- ДАНИИЛ III
Баньский, Младший (ок. 1350 - 7 апр. кон. 90-х гг. XIV в.), патриарх Сербский (1390/91 - не позднее 1400), агиограф, гимнограф. Род. в семье придворного св. кн. Лазаря. Известно лишь монашеское имя отца Д.- Дорофей. Ок. 1380 г. принял монашество, был иноком мон-ря Баньска. В 1382 г. вместе с отцом основал в их владениях мон-рь Дренча и стал его настоятелем, сохранилась ктиторская грамота (повелья) отца Д. мон-рю с перечнем владений от 2 марта 1382 г., данная в мон-ре Жича в присутствии патриарха Спиридона и Собора Сербской Православной Церкви (Pantel. № 56; см.: Младеновић А. Повеље кн. Лазара: Текст, комент., снимци. Београд, 2003. С. 177-190, 299-302; № 10).
Д. был избран патриархом при поддержке семейства св. деспота Лазаря в сент. в 1390/91 (6899) г. на Соборе, созванном св. деспотом Стефаном Лазаревичем, но есть версия о его избрании в 1392 г. (см.: Новаковић Р. Да ли jе Данило избран за патриjарха 1390. г.? // ПКJИФ. 1960. Књ. 26. Св. 1-2. С. 80). Д. всегда поддерживал власть деспота Стефана и его матери кнг. Милицы (мон. Евгении) (см.: Благоjевић. 2004. С. 395-396). Был одним из инициаторов перенесения мощей св. кн. Лазаря из Приштины в мон-рь Раваница, но о его участии в процессии источники не упоминают (Радоjичић Ђ. Избор патриjарха Данила III и канонизациjа кн. Лазара // ГСНД. 1940. Књ. 21. С. 45-78).
Месяц и день кончины Д. известны благодаря приписке к Уставу 1416 г. Даниила Левоокого (Стоjановић. Записи. Књ. 3. С. 73. № 5043). В определении года смерти исследователи колеблются от 1396 до 1399 г. (см.: Пурковић М. Српски патриjарси средњега века // ГСНД. 1936. Књ. 15/16. С. 312; Иларион (Зеремски), еп. Из историjе Пећке патриjаршиjе. Сремски Карловци, 1931. С. 65-66). Его преемник патриарх Савва V упоминается в 1400 г.
Уже во время иночества Д. написал проложные Жития (со стихами) святых Саввы и Симеона Сербских и службу с проложным Житием св. кор. Милутину (ок. 1380). Эти произведения не отличаются оригинальностью, т. к. были созданы для литургического использования на основе пространных Житий и похвал мон. Феодосия Хиландарского. Служба имеет сложную структуру отдельных песнопений, увеличенный размер стихир с «плетением» поэтических фигур; канон снабжен текстовым акростихом, проходящим по тропарям и богородичнам с именем автора в 9-й песни. Образцом для Д. стали службы и каноны этим святым того же Феодосия. В службе вместе с Милутином прославляется его брат кор. Драгутин (см. ст. Феоктист, прп.). В службе выражена идея легитимной преемственности св. династии Неманичей, «лозы», коренящейся от «святой довицы» - Симеона и Саввы.
Важное место в творчестве Д. занимает прославление св. кн. Лазаря, в связи с перенесением мощей которого и возникновением его почитания в Раванице он в 1391 или 1392 г. он, возможно, написал цикл произведений, необходимых для церковного прославления нового святого: службу с проложным Житием, Похвальное слово и Слово историческое. Вопрос об авторстве Похвального слова св. кн. Лазарю (в рукописях анонимного) окончательно не решен: оно приписывается Д., кнг. Милице, деспоту Стефану Лазаревичу или некоему иноку мон-ря Раваница (обзор мнений см.: Богдановић. С. 193-194). Нет единого мнения и об авторстве службы Лазарю (Д., мон. Евгения или монах-раваничанин - см. Там же), акростих к-рой не содержит имени автора. Службу роднит с несомненно написанной Д. службой кор. Милутину мотив прославления князя-мученика, к-рый хоть и не является Неманичем по крови, но по духу связан со «святой лозой» и продолжает ее как носитель единой с ней духовной и державно-правовой легитимности.
Эту группу разножанровых текстов, посвященных кн. Лазарю, объединяет интерпретация его подвига как триумфа Царствия Небесного над «царством земным». Их символика последовательно несет мартирологический характер и ориентирована на образы литургической поэзии, прославляющей мучеников, но при этом повествование развивается в реальном историческом времени. Слово историческое о св. кн. Лазаре представляет вариант пространного Жития мученика (к-рое не было написано). Образной системой оно напоминает древнерус. воинские повести, но отличается от них универсальной мотивацией поступков героя.
Соч.: Ћоровић В. Силуан и Данило II српски писци XIV-XV в. // ГСКА. 1929. Бр. 136. С. 13-103; Трифуновић Ђ. Српски средњовековни списи о кн. Лазару и Косовском боjу. Крушевац, 1968; Србљак. Београд, 1970. Књ. 2. С. 77-121.
Лит.: Radojicić Đ. Sp. Danilo III (Danilo Mlađi) // Enciklopedija Jugoslavije. Beograd, 1956. T. 2. S. 663; Трифуновић Ђ. Белешке о делима у Србљаку // О Србљаку: Студиjе. Београд, 1970. С. 271-496; Кашанин М. Српска књижевност у средњем веку. Београд, 1975; Пурковић М. Српски патриjарси средњега века. Дюссельдорф, 1976. С. 127-134; Богдановић Д. Историjа старе српске књижевности. Београд, 1980. С. 191-195; Слиjепчевић. Историjа. Књ. 1. С. 179-180, 247-248; Podskalsky G. Theologische Literatur des Mittelalters in Bulgarien und Serbien: 865-1459. Münch., 2000; Благоjевић М. Немањићи и Лазаревићи и српска средњовековна државност. Београд, 2004.
А. А. Турилов, иеродиак. Игнатий (Шестаков)
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.