AGNUS DEI

AGNUS DEI

[лат. Агнец Божий]. 1. Именование Спасителя в лат. переводах Свящ. Писания - см. Агнец Божий, Агнец пасхальный.

2. Часть ординария мессы рим. обряда, состоящая из многократной (с IX в. троекратной) аккламации: «Agnus Dei, qui tollis peccata mundi: miserere nobis» (лат.- Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира, помилуй нас), в к-рой объединены тексты Ин 1. 29б и Мф 9. 27б. Текст «А. D.» восходит к стиху из «Gloria» «Domine Deus, Agnus Dei, Filius Patris, qui tollis peccata mundi» (лат.- Господи Боже, Агнец Божий, Сын Отца, берущий на Себя грехи мира) - великого славословия,- к-рое появилось на греч. Востоке, а позже (вероятно, во 2-й пол. IV в.) было введено и в лат. богослужение. Кроме того, «A. D.» имеет близкие параллели с текстом литании Всех святых (кон. VI в.), где чередуются прошения: «Еxaudi nos Domine» (лат.- Услыши нас, Господи) и «Miserere nobis» (лат.- Помилуй нас).

В качестве песнопения, сопровождающего преломление хлеба, «A. D.» был введен в богослужение рим. обряда папой Сергием I в кон. VII в. (LP. Т. 1. N 376) и первоначально пелся только народом, с IX в.- клиром и народом, с XIII в.- священником. С распространением гостии (IX-XII вв.) «A. D.» стал сопровождать или лобзание мира, или Причащение и с IX в. повторялся лишь троекратно. С X-XI вв. при третьем повторении аккламации вместо «Miserere nobis» поют: «Dona nobis pacem» (Даруй нам мир), вероятно, в связи с лобзанием мира; в Великий четверг из-за отсутствия лобзания мира «Dona nobis pacem» не поют; не поются эти слова и за богослужением в Латеранской базилике, где сохраняются элементы древней практики. В реквиеме с XI в. слова «Miserere nobis» заменяют на «dona eis requiem» (Даруй им покой), а «Dona nobis pacem» - на «Dona eis requiem sempiternam» (Даруй им покой вечный). В ср. века текст «A. D.» нередко расширялся за счет вставки тропов. Начиная с позднего средневековья «A. D.» занял место последнего или предпоследнего (перед «Ite, missa est» - Идите, служба совершилась) из песнопений ординария. Римский Миссал 1970 г. после литургической реформы Ватиканского II Собора вновь соединил «A. D.», исполняемое кантором или хором вместе с народом, с хлебопреломлением. Число аккламаций не ограничено. Кроме мессы рим. обряда «A. D.» входит в состав реквиема амвросианского обряда, а также (в греч. переводе) в состав литургии ап. Петра.

Средневек. рукописная традиция (начиная с X в.) насчитывает ок. 300 мелодий «A. D.» (см. Schildbach M.), древнейшей считается простейшая мелодия речитативного склада (амбитус: f-h) из ординария мессы, помещенного под N18 в Книге обихода (Liber usualis) и в Градуале (Graduale Romanum), вышедших после Ватиканского I Собора.

Хотя эта мелодия представлена рукописями не ранее XII в., о ее древности свидетельствует наличие той же мелодии в литании Всех святых. Более поздние образцы (большинство - XI в. и позднее) часто имеют богато украшенный мелос. В Кириале (Kyriale Romanum. R., 1905) приводится 20 мелодий «A. D.», в основном соответствующих древним. Большинство мелодий (разной степени распетости) имеет структуру ABA (вторая аккламация распевается иначе, чем первая и третья), меньшее число - AAA (или AA1A - с неизменным «miserere nobis»), 2 мелодии имеют структуру AAB и ABC соответственно, т. о., напевы 3 строк «A. D.» структурно равнозначны. В составе месс композиторов Нового времени (И. С. Бах, Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Керубини, Л. ван Бетховен, Ф. Шуберт и др.) «A. D.» состоят из 2, часто разнохарактерных частей: тройной аккламации «Agnus Dei… miserere nobis» и «Dona nobis pacem», часто являющейся его муз. кульминацией. Древнего принципа муз. равенства всех 3 аккламаций придерживался в своих сочинениях Ш. Гуно (напр., Торжественная месса соль мажор) (см. также разделы «Церковная музыка» в статьях: Австрия, Германия, Италия, Франция).

Agnus Dei. Восковая пластина. 1930 г.

Agnus Dei. Восковая пластина. 1930 г.


Agnus Dei. Восковая пластина. 1930 г.

3. Овальные восковые пластины с изображением агнца, именем и годом понтификата папы, на обратной стороне (с XVI в.) - изображение одного или неск. святых, по преимуществу недавно канонизированных. Изначально A. D. изготовлялись архидиаконом в Великую субботу в Латеранской базилике из восковой массы, к-рую смешивали «в чистом большом сосуде» с елеем и благословляли; хранились «в чистом месте» и раздавались верующим тем же архидиаконом в субботу Светлой седмицы после мессы «для возжения и каждения». Этот обряд впервые описан в IX в. (PL. 78. Col. 960) и восходит к обычаю хранить кусочки пасхальных свеч. По источникам XII в., в смесь, изготовлявшуюся архидиаконом или аколитами (см. Аколуф) папы (возможно, совместно), взятую из собора св. Петра в Риме, стали добавлять также «миро, освященное в прошлом году», употреблявшееся для помазания, что превращало A. D. в символ не только Евхаристической Жертвы, но и Крещения как перехода от ветхого человека к новому. Нередко в A. D. видели защиту от «всякого злого духа и грома». Раздачу изображений отныне осуществлял сам папа (LP. Vol. 2. Р. 154, N 53). Начиная с Мартина V A. D. освящались также папой, сначала ежегодно, затем в 1-й и каждый 7-й годы понтификата в среду Светлой седмицы (молитва благословения A. D.- Lodi. Enchiridion. P. 1711). Папа Григорий XIII, осудив распространившуюся в XVI в. практику раскрашивать A. D., указывал на их символику: выделяемый «девственной» пчелой-«матерью» чистый белый воск есть образ рожденного Девой Марией тела Спасителя.

Лит.: Thurston H. Agnus Dei // The Catholic Encylopedia. N. Y., 1907. Vol. 1; Henry H. T. Agnus Dei (in Liturgy) // Ibid.; Andrieu M. Les Ordines Romani du haut Moyen-Âge. Louvain, 1956; Jungmann J. A. Missarum Sollemnia: Eine genetische Erklärung der römischen Messe. Freiburg, 1962. Bd. 2. S. 413-422; Lengeling E. J. Die neue Ordnung der Eucharistiefeier: Allgem. Einf. in das römische Messbuch: Einl. und Kommentar. Münster, 19704. S. 243-244; Bertelli S. Il corpo del re. Firenze, 1990; Paravicini Bagliani A. Il corpo del Papa. Torino, 1994. P. 109-114; RGG. T. 1. S. 176-177.

К разделу о музыке: Schildbach M. Das einstimmige Agnus Dei und seine handschriftliche Überlieferung vom 10. Jh.: Diss. Erlangen, 1967; Crocker R. L. Agnus Dei // NGDMM. L., 1980. Vol. 1. P. 157-158; MGG. T. 1. S. 147; Seven Chant Masses. Collegeville (Minnesota), 1992. P. 11-12, 16-17, 22-23, 27-28, 30-31, 35-36.

Н. Ф. Усков


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "AGNUS DEI" в других словарях:

  • Agnus Dei — ● Agnus Dei nom masculin invariable (mots latins signifiant agneau de Dieu) Triple invocation de la messe, qui commence par ces mots. Dernière des cinq pièces constituant l ordinaire de la messe. (À l énoncé exécuté par le chantre ou le chœur… …   Encyclopédie Universelle

  • Agnus Dei — Darstellung auf einem romanischen Türsturz von St. Remigius (Ingelheim) Agnus Dei (lat. Lamm Gottes, oder altgriechisch Ἀμνὸς τοῦ Θεοῦ (Amnòs tou Theou)) ist ein seit ältester Zeit im Christentum verbreitetes Symbol für Jesus Christus. Als… …   Deutsch Wikipedia

  • Agnus dei — Darstellung auf einem romanischen Türsturz von St. Remigius (Ingelheim) Agnus Dei (lat. Lamm Gottes, oder griechisch amnòs tὔ theὔ) ist ein seit ältester Zeit im Christentum verbreitetes Symbol für Jesus Christus. Als Osterlamm, gekennzeichnet… …   Deutsch Wikipedia

  • Agnus Dei — • The name given to certain discs of wax impressed with the figure of a lamb and blessed at stated seasons by the Pope Catholic Encyclopedia. Kevin Knight. 2006. Agnus Dei     Agnus Dei   …   Catholic encyclopedia

  • Agnus Dei — is a Latin term meaning Lamb of God , and was originally used to refer to Jesus Christ in his role of the perfect sacrificial offering that atones for the sins of humanity in Christian theology, harkening back to ancient Jewish Temple sacrifices …   Wikipedia

  • Agnus Dei — Agnus Dei. In der katholischen Kirche fängt sich ein lateinisches Gebet mit den Worten an: Agnus Dei, d. h. das Lamm Gottes. Zu Folge der Anfangsworte hat man das ganze Gebet so genannt. – Auch weiht und vertheilt der Papst rund geformte… …   Damen Conversations Lexikon

  • agnus dei — Agnus Dei. ou Agnus. s. m. Le g moüille. C est une cire beniste par le Pape, sur laquelle est imprimée la figure d un agneau ou quelque autre image de pieté. Un bel agnus. on donne des agnus aux petits escoliers qui disent bien leur leçon …   Dictionnaire de l'Académie française

  • Agnus Dei — Ag nus De i [L., lamb of God.] (R. C. Ch.) (a) A figure of a lamb bearing a cross or flag. (b) A cake of wax stamped with such a figure. It is made from the remains of the paschal candles and blessed by the Pope. (c) A triple prayer in the… …   The Collaborative International Dictionary of English

  • Agnus Dei — [äg′noos dā′ē΄, ag′nəsdē′ī΄, än′yo͞os΄dma′ē΄; äg′noos dē′ī΄, ag′nəs dē′ī, än′yo͞osdē′ī΄] n. [L, Lamb of God] 1. a representation of Christ as a lamb, often holding a cross or flag 2. R.C.Ch. a) a little wax disk with a lamb pictured on it,… …   English World dictionary

  • Agnus Dei — d.h. Lamm Gottes, wie Johannes der Täufer Christum nannte. Diese Worte werden seit Papst Sergius, also dem 7. Jahrh., von dem Priester in der Messe gesprochen und von dem Chore gesungen. 2. Wächserne Lammbilder, welche aus dem übrig gebliebenen… …   Herders Conversations-Lexikon

  • Agnus Dei — (Lamm Gottes), 1) (Gotteslämmchen), länglichrunde Platten von weißem Wachs (auch von Oblatenteig u. Silber), auf deren einer Seite ein Lamm mit der Kreuzfahne, auf der andern das Bild eines Heiligen abgedruckt ist, u. die von den übriggebliebenen …   Pierer's Universal-Lexikon


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»