ДАНИИЛ II

ДАНИИЛ II

[серб. Данило Други] (ок. 1274 - 19.12.1337), свт. (пам. 20 дек., в Соборе Афонских святых и в Соборе Сербских святителей), архиеп. Печский (1324-1337). Основные сведения о жизни Д. содержатся в написанных им «Житиях королей и архиепископов сербских» и в Житии Д., составленном его учеником. Год рождения Д. вычисляют, принимая во внимание его сообщение о том, что он был избран архиепископом на 50-м году жизни. Д. происходил из знатной семьи, один выжил из братьев и сестер. Был «рожден и воспитан в серб. земле, с детства рос в Православии». Несмотря на неодобрение родителей, любил читать книги. В юном возрасте пришел ко двору кор. св. Милутина (Стефана Уроша II), до самой смерти к-рого оставался его верным помощником. После беседы с неким старцем в мон-ре Сопочани, куда он приехал, сопровождая короля, решил стать монахом. Ок. 1300 г. в мон-ре Кончул принял постриг с именем Даниил (мирское имя неизвестно). По приглашению архиеп. Евстафия II, посоветовавшись с королем, перешел в мон-рь Печ (см. ст. Печская Патриархия), где был рукоположен во иерея.

Свт. Николай Чудотворец и архиеп. Даниил II. Роспись ц. Богородицы Одигитрии в Пече. Ок. 1337 г.

Свт. Николай Чудотворец и архиеп. Даниил II. Роспись ц. Богородицы Одигитрии в Пече. Ок. 1337 г.


Свт. Николай Чудотворец и архиеп. Даниил II. Роспись ц. Богородицы Одигитрии в Пече. Ок. 1337 г.

В 1306/07 г. Д. на Соборе, созванном в Сербии, а не на соборе хиландарского братства был избран игуменом афонского мон-ря Хиландар, возможно не без поддержки его кандидатуры кор. св. Милутином и архиеп. Евстафием. Управлял мон-рем в 1307-1309 гг., когда Св. Гора подвергалась нападениям каталанских отрядов, организовал успешную оборону обители. Ок. 1308 или 1310 г., вероятно, временно находился в Сербии, хотя есть мнение, что он не покидал Афон до 1311 г. Последний раз Д. упоминается как игумен афонского мон-ря 26 мая 1310 г., с авг. 1312 г. упоминается новый игумен Никодим (впосл. архиепископ Сербский). Избрание нового настоятеля можно объяснить опасением насельников, что Д., в очередной раз покидая Афон, не вернется в обитель.

Д. поселился в Карее, в келье св. Саввы Сербского, но вскоре кор. Милутин направил его с дипломатической миссией к своему брату кор. Стефану Драгутину (см. Феоктист, прп.), в г. Дебрц в Среме, по словам Д., «ради неких дел» (возможно, для примирения враждовавших в тот период родственников). Д. успешно выполнил миссию и был щедро одарен Драгутином и его супругой Кателиной. По возвращении он был избран епископом Баньской епархии, но согласился управлять епархией при условии, что ему будет разрешено жить на Афоне. В периоды пребывания на Афоне был тесно связан с рус. мон-рем вмч. Пантелеимона (большинство насельников к-рого в то время были сербами), имел там духовного отца. Присутствовал у смертного одра кор. Елены и участвовал в ее погребении (1314).

Вернувшись на Афон, Д. жил в хиландарском пирге, собирался совершить паломничество в Св. землю, но отказался от планов из-за нового вызова в Сербию. Кор. Милутин планировал возвести Д. на архиепископский престол, но его не поддержал церковный Собор. Предстоятелем Сербской Церкви, вероятно по рекомендации Д., был избран игум. Хиландара Никодим. В 1317 г. Д. был назначен на Хумскую епархию. Регулярно посещал Афон. Напутствовал кор. Милутина при его кончине и очень сокрушался о смерти любимого господина. Для сына кор. Милутина, Стефана Дечанского, Д. стал духовником, учителем и советником. Еще ранее он помог Стефану вернуться из ссылки в К-поле и примириться с отцом. Взойдя на престол, кор. Стефан направил Д. с дипломатической миссией к болг. и визант. правителям. После смерти в 1324 г. архиеп. Никодима Д. вновь был приглашен в Сербию. 14 сент. 1324 г. кор. Стефан созвал всесербский Собор, который избрал Д. архиепископом всех сербских и приморских земель. В 1331 г. во время конфликта кор. Стефана с сыном Душаном (см. Стефан Душан) принял сторону последнего и позже короновал его.

Особую заботу Д. проявлял о строительстве церквей. В 1328 г. в Пече он воздвиг ц. Богородицы Одигитрии, объединив ее внешним притвором с храмами св. Апостолов и св. Димитрия в единый комплекс т. н. Печской Патриархии. В описании этого строительства отмечается, что Д. «все здание это в уме измерил от начала и до конца и определил, какова ему будет высота, какова длина и какова ширина». Он, вероятно, составил иконографическую программу настенных росписей комплекса, в т. ч. композиции «Лоза Неманина». Со 2-й четв. XIV в. этот своего рода изобразительный аналог соч. Д. «Жития святых королей и архиепископов сербских» получил распространение в стенописях серб. храмов (первый из известных образцов представлен в росписях собора в Пече, выполненных между 1324 и 1337 по заказу Д.).

Д. был 2-м ктитором мон-ря Дечаны, обновил притвор в мон-ре Жича. В Елашнице построил ц. св. Михаила и церковный двор, в Лизице обновил ц. св. Саввы. Похоронен в Пече, в сев.-зап. углу ц. Богородицы Одигитрии, в нише в мраморном саркофаге.

Житие Д., написанное одним из его учеников, не содержит свидетельств о его почитании и встречается в рукописной традиции лишь в составе написанного Д. сборника. Единственное указание на возможное почитание Д. относится к 1643 г., когда посланец Сербского патриарха Паисия (Яневаца), печский архим. Кентерион, во время поездки в Москву за «милостыней» поднес царю Михаилу Феодоровичу миро от мощей Д. (Димитриjевић М. Документа, кojи се тичу односа између српске цркве и Pycиje у XVII в. // ССКА. 1903. Књ. 39. С. 280). До кон. XX в. неизвестны церкви с посвящением Д. Служба Д., принадлежащая митр. Сербскому Михаилу (Йовановичу), была опубликована в белградском изд-ве Сербляка (1860) под 20 дек.

Д. написал древнейшую часть сб. «Жития королей и архиепископов сербских» (позднее было дополнено др. авторами), к-рую составили Жития королей Стефана Уроша I, Стефана Драгутина, Милутина (Стефана Уроша II), кор. Елены, архиепископов Арсения I, Иоанникия I и Евстафия I. Этот цикл, созданный между 1317 (Житие кор. св. Елены) и 1324 (Житие кор. св. Милутина) гг., является важнейшим источником по истории династии Неманичей и Сербской Церкви сер. XIII - 1-й четв. XIV в. и, как считает М. Кашанин, продолжает традицию кор. св. Стефана Первовенчанного (Кашанин. 1975. С. 223).

В агиографическом творчестве Д. сочетаются черты сурового святогорского аскета и придворного книжника, он не дает негативных характеристик своим героям, часто прибегает к умолчаниям, особенно в вопросах, связанных с легитимностью смены верховного правителя или Главы Церкви, как в случае с архиеп. Сербским Даниилом I. В Житиях (напр., кор. св. Елены и кор. св. Милутина) нет традиц. последовательного изложения биографий святых, описывается значительное число отдельных эпизодов, являющихся, по мнению автора, наиболее характерными и ключевыми для образа человека. Центральной фигурой агиографического цикла является кор. Милутин, представленный в окружении родственников (отца, матери, брата) и архиепископов-современников, прежде всего как могущественный правитель, принадлежащий к св. династии, и талантливый полководец.

Гробница архиеп. Даниила II в ц. Богородицы Одигитрии в Пече

Гробница архиеп. Даниила II в ц. Богородицы Одигитрии в Пече


Гробница архиеп. Даниила II в ц. Богородицы Одигитрии в Пече

По сравнению с творчеством более ранних серб. агиографов Жития, написанные Д., отличаются усложнением внутренней структуры текста и наличием композиционного «плетения» (напр., Житие кор. св. Елены) с использованием элементов др. жанров: молитвы, «плача», внутреннего монолога и обращения к душе, покаянного исповедания и поучения (Богдановић. 1980. С. 177). Исследователи считают эти новации влиянием духовной атмосферы предысихастской эпохи или раннего исихазма, характерным для Афона (Там же. С. 177-178; Радуновић. 1993-1994). Житие кор. Елены, католички по происхождению, покровительствовавшей правосл. обителям и храмам, представляет редкий для средневек. правосл. слав. литератур образец жен. жития.

Сб. «Жития королей и архиепископов сербских» нельзя назвать собранием уставных чтений на соответствующие дни памяти серб. святых (в этом случае показательно отсутствие отдельных, вне сборника, списков Житий, написанных Д.), он скорее является аналогом «Книги степенной царского родословия» - рус. письменного свода XVII в. (см.: Турилов А. А. Древнейшая история славян и Руси в «Книге степенной царского родословия» // Славяне и их соседи: Миф и история: Тез. 15-й конф. М., 1996. С. 51-52).

Д. также считается автором «автобиографической» части преамбулы жалованной грамоты («повели») кор. Милутина мон-рю Хиландар о пасечниках (1317), дошедшей в списке (возможно, интерполированном) нач. XV в. (Мошин. 1976; Богдановић. 1980. С. 176-177). Позднее этот текст был положен Д. в основу Жития св. Милутина, вошедшего в сборник.

Прор. Даниил и архиеп. Даниил II. Роспись ц. Богородицы Одигитрия в Пече. Ок. 1337 г.

Прор. Даниил и архиеп. Даниил II. Роспись ц. Богородицы Одигитрия в Пече. Ок. 1337 г.


Прор. Даниил и архиеп. Даниил II. Роспись ц. Богородицы Одигитрия в Пече. Ок. 1337 г.

Гимнографические сочинения Д. представлены службами его предшественникам - серб. святым архиепископам Арсению и Евстафию. Неясным до конца остается вопрос о связях этих служб с более ранними гимнографическими произведениями, посвященными тем же архиепископам, возможно послужившими для них источниками. Так, в старом собрании НБС в Белграде (погибшем в апр. 1941) хранилась болг. Минея (№ 15), содержавшая службу архиеп. св. Евстафию с проложным Житием, явно не связанным с написанным Д. Рукопись датировали Дж. Даничич XIII в., Л. Стоянович XIV в. (Даничић Ђ. Ситниjи списи. Сремски Карловци, 1925. Књ. 1. С. 317; Cmojaнoвuћ Љ. Каталог Нар. б-ке у Београду: Рукописи и старе штампане књиге. Београд, 1903. Књ. 4. С. 62-63. № 209). В дефектном списке службы св. Арсению Сербскому 1-й пол. XIV в. (ГИМ. Хлуд. 13. л. 293-294) имеется 2-й канон, неизвестный в более поздней традиции (Турилов А. А. К истории 2-й (македонской) рукоп. коллекции А. Ф. Гильфердинга // Слав. альм., 2002. М., 2003. С. 142. Примеч. 38).

Службы, написанные Д., сохранились в списках, составленных немного позже его кончины. Так, служба архиеп. св. Арсению содержалась в т. н. Оливеровой Минее 1342 г. на сент.-дек. (старое собрание НБС в Белграде, № 62), пропавшей во время первой мировой войны; служба архиеп. св. Евстафию входит в пергаменную Минею на янв. (РНБ. F. n. I. 69) сер.- 3-й четв. XIV в. Не позднее XV в. служба св. Арсению Сербскому получила известность на Руси (Naumow A. Wiara i historia: Z dzejow literatury cerkiewnoslowianskiej na zemiach polsko-litewskich. Krakòw, 1996. S. 55; Турилов A. A. Южнослав. памятники в лит-ре и книжности Литовской и Московской Руси XV - 1-й пол. XVI в.: Парадоксы истории и географии культурных связей // Слав. альм., 2000. М., 2001. С. 258, 279. Примеч. 105). Службы Сербским архиепископам, написанные Д. согласно канонам церковной традиции, в поэтическом смысле уступают творениям старшего его современника Феодосия Хиландарца. Текст службы архиеп. св. Арсению почти вдвое превышает текст, посвященный архиеп. св. Евстафию, и с художественной т. зр. представляет больший интерес.

Иконография

2 прижизненных изображения Д. сохранились в стенописях ц. Богородицы Одигитрии в Пече (ок. 1337): молодой Д. и свт. Николай изображены над входом в храм в стороне от образа Богоматери «Живоносный Источник»; в ктиторской композиции представлен Д. (старше по возрасту, чем в предыдущей композиции) с моделью печской церкви в руках, прор. Даниил подводит его к Богоматери, восседающей на престоле. В соборе Дечанского мон-ря Д. изображен как «второй ктитор» (между 1339 и 1348). Посмертные изображения архиепископа находятся в стенописях мон-ря Ораховица и в притворе («припрате») ц. Спаса (XIX в.) в Кучевиште (Paдojичић Ђ. Сп. Светитељски ликове Милоша Обилића // Пут: Часопис за хришћанску културу. Београд, 1933/1934. Бр. 1. С. 23). Начиная с ктиторской композиции, Д. изображается маститым старцем с черной окладистой заостренной бородой, в архиепископском облачении, с обширным гуменцом.

Соч.: Животи краљева и архиепископа српских / Изд. Ђ. Даничић. Загреб, 1866. Лондон, 1972р; То же / Пер. Л. Мирковић, вступ. ст. Н. Радоjчић. Београд, 1935; То же / Ред. Г. МкДаниjел. Београд, 1988; Србљак: Службе. Канони. Акатисти. Београд, 1970. Књ. 2. С. 7-47 [служба архиеп. Арсению]; С. 50-75 [служба архиеп. Евстафию]; Die Konigsbiographien / Hrsg. S. Hafner. Graz, 1976.

Лит.: Bacuћ М. М. Архиеп. Данило II - монах и уметник // ПКJИФ. 1926. Књ. 6. Св. 2. С. 231-264; Радоjчић Н. О архиеп. Данилу и његовим настављачима. Београд, 1935; Пурковић М. Ка хронологиjи живота архиеп. Данила II // ГлСПЦ. 1952. Год. 33. Бр. 10. С. 237-238; Radojčić S. Archbishop Danilo II and the Serbian Architecture Dating from the Early 14th Cent. // Serbian Orthodox Church: Its Past and Present. Belgrade, 1966. Vol. 2. P. 11-19; Трифуновић Ђ. Стара српска црквена поезиjа // О Србљаку: Студиjе. Београд, 1970. С. 11, 22, 25, 27, 29-30, 35-36, 49-51, 65; он же. Белешке о делима у Србљаку // Там же. С. 292-296; он же. Проза архиеп. Данила II. Београд, 1976; он же. Стара српска књижевност: Основе. Београд, 19952; Пempoвuћ Д. Живот кральа Милутина од архиеп. Данила II // Зб. филозофског факултета у Приштине. Приштина, 1972. Књ. 9. С. 469-489; Калезић Д. Архиеп. Данило и његови настављачи // Богословље. Н. с. Београд, 1972. Бр. 16(31). С. 1-28; Рaдojчuћ Н. Животописачки рад архиеп. Данила II // Стара књижевност. Београд, 1975. С. 383-401; Кашанин М. Српска књижевност у средњем веку. Београд, 1975. С. 210-233; Мошин В. Житиjе краља Милутина према архиеп. Данилу II и Милутиновоj повељи-аутобиографиjи // Зб. историjе књижевности. Београд, 1976. Књ. 10. С. 109-136; Hafner S. Danilo II. und sein Schüler: Die Königsbiographien. Graz, 1976; Богдановић Д. Историjа старе српске књижевности. Београд, 1980. С. 175-179, 181; Живоjиновић М. Житиjе архиеп. Данила II као извор за ратовања Каталанске компаниjе // ЗРВИ. 1980. Књ. 19. С. 251-273; MкДаниjел Г. Л. Данилов зборник као Данилов «Festschrift» // Научни састанак слависта у Вукове дане. Београд, 1985. Књ. 14/1. С. 177-182; Милеуснић С. Свети срби. Крагуjевац, 1989. С. 94-99; Архиеп. Данило II и његова доба: Међунар. науч. скуп поводом 650 година од смрти, децембар 1987. Београд, 1991; Thomson F. J. Archbishop Daniel of Serbia: Hierarch, Hagiographer, Saint - with Some Comments of the «Vitae regum et archiepiscoporum Serbiae» and the Cults of Medieval Serbian Saints // AnBoll. 1993. Vol. 111. P. 103-104; Радyновuћ В. Исихазам у књижевном делу Данила Печког // Cyrillomethodianum. Thessal., 1993/1994. Vol. 17/18. P. 183-190; Podskalsky G. Theologische Literatur des Mittelalters in Bulgarien und Serbien, 865-1459. Münch., 2000; Pantelić B. The Architecture of Dečani and the Role of Archbishop Danilo II. Wiesbaden, 2002; Благоjевић М. Немањићи и Лазаревићи и српска средњовековна државност. Београд, 2004.

А. А. Турилов, М. М. Розинская


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "ДАНИИЛ II" в других словарях:

  • ДАНИИЛ — (евр. Dâniyye l, Dani el, «судья бог», «бог мой судья»), легендарный еврейский праведник и пророк мудрец, приключения и видения которого описаны в библейской книге, канонически носящей его имя («Книга пророка Даниила»). Он называется в числе… …   Энциклопедия мифологии

  • Даниил — князь Галицкий …   Википедия

  • Даниил — а, муж.; разг. Данил, а и Данила, ы; стар. разг. Данило, ы.Отч.: Даниилович, Данииловна.Производные: Данилка; Даниша; Даня (Дана); Дануся; Дуся.Происхождение: (Др. евр. имя Dani’el мой судья бог.)Именины: 2 янв., 1 марта, 17 марта, 31 марта, 20… …   Словарь личных имен

  • Даниил — (судья Бог, Бог мой судья) легендарный еврейский праведник и пророк мудрец. Герой одноимённой книги Ветхого Завета (Книга пророка Даниила). Первая часть этой книги повествует об испытаниях, выпавших на долю Даниила и его товарищей при дворе… …   Исторический словарь

  • ДАНИИЛ — ДАНИИЛ, в Библии праведник, пророк мудрец, видения и приключения которого описаны в Книге пророка Даниила . Даниил толкует сон Навуходоносора как пророчество о 5 грядущих мировых державах, последняя из которых никогда не разрушится. На… …   Современная энциклопедия

  • Даниил — ДАНИИЛ, в Библии праведник, пророк мудрец, видения и приключения которого описаны в “Книге пророка Даниила”. Даниил толкует сон Навуходоносора как пророчество о 5 грядущих мировых державах, последняя из которых никогда не разрушится. На… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ДАНИИЛ — в Библии праведник (наряду с Иовом и Ноем) и пророк мудрец. Во время пира Валтасара ( Валтасаров пир ) Даниил единственный из мудрецов прочитывает и толкует таинственную надпись …   Большой Энциклопедический словарь

  • Даниил — один из четырех великих пророков израильского народа. Ещев молодости он уведен был в плен, при первом взятии ИерусалимаНавуходоносором (605 г. до Р. Хр.). Навуходоносор тогда же приказалвыбрать из иудеев знатнейших и способнейших юношей, с целью… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • ДАНИИЛ — (до 1492 1547) русский митрополит в 1522 39, публицист, глава иосифлян после смерти Иосифа Волоцкого. Боролся с нестяжателями и еретиками …   Большой Энциклопедический словарь

  • ДАНИИЛ II — (ум. 1337) архиепископ Сербский (1325). Построил храм в честь Вознесения Господня в Дечах (1335). Автор сочинения Жизнь королей и архиепископов сербских . Память в Православной церкви 30 августа (12 сентября) (собор Сербских святителей) и 20… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Даниил — (евр. Даниэль, Бог мне судья ): 1) второй сын Давида (в Синод. пер. Далуия). Его матерью была Авигея кармилитянка, в первом браке жена Навала. Д. родился в Хевроне (1Пар 3:1). Его называли также Килавом (в Синод. пер. Далуиа, 2Цар 3:3); 2) пророк …   Библейская энциклопедия Брокгауза


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»