- ГУНКЕЛЬ
[нем. Gunkel] Иоганн Фридрих Герман (23.05.1862, Шпринге, близ Ганновера - 11.03.1932, Галле), нем. протестант. библеист. Род. в семье пастора. Изучать богословие начал летом 1881 г. в Гёттингенском ун-те, где одним из его учителей был А. Ричль; помимо этого изучал германистику, историю и философию. С сер. 1882 до сер. 1883 г. Г. учился в Гисенском ун-те, посещал лекции А. фон Гарнака и Б. Штаде. Вернувшись в Гёттинген, слушал лекции У. фон Виламовица-Мёллендорфа и П. А. де Лагарда, к-рый преподавал ему сир. и араб. языки. По окончании курса (экзамен в апр. 1885 в Ганновере) Г. продолжил учебу в Гёттингене, Лейпциге и Люнебурге за свой счет. В 1885-1888 гг. он завершил работу над дис. «Die Wirkungen des Heiligen Geistes...» (Действие Св. Духа согласно простонародным представлениям апостольского периода и в учении ап. Павла). В 1895 г. Г. преподавал в качестве экстраординарного профессора в Берлине. Здесь среди его учеников был Р. Бультман; М. Дибелиус защитил у него диссертацию. В 1907 г. Г. пригласили в Гисенский ун-т, где его учениками были З. Мовинкель и В. Баумгартнер.
И. Ф. Г. Гункель. Фотография. 20-е гг. ХХ в.
И. Ф. Г. Гункель. Фотография. 20-е гг. ХХ в.С 1916 до 1920 г. он являлся одним из основных представителей школы истории религий. В 1920 г. приглашен в Галле. 1 окт. 1927 г. по состоянию здоровья вышел на пенсию; с этого времени деятельность была ограничена только преподаванием истории ветхозаветной литературы. Г.- почетный член англ. «Общества исследований Ветхого Завета» и амер. «Общества библейской литературы» (1927).
В кн. «Schöpfung und Chaos in Urzeit und Endzeit» Г. отметил вавилонское происхождение нек-рых черт Откровения и противопоставил метод анализа традиции историческому подходу, разработанному прежде всего Ю. Велльгаузеном и его школой. В «Комментарии на кн. Бытие» (1901, 19779) он сочетает разделение на источники, проведенное лит. критикой Велльгаузена, с отнесением отдельных повествований к большим жанровым единствам, историю к-рых Г. здесь описывает. В 1903-1932 гг. Г. сначала вместе с И. Ф. В. Буссе, затем с Бультманом издает серию монографий «Forschungen zur Religion und Literatur des Alten und Neuen Testaments», к-рую открывает кн. Г. «Zum religionsgeschichtlichen Verständnis des NT». В ней он предложил тезис о том, что с исторической т. зр. христианство является синкретической религией. Г. стремился показать, что мн. христ. представления (в частности, христологические идеи) почерпнуты из вост. (не из эллинистических) религий через традицию иудаизма (S. 1).
Работая над 1-м изд. RGG, Г. написал более 300 статей для этой энциклопедии и стал признанным лидером школы истории религий. В своих религиозно-исторических работах он выступал против пропагандируемого с 1902 г. Фридрихом Деличем панвавилонизма.
Исходя из метода анализа традиции (Schöpfung und Chaos), Г. развивал в последующем метод анализа жанровых форм и придал новое направление лит. критике Велльгаузена. Он установил связь повествований ВЗ с жанрами саги и легенды, мифа и сказки. Возникнув в устной форме, предания долгое время передавались изустно, тогда же из них сформировались циклы саг (Sagenkränze). Позже они составили основу письменных источников J (Яхвиста) и E (Элохиста). Метод анализа жанровых форм не исключал работы с источниками, но дополнял его анализом дописьменной стадии существования традиции. При исследовании псалмов (1926) Г. показал, что они не представляют собой продукт индивидуального поэтического вдохновения, но отражают различные богослужебные традиции. При этом объектом исследования стали т. н. малые единства, т. е. отдельные тексты, по-видимому независимо существовавшие в традиции до вхождения в источники (большие единства). Выявленные формальные и содержательные элементы, к числу к-рых относятся формулы, лексическое наполнение, композиционная структура, ритм, аллитерация, устойчивые эпитеты, позволяли давать жанровую характеристику текстам древнеевр. лит-ры. Анализ не ограничивался формально-лит. стороной, но для каждого из выделенных «малых единств» определялось «место в жизни» (Sitz im Leben), т. е. цели и условия их общественного применения и функционирования. Г. назвал этот методический подход исследованием жанров (Gattungsforschung).
Он был популярен среди слушателей и учеников, многие из к-рых стали известными библеистами (в сфере ВЗ - А. Альт, М. Нот, Г. фон Рад; в сфере НЗ -Бультман и Дибелиус). Только во 2-й пол. XX в. произошло систематическое оформление метода Г. (Koch К. Was ist Formgeschichte?: neue Wege der Bibelexegese. Neukirchen-Vluyn, 1964), и уже вскоре метод анализа форм стал разрабатываться в лингвистике (Guttgemanns E. Offene Fragen zur Formgeschichte des Evangeliums: Eine methodologische Skizze der Grundlagenproblematik der Form- und Redaktionsgeschichte. Münch., 1970)
Соч.: Die Wirkungen des heiligen Geistes nach der populären Anschauung der apostolischen Zeit und nach der Lehre des Apostels Paulus. Gött., 1888, 19093; Schöpfung und Chaos in Urzeit und Endzeit: eine religionsgeschichtliche Untersuchung über Gen 1 und Ap Joh 12. Gött., 1895, 19212; Genesis. Gött., 1901, 19779; Israel und Babylonien: der Einfluss Babyloniens auf die israelitische Religion. Gött., 1903; Zum religionsgeschichtlichen Verständnis des Neuen Testaments. Gött., 1903, 19102; Einleitung in die Psalmen: die Gattungen der religiösen Lyrik Israels. Gött., 1926.
Лит.: Klatt W. Hermann Gunkel: Zu seiner Theologie der Religionsgeschichte und zur Entstehung der formgeschichtlichen Methode. Gött., 1969.
К. В. Неклюдов
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.