- ДИМИТРИАН
[Димитрий; греч. Ϫημητριανός, Ϫημήτριος; лат. Demetrianus, Demetrius; сир. , ; араб. ], свт. (пам. зап. и сиро-яковит. 10 нояб.), еп. Антиохийский (нач. 253 - ранее 261).
Сведений о жизни Д. до его восшествия на Антиохийскую кафедру практически не сохранилось. Известно лишь послание участников Антиохийского Собора 268 г., цитируемое Евсевием Кесарийским (Euseb. Hist. eccl. VII 30. 17), в к-ром они, с похвалой отозвавшись о Д., сообщают, что избрали Антиохийским епископом его сына Домна (Домн I). Следов., до принятия епископского сана Д. был женат и имел детей.
Время поставления Д. еп. Антиохийским определяется достаточно точно. Евсевий Кесарийский в «Церковной истории» (Ibid. VII 14) упоминает Д. как преемника Фавия (251-253), в своей «Хронике» указывает, что Д. стал епископом в 1-й год 258-й олимпиады и во 2-й год правления императоров Волузиана и Галла (251-253). Проспер Аквитанский, перерабатывавший в сер. V в. «Хронику» Евсевия в переводе блж. Иеронима, датирует это событие 2-м консульством Волузиана и Максима (с 1 янв. 253). И Евсевий, и его латиноязычные редакторы согласны в том, что Д. занял кафедру в год мученической кончины еп. Корнелия в Риме (июнь 253). Кроме того, еще в нач. 253 г. св. Дионисий Великий, еп. Александрийский, в послании еп. Корнелию упоминал о поставлении Д. епископом в Антиохии, куда Дионисий был приглашен на Собор для обсуждения раскола Новациана (Ibid. VI 46. 3-4). Ок. 254 г. в письме Стефану I, еп. Римскому, свт. Дионисий называет Д. в числе прочих вост. епископов, усилиями к-рых, по-видимому, и были преодолены разногласия, порожденные расколом (Ibid. VII 5). Т. о., вполне вероятно, что в 253-254 гг. в Антиохии действительно состоялся Собор при участии (возможно, под председательством) Д., осудивший новациан и тем самым ограничивший уже начавшееся распространение этого движения в Сирии.
Относительно даты кончины Д. в упомянутых источниках сообщений нет. Однако и Евсевий и Проспер пишут о поставлении преемником Д. Павла I Самосатского. Евсевий в «Хронике» датирует это событие 1-м годом 260-й олимпиады и 7-м годом правления императоров Валериана и Галлиена (последнее более соответствует 260), Проспер - консульством Туска и Басса (261). Свт. Никифор I, патриарх К-польский (Ɨ 828), в «Краткой хронографии» указывает, что Д. занимал епископскую кафедру 4 года, исходя из чего можно предположить, что Д. умер не ок. 260 г., а ок. 257 г., хотя сведения патриарха Никифора могут быть недостоверны.
Важные сведения о Д. содержатся в средневек. несторианских памятниках на араб. языке, опиравшихся, вероятно, на несохранившуюся «Церковную историю» сирийца Даниила бар Марьяма (VII в.). Эти источники упоминают Д. как участника массового переселения антиохийцев в Персию, о к-ром сообщают также мн. греч. и лат. историки, описывавшие римско-персид. военный конфликт времен правления имп. Валериана (253-260) (ср.: Zosim. Hist. I 27. 36). Персид. царь Шапур I захватывал Антиохию в 256 и 260 гг., уводя оттуда большое число пленных, к-рых расселял во вновь основанных или перестроенных им городах в Юж. Месопотамии, Сузиане и Персиде. Благодаря переселенцам из Римской империи в Персидском царстве увеличилось число христиан; в их общинах служили греч. пресвитеры из Антиохии. В связи с событиями 260 г. автор «Несторианской хроники» («Хроника Сеерта», не ранее IX в.) указывает, что христиане г. Гундишапур (Бет-Лапат, Юж. Месопотамия) избрали епископом некоего антиохийца Аздака. Автор объясняет поставление нового предстоятеля тем, что к этому времени уже скончался Д., уведенный в плен персами еще после 1-го захвата Антиохии. Т. о., епископское служение Д. на кафедре пришлось на нач. 253-256 г. Вероятно, это именно те 4 года, о к-рых пишет свт. Никифор К-польский. Более подробно, хотя и менее достоверно, история пленения Д. изложена в «Книге Башни» Мари ибн Сулеймана (XII в.) и написанном на ее основе одноименном сочинении Амра ибн Матты (сер. XIV в.). Согласно этой версии, персид. царь привел из Сирии вместе с Д. множество епископов и верующих в Эль-Ахваз (Сузиану), где построил город, к-рый назвал Гундишапур и дал им для поселения. Д. было предложено принять духовное попечение о христианах-переселенцах, но он не согласился, т. к. не хотел вторгаться в юрисдикцию католикоса Селевкии-Ктесифона, к-рым в то время был Папа ( ). Тогда католикос учредил в Гундишапуре митрополию и поставил Д. во главе ее.
В нач. XX в. ученые по-разному оценивали достоверность сообщений несториан о деятельности Д. в Персии: полное недоверие было у В. В. Болотова и Ж. Лабура, А. Гарнак допускал возможность таких событий, П. Петерс принимал описание как реальный факт. Одной из проблем в оценке информации несторианских источников является цитируемый Евсевием Кесарийским рескрипт имп. Галлиена 260 г. о даровании мира Церкви, в к-ром упоминается еп. Димитрий (Euseb. Hist. eccl. VII 13). Однако, даже если признать, что рескрипт адресован предстоятелям крупнейших Церквей (ActaSS. Nov. T. 4. Р. 391) и, следов., здесь подразумевается Д., это не означает, что в то время он должен был находиться в Антиохии. Как офиц. документ рескрипт имп. Галлиена обращен к формальным Предстоятелям Церквей, а Д. продолжал считаться епископом Антиохии, даже находясь в плену у персов, поскольку сведений о его кончине не было и оставалась возможность его возвращения. Известие о кончине Д. достигло Антиохии, видимо, ок. 260 г., после чего и был избран новый еп. Павел Самосатский.
Почитание
Древнейшим агиографическим источником, содержащим упоминание о Д., является анонимная проповедь «О мучениках», составленная в кон. IV - нач. V в. греч. автором из Антиохии, но сохранившаяся только в сир. переводе (ActaSS. Nov. T. 4. P. 384-385). В конце проповеди, где автор приводит имена мучеников (большинство из них Антиохийские), особо выделена группа Антиохийских епископов, среди к-рых назван Д. В Мартирологе блж. Иеронима (1-я пол. V в.) имя Д. упоминается самостоятельно под 9 нояб. (без указания места) и в дружине мучеников под 10 нояб. Память 9 нояб., по-видимому, представляет собой обычное для этого Мартиролога повторение, возникшее по невнимательности переписчика. Заметка 10 нояб., как считает И. Делеэ, восстанавливается следующим образом: «В Антиохии Димитриана, Исидия, Евстохия и дружины его» (In Antiochia Demetri(ani), Esi(di), Eustoci et sociorum eius). Имя Исидий в данном случае является искаженной формой имени Исихий (Esichi), возникшей в результате графической ошибки. Имеется в виду магистриан Исихий, мч. Антиохийский, пострадавший в гонение имп. Диоклетиана (нач. IV в.), чья память в позднейших визант. синаксарях была перенесена на 10 мая. Евстохий, по мнению Петерса, тождествен с упомянутым в «Несторианской хронике» Аздаком, пленным антиохийцем, который стал епископом в Гундишапуре после кончины Д. Прочтение его имени как Аздак ('azdaq) определяется фонетикой классического араб. языка, однако по-сирийски оно могло звучать и как Эздок ('ezdoc), что будет соответствовать греч. имени Евстохий (Евсток, ср. лат. написание в Мартирологе блж. Иеронима - Eustocus). Если данное предположение верно, то вполне вероятно, что этот Евстохий (Аздак) претерпел мученическую кончину в Персии вместе с др. христианами вскоре после своего рукоположения во епископа, так что известия о его мученичестве и кончине Д. были получены одновременно, и оба были внесены в местный календарь под одним и тем же числом. Из Иеронимова Мартиролога в XVI в. Д. был перенесен в Римский Мартиролог кард. Цезарем Баронием как Димитрий. При этом, несмотря на включение его имени в собрания памятей мучеников, сведения о том, что кончина Д. была мученической, отсутствуют.
Сирийский Мартиролог в отличие от Иеронимова не содержит память Д. Пресв. Димитрий, упоминающийся здесь под 14 нояб. вместе с пресв. Феодотом из Ираклии Фракийской, не может быть Антиохийским епископом. Пресв. Феодот значится под этим днем и в Мартирологе блж. Иеронима, но с др. дружиной, в к-рой нет Димитрия. Скорее всего в Сирийском Мартирологе имеется в виду мч. Димитрий Дабудский, к-рый пострадал в Амапасе (Понт или Фракия) и чью память визант. синаксари дают под 15 нояб., не называя его, впрочем, пресвитером.
Под 10 нояб. (10 тишрина второго) память Д. фигурирует в 2 минологиях из яковитского мон-ря Кеннешре в Сирии (в наст. время хранятся в Британской б-ке). 1-й из них входит в рукопись кон. VII в. (Add. 17 134), содержащую гимны Севира Антиохийского в переводе Иакова Эдесского, чьим автографом, возможно, и является эта рукопись (в таком случае Иакову Эдесскому может быть приписано составление минология). 2-я рукопись (Add. 14 504) относится к IX-X вв.; в обеих Д. упомянут без дружины.
Ист.: Euseb. Hist. eccl. VI 44; 46. 3-4; VII 5. 1; 14; 27. 1; 30. 17; idem. Chronici canones: latine vertit, adauxit, ad sua tempora produxit S. Eusebius Hieronymus / Ed. J. K. Fotheringham. L., 1923. P. 301-302; Prosper Aquitanus. Chronicon integrum // PL. 51. Col. 569; Niceph. Chronogr. P. 130; Maris, Amri et Slibae de patriarchis Nestorianorum commentaria / Ed. H. Gismondi. R., 1899. T. 1. P. 8; 1896. T. 2. P. 14; Histoire nestorienne: (Chronique de Séert). Pt. 1 / Éd. A. Scher. P., 1907. Turnhout, 1993r. P. 220-223 [10-13]. (PO; T. 4. Fasc. 3. N 17); MartHieron. P. 141-142; Breviarium Syriacum / Éd. L. Duchesne // MartHieron. P. LII-LIV (рус. пер.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 634); Un martyrologe et douze ménologes syriaques / Éd. F. Nau. P., 1912. P. 22, 35, 47. (PO; T. 10. Fasc. 1. N 46); MartRom. P. 508-509.
Лит.: Болотов В. В. Что знает о начале христианства в Персии история? // ХЧ. 1900. № 1. С. 91-92, 100-111, 137; Labourt. Christianisme dans l'empire perse. P. 19-20; Harnack A. Mission und Ausbreitung des Christentums in den ersten drei Jahrhunderten. Lpz., 19153. Bd. 2. S. 129, Anm. 3; Peeters P. Démétrianus évêque d'Antioche? // AnBoll. 1924. Vol. 42. P. 288-314; idem. De S. Demetriano Antiochiae episcopo commentarius // ActaSS. Nov. T. 4. P. 384-391; MartHieron. Comment. P. 593; Van Doren R. Démétrianus, évêque d'Antioche // DHGE. Vol. 14. Col. 194; Downey G. History of Antioch in Syria from Seleucus to the Arab Conquest. Princeton, 1961. P. 308-309; Sisto C. Demetriano di Antiochia // BiblSS. Vol. 4. Col. 550-551; Schwaigert W. Das Christentum in Khu zista n im Rahmen der frühen Kirchengeschichte Persiens bis zur Synode von Seleukia-Ktesiphon im Jahre 410: Diss. Marburg, 1989. S. 20-23.
Д. В. Зайцев
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.