Государыни Императрицы Марии Александровны».

Храм построили за 3 года. Бо́льшую часть денег на строительство -135 тыс. р.- пожертвовал имп. Александр III, по 15 тыс. р. выделил каждый из 4 его братьев (Алексей, Владимир, Сергей и Павел Александровичи), еще 5 тыс. р.- их сестра Мария Александровна, герц. Эдинбургская. Представители придворной аристократии участвовали в украшении и обустройстве храма.

Автором проекта был рус. архит. Д. И. Гримм (1823-1898), руководил строительством иерусалимский инженер и архит. Георгий Франгья. 7-главый храм с золотыми куполами построен в типичном для царствования Александра III новорус. стиле с характерными для московского зодчества XVII в. кокошниками и шатровой колокольней. Главным украшением интерьера является иконостас белого мрамора с темной бронзой, иконы для к-рого были написаны В. П. Верещагиным. Большие панно на каждой из 4 стен храма, работы худож. С. В. Иванова (живопись по холсту, прикрепленному затем к стене), отражают основные эпизоды из жизни равноап. Марии Магдалины. Работу по размещению икон и холстов осуществлял командированный из С.-Петербурга худож.-реставратор П. К. Соколов.

При строительстве храма были обнаружены остатки древнеевр. гробниц эпохи Второго храма. В находящейся на участке небольшой естественной пещере, по местному монастырскому преданию, спали апостолы во время Гефсиманской молитвы Спасителя.

Для участия в торжественном освящении церкви, состоявшемся в праздник Покрова Пресв. Богородицы, 1 окт. 1888 г., в Иерусалим приехали вел. кн. Сергей Александрович с супругой Елизаветой Федоровной и братом Павлом Александровичем. На церемонии присутствовали губернатор Иерусалима Реуф-паша, комендант Иерусалима, греч. консул, рус. консульство и более 150 рус. паломников. Паломничество в Св. землю и посещение храма-мемориала в память имп. Марии Александровны несомненно сыграли роль в принятии решения вел. кнг. Елизаветы Федоровны о переходе в Православие. Впосл. сюда были перенесены ее мощи.

В 1892 г. на средства и по поручению Палестинского Православного общества (ИППО) в сев.-вост. углу Гефсиманского участка был построен т. н. дом великого князя - 2-этажное здание для паломников благородного сословия в память вел. кнг. Александры Георгиевны († 12 сент. 1891), супруги вел. кн. Павла Александровича, и вел. кн. Константина Николаевича († 13 янв. 1892). Дом был освящен архим. Антонином (Капустиным) 12 сент. 1892 г. Место для строительства было выбрано в углу сада, перед большим серым камнем, на к-рый, по преданию, Пресв. Богородица бросила Свой пояс ап. Фоме в 3-й день по Успении.

В 1904 г. по инициативе секретаря ИППО В. Н. Хитрово возле храма во имя равноап. Марии Магдалины было устроено рус. кладбище. Среди погребенных - видные представители рус. эмиграции, в т. ч. последний флигель-адъютант имп. Николая II, долголетний председатель ИППО в Иерусалиме ген. М. Г. Хрипунов († 6 апр. 1983).

Рус. участок отделен от расположенного ниже по склону францисканского участка узкой асфальтированной дорогой. Напротив ворот рус. обители, на месте, где, по преданию, Иуда целованием предал Господа, установлен обломок колонны. До первой мировой войны здесь начинался коридор-отросток, к-рый вел к Камню Моления о Чаше, являвшемуся тогда общим достоянием католиков и православных. Попытки францисканцев сделать священный камень своим владением каждый раз оспаривались и пресекались совместными усилиями Иерусалимской Патриархии, РДМ и рус. консульством. После перехода (в кон. 1917) Иерусалима под брит. контроль францисканцы, воспользовавшись отсутствием РДМ (эвакуированной в Александрию) и рус. консульства, добились от греков отказа от их прав и построили стену, преградив доступ к этому св. месту. По проекту архит. А. Барлуцци, приглашенного кустодом Св. земли Ф. Диа Таллеви для строительства ц. Гефсиманской молитвы («Церкви всех наций», 1919-1924), священный камень оказался внутри храма, в алтарной части.

После мученической кончины вел. кнг. Елизаветы Федоровны в Алапаевской шахте 18 июля 1918 г. ее мощи, как и останки др. погибших с нею, по мере отступления Белой Армии были перевезены игум. Серафимом (Кузнецовым) через всю Сибирь в Хабаровск, Пекин, Шанхай. Затем по желанию сестры Елизаветы Федоровны принцессы Виктории Баттенбергской мощи вел. княгини и инокини Варвары (Яковлевой) были доставлены в Иерусалим и 17/30 янв. 1921 г. погребены в крипте храма Марии Магдалины. После того как 1 нояб. 1981 г. Елизавета Федоровна и Варвара (Яковлева) были прославлены РПЦЗ в лике святых, было решено перенести их мощи из крипты непосредственно в храм. Торжественное перенесение состоялось 1-2 мая 1982 г. 9-11 янв. 1990 г. мощи были переложены в новые, мраморные раки по обеим сторонам солеи (мощи, прмц. Елисаветы Феодоровны - справа, инокини прмц. Варвары - слева).

Полное офиц. название существующей при храме рус. жен. обители: Вифанская община во имя Воскресения Христова с ц. равноап. Марии Магдалины в Гефсиманском саду (поскольку первоначально община располагалась на рус. участке в Вифании). Община была основана в 1933 г. 2 перешедшими в Православие шотландками, англикан. монахинями Б. М. Робинсон (в иночестве игум. Мария) и К. Ф. Спрот (в иночестве мон. Марфа), и рус. мон. Варварой (Цветковой) по благословению архиеп. Анастасия (Грибановского), впосл. первоиерарха РПЦЗ. Игум. Мария управляла обителью с 1935 г. (с сент. 1936 в сане игумении) до самой кончины в 1969 г. Ныне обитель, находящуюся в юрисдикции РПЦЗ, возглавляет игум. Елисавета.

Ист.: АВП РИ. Ф. РИППО. Оп. 873/1. Д. 492-494; Россия в Св. Земле: Док-ты и мат-лы. М., 2000. Т. 1. С. 406-473.

Лит.: Лисовой Н. Н. Наследие Русской Палестины // Россия и Св. Земля: Страницы истории. М., 1999. С. 73-98; он же. Приди и виждь: Свидетельства Бога на земле. М., 2000. С. 130-135, 207-211; он же. Храмы Русской Палестины // К свету. М., 2002. Вып. 19. С. 138-164; Строительство церкви св. равноап. Марии Магдалины в Иерусалиме / Сост.: К. А. Вах, Г. И. Вздорнов, Н. Н. Лисовой. М., 2005; Рассказ о ковчеге со св. мощами преподобномучениц вел. кнг. Елизаветы и инокини Варвары, прибывшем в Россию со Св. Земли. Иерусалим, 2005.

Н. Н. Лисовой


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "ГЕФСИМАНСКИЙ ВО ИМЯ РАВНОАПОСТОЛЬНОЙ МАРИИ МАГДАЛИНЫ МОНАСТЫРЬ" в других словарях:

  • Церковь Святой Марии Магдалины (Гефсимания) — У этого термина существуют и другие значения, см. Храм Святой Марии Магдалины. Православная церковь Церковь Святой Марии Магдалины …   Википедия

  • Церковь Святой Марии Магдалины (Гефсиманский сад) — Православная церковь Церковь Святой Марии Магдалины Страна Израил …   Википедия

  • Церковь святой Марии Магдалины (Гефсиманский сад) — Православная церковь Церковь Святой Марии Магдалины Страна Израил …   Википедия

  • Монастырь Марии Магдалины — Православная церковь Церковь Святой Марии Магдалины Страна Израил …   Википедия

  • ЕЛЕОНСКАЯ ГОРА — [Елеон, Масличная гора; греч. ῎Ορος ᾿Ελαίων], короткий горный кряж, облегающий Иерусалим с востока и ограждающий его от разрушительного соседства пустыни. Обращенные к Иерусалиму, зап. склоны и в наст. время сохранили остатки оливковых рощ, от… …   Православная энциклопедия

  • ГЕФСИМАНИЯ — Вход в ц. Успения Пресв. Богородицы. Литография художников Г. и Н. Чернецовых. 1842–1843 гг. Вход в ц. Успения Пресв. Богородицы. Литография художников Г. и Н. Чернецовых. 1842–1843 гг. Вид на Гефсиманию и Елеонскую гору Вид на Гефсиманию и… …   Православная энциклопедия

  • Иерусалим * — (лат. Hierosolyma, в клинообразных надписях Ursalimmu, в иероглифах Schalam, еврейск. Jeruschalajim, турецк. Soliman или Küdsi Schêrif, араб. EI Kuds, т. е. святой) главн. г. древней Палестины, ныне областной г. Дамасского вилайета (генерал …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Иерусалим — (лат. Hierosolyma, в клинообразных надписях Ursalimmu, в иероглифах Schalam, еврейск. Jeruschalajim, турецк. Soliman или Küdsi Schêrif, араб. EI Kuds, т. е. святой) главн. г. древней Палестины, ныне областной г. Дамасского вилайета (генерал… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Филарет Дроздов — (до пострижения Василий Михайлович) митрополит московский, род. 26 дек. 1782 г. в городе Коломне Московской губернии, где отец его Михаил Феодорович был соборным протоиереем; умер 19 нояб. 1867 г. После домашнего воспитания под руководством… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Елизавета Фёдоровна — Елизавета Фёдоровна …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»