ДАМАСКИН

ДАМАСКИН

Сщмч. Дамаскин (Цедрик). Фотография. 20-е гг. XX в.

Сщмч. Дамаскин (Цедрик). Фотография. 20-е гг. XX в.


Сщмч. Дамаскин (Цедрик). Фотография. 20-е гг. XX в.

(Цедрик Дмитрий Дмитриевич; 29.10.1878, г. Маяки Одесского у. Херсонской губ.- 15.09.1937, Карагандинский ИТЛ), сщмч. (пам. 2 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), еп. бывш. Глуховский. Из семьи почтового служащего. По окончании в 1893 г. Херсонского ДУ поступил в Одесскую ДС. В 1895 г. перешел в Херсонскую учительскую семинарию. В 1902 г. окончил миссионерские курсы при КазДА, 9 июня того же года принял монашеский постриг с именем Дамаскин, 10 июня рукоположен во диакона, 30 июня - во иерея. С 26 окт. 1902 г. заведующий Читинским миссионерским уч-щем. 15 нояб. 1903 г. назначен миссионером в Агинский и Иргенский станы, 1 янв. 1904 г. перемещен в той же должности в Курумкано-Гаргинский миссионерский стан. 12 сент. 1905 г. зачислен слушателем на курсы Восточного ин-та во Владивостоке. Одновременно исполнял обязанности учителя пения (с нояб. 1905) и законоучителя (с сент. 1906) во Владивостокской муж. гимназии. 1 февр. 1907 г. причислен к Владивостокскому архиерейскому дому, исполнял должность настоятеля храма Восточного ин-та, служил в храме на ст. Седанка (пригород Владивостока). 1 июля 1907 г. назначен на должность благочинного Камчатского и Гижигинского округов, 2 авг. освобожден от этого назначения, оставлен во Владивостоке. С нояб. 1908 г. настоятель храма Владивостокской муж. гимназии.

По окончании в 1909 г. Восточного ин-та уехал в отпуск в С.-Петербург, предполагая поступить на 4-й курс вост. фак-та С.-Петербургского ун-та. Участвовал в Съезде рус. людей, проходившем 27 сент.- 4 окт. 1909 г. в Москве по инициативе прот. сщмч. Иоанна Восторгова. 31 мая 1910 г. назначен миссионером в с. Болхуны Черноярского у. Астраханской губ. 20 окт. 1911 г. причислен к Донскому архиерейскому дому, вел миссионерскую работу среди калмыков. Во время первой мировой войны служил на Кавказском фронте начальником врачебно-питательного отряда Красного Креста (с весны 1915) и отряда по борьбе с заразными болезнями (с 1916). В 1917 г. санитар и войсковой священник 10-го армейского запасного полка на Юго-Западном фронте. Участвовал в Съезде ученого монашества, проходившем 7-14 июля 1917 г. в МДА. 9 мая 1918 г. демобилизован. Награжден орденами св. Анны 3-й (1916) и 2-й (1917) степени.

В 1918 г. Д. был арестован в Орловской губ., приговорен к расстрелу, избежал казни. В том же году переехал в Киев, стал насельником Златоверхого киевского во имя св. арх. Михаила муж. мон-ря, зачислен студентом в КДА. Киевский митр. Антоний (Храповицкий) назначил Д. епархиальным миссионером. После отступления осенью 1919 г. из Киева войск ген. А. И. Деникина Д. переехал в Крым, в следующем году архиеп. Таврическим Димитрием (см. схиархиеп. Антоний (Абашидзе)) Д. был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Балаклавского во имя вмч. Георгия Победоносца муж. мон-ря. 5 нояб. 1922 г. в Симферополе привлечен к суду вместе с уволенным на покой архиеп. Димитрием (Абашидзе), управляющим Таврической епархией архиеп. сщмч. Никодимом (Кротковым), Севастопольским еп. сщмч. Сергием (Зверевым) и др. священнослужителями. Оправдан Верховным судом Крымской АССР. В нач. 1923 г. Д. вновь был арестован, неск. месяцев находился в тюрьме вместе со Ставропольским еп. Евсевием (Рождественским), затем выслан за пределы республики. По отзыву архиеп. Никодима (Кроткова), в Крыму Д. ревностно отстаивал интересы Церкви перед властями, зарекомендовал себя «любителем благостного богослужения (он прекрасный чтец и певец), проповедником усердным и умелым практическим деятелем» (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 211. Л. 14 об.). После освобождения Д. уехал в Москву, жил в Даниловом муж. мон-ре.

В 1923 г. представители общин г. Глухова Черниговской губ. обратились к Патриарху Московскому и всея России св. Тихону (Белавину) с просьбой об открытии у них епископской кафедры (см. Глуховское вик-ство Черниговской епархии). 18 нояб. 1923 г. свт. Тихон возглавил в Донском мон-ре хиротонию Д. во епископа Глуховского, викария Черниговской епархии, назначенного временно управляющим Черниговской епархией. В янв. 1924 г. Д. прибыл в Глухов. Архиерей организовал деятельность епархиального управления и канцелярии, викарных и благочинных правлений, совершал поездки по епархии.

15 сент. 1924 г. Д. был арестован в г. Нежине Черниговской губ., помещен в черниговскую тюрьму. Обвинялся в организации нелегальных структур церковного управления, в выступлениях против обновленчества и поминовении за богослужением находившихся в заключении епископов. Правосл. общины Чернигова, Глухова, Нежина и Новгорода-Северского обращались с ходатайствами о назначении над епископом суда или, при отсутствии обвинения,- о его немедленном освобождении. 14 мая 1925 г. архиерей был освобожден, в июле подвергся кратковременному аресту за «контрреволюционную пропаганду». В авг. привлечен к следствию по делу «Воздвиженской Неплюевской монархической организации» - основанного Н. Н. Неплюевым (1851-1908) Крестовоздвиженского религ. трудового братства, продолжавшего существовать после революции как сельскохозяйственная артель. Д. неоднократно посещал Неплюевскую коммуну, видя в ней способ духовной защиты от безбожия. После обыска с Д. была взята подписка с обязательством выехать в Москву. С сент. он жил в московском Даниловом мон-ре.

30 нояб. 1925 г. Д. с большой группой архиереев был арестован по делу Патриаршего Местоблюстителя Крутицкого митр. сщмч. Петра (Полянского). Д. обвиняли в участии в нелегальном «Даниловском синоде». Находился в заключении во внутренней тюрьме ОГПУ и в Бутырской тюрьме. 21 мая 1926 г. приговорен особым совещанием при Коллегии ОГПУ к 3 годам ссылки в Сибирь. Отбывал срок ссылки вместе с Владимирским архиеп. сщмч. Николаем (Добронравовым) и, возможно, Чистопольским еп. Иоасафом (Удаловым) на Крайнем Севере - в станке (малом поселении) Полой в низовьях Енисея. Летом 1927 г. имел встречу и беседу с Казанским митр. сщмч. Кириллом (Смирновым), отбывавшим ссылку в еще более северном станке Хантайка.

После получения сведений об издании Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергием (Страгородским) и Временным Патриаршим Свящ. Синодом «Декларации» 1927 г. Д. написал в апр. 1928 г.: «Для меня стало ясно, что перешагнули через черту допустимого (подчеркнуто Д.- О. К.)» («Совершается суд Божий...». № 9. С. 341). В нояб. 1928 г. архиерей был освобожден с ограничениями в выборе места жительства. По дороге из ссылки 11 дек. 1928 г. в Москве он встретился и долго беседовал с митр. Сергием, но не был удовлетворен словами Заместителя Патриаршего Местоблюстителя о том, что «Декларация» была полезна Церкви, поскольку способствовала ее легализации в государстве.

С кон. 1928 г. Д. жил в ранее входившем в состав Черниговской епархии г. Стародубе (с янв. 1929 город относился к Западной обл. РСФСР), служил в Иоанно-Предтеченской ц. В апр. 1929 г., получив распоряжение митр. Сергия о необходимости предоставления духовенством в органы власти сведений о церковных общинах, прекратил поминовение митр. Сергия за богослужением. В мае обратился к митр. Сергию с письмом, в к-ром писал, что издание «Декларации» означало отказ от достоинства и внутренней свободы Церкви (Там же. С. 355). В это же время Д. отклонил предложение стать помощником Ленинградского митр. сщмч. Серафима (Чичагова). Считая, что митр. Сергий не имел права на издание «Декларации» без благословения Патриаршего Местоблюстителя, Д. летом 1929 г. при помощи диак. Кирилла Цокота, мон. Ирины (Буровой) и др. передал митр. Петру (Полянскому), отбывавшему ссылку в пос. Хэ Тобольского окр., свое послание, а также копии переписки митр. Кирилла (Смирнова) с митр. Сергием и писем др. архиереев, выражавших критическое отношение к «Декларации». Хотя митр. Петр не дал тогда письменного ответа на вопрос о своем отношении к происходившим в Церкви событиям, Д. утверждал, что на словах Местоблюститель осудил действия своего Заместителя. 14 окт. Д. написал 2-е письмо митр. Сергию, в к-ром сообщил, что разрывает с ним литургическое общение.

Д. поддерживал связи с даниловской группой и др. непоминающими, но не примыкал ни к одному из движений, оппозиционных митр. Сергию, заявляя, что до получения разъяснений от Патриаршего Местоблюстителя остается «сдерживающим началом» в Церкви. В кон. 20-х - 30-х гг. ХХ в. Д. написал и разослал ок. 150 посланий, в которых противопоставлял Церкви как адм. структуре, нуждающейся в гос. легализации, Церковь как «богоучрежденный и таинственный союз всех верующих во Христа». Д. часто писал о наступлении «последних времен» для Церкви, когда внешнее благолепие храмов потеряет свое значение и для сохранения неповрежденной святости и чистоты веры нужно уйти в «катакомбы», в «пустыни». Первоначально он не поддерживал распространенное среди радикальных противников митр. Сергия мнение о его безблагодатности, позднее позиция Д. стала более жесткой.

27 нояб. 1929 г. Д. был арестован в Стародубе как «руководитель церковной контрреволюционной группировки», помещен в смоленскую тюрьму. Обвинялся в «организации активного противодействия мероприятиям соввласти, направленным против церкви», в «подготовке перехода всей церковной деятельности в подполье (катакомбы)» и в «контрреволюционной оппозиции митрополиту Сергию». На следствии Д. отверг основанные на доносах обвинения в организации «конспиративных контрреволюционных собраний»; в письме в областной отдел ОГПУ подчеркнул аполитичность «истинного православного» течения в Церкви, писал о бесперспективности борьбы гос-ва с Церковью, поскольку «невозможно уничтожить вековечную идею христианства, ибо она в духе человека» (Там же. № 10. С. 448). 28 мая 1930 г. Д. был осужден Коллегией ОГПУ по Западной обл. на 10 лет ИТЛ. Наказание отбывал в Соловецком ИТЛ на Анзерском о-ве, освобожден по инвалидности в кон. нояб. 1933 г.

В нач. 1934 г. Д. прибыл в Херсон. В кон. февр. на приеме у заведующего отделом по делам религ. культов при ВУЦИК архиерей сообщил, что не намерен заниматься церковно-адм. деятельностью, после чего переехал в окрестности Глухова - жил в с. Берёза и на хуторе Светлом, затем поселился в Нежине. В этот период продолжал переписку со своими единомышленниками, в т. ч. с Угличским архиеп. сщмч. Серафимом (Самойловичем), встречался в Киеве со схиархиеп. Антонием (Абашидзе). В февр. Д. посетил митр. Кирилла (Смирнова) в Гжатске (ныне Гагарин), где ознакомился с письмами митр. Петра (Полянского) к митр. Сергию. Патриарший Местоблюститель предлагал своему Заместителю «исправить допущенную ошибку... устранить и прочие мероприятия, превысившие Ваши полномочия» (Акты свт. Тихона. С. 681). Д. воспринял эти слова как основание для прекращения полномочий Заместителя Местоблюстителя, не обращая внимания на то, что митр. Петр призвал митр. Сергия продолжать руководство церковной жизнью (Там же. С. 691).

1 авг. 1934 г. Д. был арестован в Нежине Черниговским обл. управлением НКВД по обвинению в том, что «проводил организационную работу, направленную против мероприятий советской власти» и «являлся членом нелегальной контрреволюционной организации церковников «Истинно-православная церковь»». Был помещен в тюрьму в Чернигове. 14 авг. направлен в Киев в распоряжение Управления госбезопасности НКВД УССР. На следствии Д. не скрывал своих убеждений, категорически отверг обвинение в участии в контрреволюционных орг-циях. 15 февр. 1935 г. особым совещанием при НКВД СССР приговорен к 3 годам ссылки в Северный край.

Первоначально отбывал ссылку в Архангельске. Летом 1935 г. по переданной в письме просьбе архиеп. Серафима (Самойловича) принял под свое окормление значительную часть последователей отделившегося от митр. Сергия Глазовского еп. исп. Виктора (Островидова) в Вятской (Кировской) епархии; передал обращение к вятскому духовенству о подчинении себе как правящему архиерею и о недопущении перехода клириков из прихода в приход. 3 марта 1936 г. Д. был арестован в Архангельске по обвинению в том, что «нелегально возглавил «Вятскую епархию православной церкви» викторианской ориентации, нелегально руководил таковой через к[онт]р[революционную] группу церковников, давая им указания к[онт]р[революционного] характера». В апр. направлен в распоряжение УНКВД по Кировскому краю. Д. отверг все предъявленные ему обвинения. Находясь в тюрьме в Кирове, написал развернутую объяснительную записку в особое совещание при НКВД СССР о «ненормальном положении верующих граждан СССР», в к-ром обвинил гос. органы в «неконституционных формах отношений к Церкви». 27 окт. 1936 г. особым совещанием при НКВД СССР архиерей был приговорен к 5 годам ИТЛ.

С кон. 1936 г. отбывал срок в Бурминском отд-нии Карагандинского ИТЛ (Казахстан), работал бухгалтером. 13 авг. 1937 г. арестован в лагере по обвинению в «антисоветской агитации и организации нелегальных сборищ». Поводом для ареста стало празднование Д. и его соузниками Пасхи. Архиерей виновным себя не признал. Расстрелян по приговору Особой тройки при УНКВД по Карагандинской обл. от 10 сент. 1937 г. Местонахождение могилы неизвестно. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г.

Соч.: «Совершается суд Божий над Церковью и народом русским...»: Арх. мат-лы к житию сщмч. Дамаскина, еп. Стародубского // БСб. 2002. № 9. С. 323-375; № 10. С. 432-470; 2003. № 12. С. 280-301.

Арх.: ГАРФ. Ф. 6343. Д. 343; РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 211, 218; ЦА ФСБ. Д. 3677, Р-31265; Архив УФСБ по Брянской обл. Д. П-8979; Архив УФСБ по Кировской обл. Д. СУ-9730; ГА Карагандинской обл. Д. 3422; Архив типографии Джорданвилльского мон-ря.

Лит.: Л[опушанская] Е. Епископы-исповедники. Сан-Франциско, 1971. С. 36-71; Польский. Ч. 2. С. 157-163; Акты свт. Тихона. С. 856-857; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 12-14; Шкаровский М. В. Иосифлянство: Течение в РПЦ. СПб., 1999. С. 282-283; Пуцко В. Глуховский еп. Дамаскин // Моск. журнал. 2002. № 10. С. 46-47; Медведев Г. Н., Медведева Н. А. От южного города до «Южного городка» // БСб. 2001. № 8. С. 364-394; Мазырин А., диак. Сщмч. митр. Кирилл (Смирнов) как глава «правой» церк. оппозиции: Круг его ближайших последователей // Там же. 2003. № 12. С. 240-255.

О. В. Косик


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "ДАМАСКИН" в других словарях:

  • Дамаскин — Дамаскин: Иоанн Дамаскин (ок. 675  753 (777?))  преподобный святой, один из отцов церкви, богослов и гимнограф. Дамаскин, Владимир Николаевич (1870 1937)  священномученик Русской православной церкви Дамаскин (архиепископ Афинский)… …   Википедия

  • Дамаскин — Возможно, из Дамаска (греч.). 29 (16) января – священномученик Дамаскин Новый. 26 (13) ноября – преподобномученик Дамаскин. День Ангела. Справочник по именам и именинам. 2010 …   Словарь личных имен

  • Дамаскин — иеродиакон Чудова монастыря, полемист конца XVII в. Умер около 1706 г. Главное его сочинение: 105 ответов , или Остен , направлено против приверженцев латинского мнения о времени пресуществления Даров. Впервые (1667) это мнение было высказано… …   Биографический словарь

  • Дамаскин — игум., наст. Валаамск. мон., † 1881. {Венгеров}  Дамаскин полемист конца ХVIII в., иеродиак. Чудова мон., † после 1706. {Венгеров} …   Большая биографическая энциклопедия

  • ДАМАСКИН — епископ (до пострижения Дмитрий Ефимович Семенов Руднев) (1737 95), российский археограф и библиограф. С 1778 ректор Славяно греко латинской академии. Основной труд Библиотека Российская... (рукопись) охватывает русские книги с сер. 16 в. по 1785 …   Большой Энциклопедический словарь

  • ДАМАСКИН — (в миру Дмитрий Ефимович Семёнов Руднев) (1737 95), епископ, археограф и библиограф. С 1778 ректор Славяно греко латинской академии. Осн. труд Библиотека Российская... (рукопись), охватывает русские книги с середины 16 в. по 1785. Источник:… …   Русская история

  • Дамаскин — (Иоанн) один из знаменитейших богословов и отцов церквиВосточной (р. около 673 676 г.). Отец Д., Сергий, был первым министромдамасского халифа Абдалмелеха (682 703 г.); воспитателем Д. былпленный калабрийский монах, давший ему хорошее образование …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Дамаскин — (Семенов Руднев) см. Семенов Руднев Д. Е. (карточка отсутствует) …   Словарь русского языка XVIII века

  • дамаскин — а, м. damasquiner. Ткань с букетами или узорами всех цветов. Молва 1832 98 379. Ткань, похожая на парчу с мелким восточным узором из золотых или серебряных нитей, называлась также дамаске/т или дамаски/н . Власов 8 2 666. Лекс. БСЭ 3: дамаски/ны …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • «ДАМАСКИН» — рукописные сборники житийного и поучительного характера, широко распространенные у юж. славян в кон. XVI нач. XIX в. Образцом «Д.» был греч. сб. «Сокровище», составленный митр. Навпактским и Артским Дамаскином Студитом (полное название: Θησαυρὸς… …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»