DISCIPLINA ARCANI

DISCIPLINA ARCANI

[реже arcana; лат.- тайное учение], совр. термин, означающий правило древней Церкви не допускать присутствия некрещеных (включая оглашенных) при совершении таинств - прежде всего Крещения и Евхаристии. D. a. подразумевала запрет на разглашение чинопоследования таинств и их смысла, а также точной формулировки крещального Символа веры и молитвы «Отче наш» до перехода желающего креститься в разряд «приступающих ко просвещению» (на Западе - competentes). По отношению к христ. практике термин стал употребляться со 2-й пол. XVII в. (одним из первых его использовал Жан Дайе (Даллеус) - Dallaeus J. De scriptis, quae sub Dionysii Areopagitae et Ignatii Antiocheni nominibus circumferuntur. Gen., 1666; idem. De usu patrum ad ea definienda religionis capita. Gen., 1686).

Существует 3 теории происхождения D. a. Ряд исследователей (Hatch. 1904) видели здесь влияние языческих мистериальных культов, в которые входили запреты на разглашение тайного знания непосвященным (Firmic. Matern. Math. 7. 1. 1-3; Suet. Aug. 93; Apul. Apol. 53. 7; Plut. Vitae. Alcib. 22). Однако раннехрист. авторы отмечали, что подобные ограничения были и в философских школах (Clem. Alex. Strom. 5. 9. 58; 59. 1; Orig. Contr. Cels. 1. 7).

П. Батиффоль предположил, что христ. D. a. происходит из иудейской традиции (Batiffol. 1926). Помимо примера секты ессеев, в к-рой существовала практика поэтапного допуска новых членов к культу и аспектам вероучения, запреты на разглашение полученного в откровении известны в пророческой лит-ре (Дан 12. 4) и межзаветной апокалиптике.

Вместе с тем зачатки D. a. можно найти в проповеди Самого Спасителя, Который говорил притчами, обращаясь к тем, кто не были в числе Его учеников (Мф 13. 10-13, 35; Мк 4. 11, 34; Лк 8. 10). Кроме того, в Мф 7. 6 приводится заповедь «не давать святыню псам», к-рая в ранней Церкви толковалась как относящаяся к участию некрещеных в Евхаристии (ср.: Didache. 9. 5). Необходимость поэтапного наставления в истинах христианской веры отмечается ап. Павлом (1 Кор 3. 2).

В апостольскую эпоху все могли прийти на богослужение (ср.: 1 Кор 14. 23). Еще во II в. правосл. авторы открыто излагали «правила веры» для язычников (Iren. Adv. haer. 3. 3. 1; 15. 1; Orig. Contr. Cels. 1. 7; Hipp. Refut. 7. 20. 1) в отличие от еретиков-гностиков, к-рые скрывали свое учение (Iren. Adv. haer. 1. 1. 8; 19. 3; 20. 3; 29; 2. 18. 1). Чины Крещения и Евхаристии излагались открыто (Iust. Martyr. I Apol. 61-68; Tertull. De bapt.). Но тот же Тертуллиан говорит о вынужденном сокрытии сведений о христ. богослужении в обыденной жизни ввиду непонимания и насмешек со стороны язычников (Idem. Ad uxor. 2. 5). При этом язычники все равно знали, что совершается в Церкви (Idem. Apol. adv. gent. 7. 4; Ad nat. 1. 7. 19-21).

Впервые D. a. упоминается у Климента Александрийского (Clem. Alex. Protrept. 12. 118-123) и Оригена (Orig. In Lev. 9. 10; 13. 3; In Num. 5. 3; In Gen. hom. 17. 8). Вероятно, она возникла в связи с организацией огласительных уч-щ, прежде всего в Александрии в нач. III в.

Запрет на разглашение последовательности и смысла чина Крещения (и, вероятно, всего остального, о чем идет речь в тексте) содержится в «Апостольском предании» (саидская версия) (Trad. Ap. 21; место и время происхождения этого памятника точно неизвестны, но ядро могло сложиться в Египте).

К IV в. окончательно сформировалась система, при к-рой готовящиеся к принятию Крещения изучали Символ веры (точная формулировка сообщалась незадолго до совершения таинства в обряде «передачи и возвращения Символа» (traditio-redditio Symboli), к-рый не записывался, а заучивался - Aug. De symbolo ad cathech. 1. 1), а новокрещеные знакомились с учением о таинствах (т. н. мистагогия; в Иерусалиме и Медиолане (совр. Милан) мистагогические поучения включали толкование молитвы «Отче наш», в др. Церквах было принято истолковывать ее еще только приступающим ко Крещению).

Свидетельства существования этой системы происходят из Александрии (Athanas. Alex. Apol. contr. ar. 11. 2; 44. 4; 72. 6), Иерусалима (Cyr. Hieros. Procatech. 12; Catech. 6. 2; 18. 32 и след.; Eger. Itiner. 46 и след.), Антиохии (Ioan. Chrysost. In Ep. 1 ad Cor. 40. 1), М. Азии (Basil. Magn. De Spirit. Sanct. 27. 66; Greg. Nyss. De bapt.), К-поля (Sozom. Hist. eccl. 1. 20), Сев. Африки (Aug. Serm. 232. 7; Tract. in Ioan. 45. 9), Рима (Innocent. I, Papa. Ep. 25. 3, 12), Медиолана и Сев. Италии (Ambros. Mediol. De myst. 1. 2; 9. 55; Zeno Veron. Serm. 1. 1. 4; Petr. Chrysol. Serm. 161).

В публично произносимых проповедях и трактатах св. отцы и христ. писатели IV-V вв. часто сознательно умалчивали о нек-рых аспектах богослужения (Greg. Nazianz. Or. 40. 45; Epiph. Ancor. 57. 3-6; Theodoret. Eranist. 2; Sozom. Hist. eccl. 8. 21). Свт. Иоанн Златоуст писал: «Мы отправляем таинства при закрытых дверях и не впускаем непосвященных не по причине какого-то недостатка, который мы признаем в наших обрядах, а по причине того, что многие еще недостаточно подготовлены к ним» (Ioan. Chrysost. In Matth. 23. 3).

С упразднением института оглашения, когда большинство жителей Византийской империи и зап. королевств стали принимать Крещение в детстве, D. a. стала исчезать из церковной жизни, хотя еще в «Ареопагитиках» говорится: «Смотри же, как бы священнейшей святыни не вынести из ограды Церкви; поступай осторожно и тому, что касается сокровенного Бога, воздавай честь мысленным и незримым углублением, сохраняя это недоступным и неприкосновенным для непосвященных, а одним освященным сообщая святыню достойно святыни - вместе со священным просвещением» (Areop. EH. 1. 1). Свидетельством исчезновения D. a. на Западе (в эпоху Каролингов) и на Востоке (в период иконоборчества) стало появление множества трактатов, в к-рых подробно объяснялись чинопоследования таинств Крещения и Евхаристии. См. также ст. Оглашение.

Лит.: Покровский В. Disciplina arcana в древней христианской церкви // ВиР. 1895. Т. 1. Ч. 2. С. 21-35, 57-74; Попов И. Disciplina arcana в древней церкви // БВ. 1901. Т. 2. Май. С. 194-199; Сильченков К. «Тайноводственное учение» и приготовление верующих к принятию в св. Церковь в первые века христианства // ВиР. 1901. № 4. С. 220-246; № 5. С. 291-312; № 7. С. 428-447; он же. К вопросу о происхождении в древне-христианской церкви «Тайноводственного учения» // ВиР. 1901. № 20. Прил. С. 1-8; Hatch E. The Influence of Greek Ideas and Usages upon the Christian Church. L., 1904; Batiffol P. Études d'Histoire et de Théologie positive. P., 19267. Vol. 1: La discipline de l'arcane; Perler O. Arkandisziplin // RAC. 1950. Bd. 1. Col. 667-676; Clasen H. Die Arkandisziplin in der alten Kirche: Diss. Hdlb., 1956; Powell D. Arkandisziplin // TRE. 1979. Bd. 4. S. 1-8.

А. А. Ткаченко


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "DISCIPLINA ARCANI" в других словарях:

  • Disciplina arcani — or Discipline of the Secret or Discipline of the Arcane, is a theological term used to describe the custom which prevailed in Early Christianity, whereby knowledge of the more intimate mysteries of the Christian religion was carefully kept from… …   Wikipedia

  • Disciplīna arcāni — Disciplīna arcāni, in der ältern christlichen Zeit die Methode, Geheimnisse in Kirche u. Lehre zu haben, u. zwar wurden die wichtigsten Unterscheidungslehren vor den Proselyten u. dann vor den Katechumenen geheim gehalten, anfangs die Lehre u.… …   Pierer's Universal-Lexikon

  • Disciplīna arcāni — (lat.), s. Arcani disciplina …   Meyers Großes Konversations-Lexikon

  • Arcāni disciplīna — Arcāni disciplīna, s. Disciplina arcani …   Pierer's Universal-Lexikon

  • Arcāni disciplīna — (lat., »Geheimlehre«), eine erst im 17. Jahrh. in Gebrauch gekommene Bezeichnung der in der alten Kirche von den heidnischen Mysterien hergenommenen Praxis, Taufe und Abendmahl, Salbung, Glaubensbekenntnis und Herrngebet vor den nicht Getauften… …   Meyers Großes Konversations-Lexikon

  • Arcani disciplina — Arcani disciplina, Geheimlehre, gab es bei den Christen vom 2–5. Jahrh.; sie entstand zur Zeit der Verfolgung, indem man die wichtigsten Lehren des Christenthums nicht dem Spotte und der Verstümmelung durch die Heiden preisgeben wollte; auch vor… …   Herders Conversations-Lexikon

  • Disciplina — Disciplina, die Vorbereitung zum hl. Abendmahl bei den Socinianern; d. arcani, s. arcani d. – D. clericalis, Name einer mittelalterlichen Sammlung von Fabeln und Erzählungen, welche den Geistlichen Weltkenntniß geben sollte und mit dem… …   Herders Conversations-Lexikon

  • Эзотерическое христианство — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей …   Википедия

  • Discipline of the Secret — • A theological term used to express the custom which prevailed in the earliest ages of the Church, by which the knowledge of the more intimate mysteries of the Christian religion was carefully kept from the heathen and even from those who were… …   Catholic encyclopedia

  • Esoteric Christianity — The Temple of the Rose Cross, Teophilus Schweighardt Constantiens, 1618 …   Wikipedia


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»